Неонацист или исламский экстремист? Кем был хабаровский стрелок
Стрельба в хабаровском УФСБ оказалась с весьма запутанной предысторией. Пока основная версия, присутствующая в СМИ, звучит так: молодой исламист-неонацист 1999 года рождения каким-то образом сумел обокрасть стрелковый клуб, достать оружие и устроил пальбу в здании краевого УФСБ. В результате погиб один оперативник, переводчик, охранник тира и сам стрелок. При этом запрещенная в России ИГИЛ взяла на себя ответственность за кровавую акцию, впрочем, в СКР это поспешили опровергнуть. Эксперты Накануне.RU поделились своими мнениями по поводу случившегося.
Политические и религиозные взгляды хабаровского стрелка сразу стали предметом интереса силовиков и журналистов. Сначала стало известно, что молодой человек уже состоял на учете у правоохранителей как участник неонацистской группировки "Штольц" однако ряд СМИ сообщили, что год назад 17-летний стрелок принял ислам, а вскоре на сайте запрещенной в России террористической группировки ИГИЛ появилось заявление о том, что она берет на себя ответственность за случившееся. В сети интернет бродят фотоскрины, сделанные якобы из реальной переписки стрелка в соцсетях, однако и они не проливают свет на важные подробности случившегося.
Силовики продолжают настаивать на том, что молодой человек был неонацистом. Следственный комитет и вовсе призвал на своем сайте игнорировать заявление исламских террористов.
"Полученные на настоящий момент данные позволяют следствию полагать, что преступление совершено приверженцем неонацистских взглядов, исповедующим ненависть к людям иных национальностей. При этом у следствия нет никаких оснований, подтверждающих связь нападавшего с международной террористической организацией, якобы приписавшей себе это преступление", - говорится в сообщении СК.
Версии о неонацистских взглядах стрелка, судя сообщениям на сайте УФСБ, придерживаются и в этом ведомстве.
Кроме того, уже на следующую ночь после нападения правоохранители якобы задержали остальных членов неонацистской группировки числом девять человек. У одного из них, на квартире сожительницы, обнаружили автомат "Калашникова", сообщает "Комсомольская правда". Это же издание сообщало и о стрельбе в подъезде одного из домов в Хабаровске, где, по данным СМИ, также проходило задержание подельника стрелка.
На фоне всего этого остается до сих пор неясным, был ли молодой человек неонацистом, "игиловцем" или и тем, и другим.
"Принял ли он ислам, мог ли он принять ислам? Вопрос, видимо, так и останется неизвестным, - говорит исламовед Роман Силантьев. - Исходя из того, что я знаю, не будучи в Хабаровске и не будучи знаком с материалами следствия, я могу допустить, что поскольку отец его был азербайджанец, а сам он был неонацистом, это было вполне вероятно. Неонацисты склонны питать симпатии к исламу. Да и дружков его поймали, а они оказались мусульманами. Это все говорит в пользу того, что человек мог очень быстро самоидентифицировать себя с ИГИЛ, при этом оставаясь фашистом. Таких случаев известно немало. Неофашизм идеологически никак не противоречит идеологии ИГИЛ. При этом игиловец-неофит мог и про Вальгаллу [в соцсетях] что-то оставить. По факту, надо воспринимать это как игиловский теракт. Что там было на самом деле, надеюсь, власти разберутся, хотя без допроса самого преступника мы можем так и не узнать, кем он на самом деле был. Однако у него, как оказалось, остались сообщники".
Впрочем, он также добавил, что нередки и случаи, когда ИГИЛ берет ответственность не за свои теракты.
"Вполне могут и за действия одинокого сумасшедшего человека взять ответственность", - пояснил исламовед.
Член Совета по правам человека при президенте РФ Максим Шевченко считает, что хабаровский стрелок был "одиноким психопатом на наркотиках".
"В наше время любого психопата под наркотиками можно направить куда угодно. Сумасшедших полно. Парень решил попасть в Вальгаллу. Желание попасть в Вальгаллу трудно совместить с хождением в мечеть. Точно так же, как он ходил в мечеть, он ездил на троллейбусе, ходил к стоматологу, смотрел программы Дмитрия Кисилева. Массу вещей он в жизни делал, кроме того, что ходил в мечеть, и что из этого повлияло на его решение, можно только предполагать. Я не представляю, чтобы кто-то в мечети сказал ему: возьми и убей охранника стрелкового клуба, возьми карабин и устрой стрельбу в приемной ФСБ. Связи я тут не вижу, а вот с наркотиками и культом силы, который пропагандируют в неонацистских кружках, связь вижу", - говорит Шевченко.
При этом симпатии сторонников неонацизма в России к идеологии организации "Исламское государство" исламовед Роман Силантьев объяснил "ненавистью к системе".
"Общее тут - ненависть к системе существующей. Вот у нас некоторые белогвардейцы предлагали хоть с чертом объединяться против большевиков – это та же самая история", - комментирует Силантьев.
По мнению члена СПЧ при президенте РФ Максима Шевченко, ислам в России смещен в контркультурный и маргинальный контекст. "В результате молодые люди, которые хотят какого-то радикального протеста, уверены, что мусульманином быть круто. Якобы быть мусульманином – значит идти против общества. При этом большая часть мусульман – нормальные люди, и они-то как раз ни о чем таком не помышляют, но какая-то часть людей принимает ислам, потому что этот шаг якобы ярко свидетельствует их протест против толпы и против общества", - говорит Максим Шевченко.
Исламовед Роман Силантьев уверен, что основной вывод, который можно сделать из трагедии в Хабаровске, что людей, которые "ведут экстремистскую пропаганду или просто ассоциируют себя с фашистами, надо нейтрализовывать до того, как они вступят в ИГИЛ и начнут кого-то убивать".