Асад медленно окружает провинцию Идлиб
Сирийская армия успешно контратаковала джихадистов в провинции Хама, выбив боевиков из поселения Хальфая. Ряд аналитиков полагает, что таким образом подконтрольные президенту Башару Асаду войска существенно срезали так называемый латаминский выступ, который иногда сравнивают с дебальцевским, хотя бы потому, что Хальфая является важным транспортным узлом, который боевики превратили в укрепленную позицию.
Взятие поселения Хальфая на севере провинции Хама военные эксперты назвали значительным успехом сирийской армии. Армия Асада смогла срезать почти треть латаминского выступа, прорвать одну из двух оборонительных линий южного фронта боевиков и отбросить изрядно потрепанные отряды боевиков к самому Аль-Латамину – оплоту боевиков в Хаме. Удачное наступление армии может стать прологом к окончательному освобождению Хамы и выходу к границам Латакии и Идлиба.
Вместе с тем, Хальфая переходит из рук в руки уже третий раз за войну. А последняя атака на провинцию Хама боевиками была предпринята в прошедшем марте. Критично настроенные к Асаду эксперты отмечают, что и нынешняя контратака его войск призвана лишь восстановить положение в Хаме. Хотя сирийцы собрали максимум сил для удара, сняв их с провинций Алеппо и Хомс. Блогер Эль Мюрид пишет, что мобильный резерв Асада, который раньше насчитывал 10-15 тыс. человек, истощился и теперь едва ли наберет 6 тыс. Аналитик предрекает, что к лету перед Кремлем может встать вопрос о вводе наземного контингента в Сирию.
По мнению военного эксперта Накануне.RU Владимира Евсеева, до отправки армейских соединений на помощь Асаду в кампании 2017 года дело не дойдет. Войска Асада действительно терпят нехватку в живой силе и технике, поэтому действуют аккуратно и не атакуют сразу на нескольких фронтах. В северной Хаме сирийцы подбираются к южным границам провинции Идлиб, цель – окружение Идлиба со всех сторон:
– Сейчас Идлиб не является первоочередной целью для сирийских войск. Освобождение провинции Идлиб возможно только после договоренностей с Турцией. 3 мая в Москву прилетает Раджеп Эрдоган, будет обсуждаться в том числе и возобновление астанинского формата переговоров. Пока не будет договоренностей с Турцией, активных боевых действий в Идлибе не будет. Будет происходить освобождение провинции Хама и провинции Алеппо.
Кроме того, под боевиками находится часть провинции Латакия. Освобождение всех этих территорий может стать частью большой операции по окружению провинции Идлиб. Эта операция выполнима, особенно если привлечь для этого курдов, а вот операция по освобождению маловероятна, потому что и сил нет, а главное – открытая граница с Турцией.
Ближайшей же задачей сирийской армии может стать освобождение города Ракки. Тут все также будет зависеть от дипломатических договоренностей, но уже от российско-американских. Тогда курды будут окружать город, а освобождать будет сирийская армия при поддержке российского спецназа.
Проблема в том, что сирийская армия не может одновременно бороться со всеми джихадистами. Задача одновременно освобождать Идлиб и Ракку невыполнима, тем более, что по Идлибу надо договариваться с Турцией, а с США по Ракке.
Появляется и еще одна проблема, на юге Сирии вблизи иорданской границы формируется буфер – из вооруженных сил США, Иордании и Великобритании. Похожий буфер сформирован Турцией на севере. Цель его формально – борьба с запрещенной в России ИГ, а на самом деле – не пустить на эту территорию "Хезболлу". Этот буфер – тоже точка обострения.
Таким образом, пока речь идет лишь о расширении зоны контроля войск Асада, но все остальное будет решаться уже в диалоге с другими внешними игроками. При этом расширения военного присутствия России ожидать не стоит, зато возможно усиление работы ВКС, которые как раз работают по Идлибу и Хаме.