"Сибирский список" КПРФ рвется на выборы президента?
Новый стиль внутренней политики при Сергее Кириенко продолжает сокрушать привычные для элит шаблоны. На этот раз в центре внимания оказалась партия КПРФ, которая никак не может определиться со своим кандидатом на президентских выборах 2018 года. До старта кампании, по политтехнологическим меркам, осталось не так много времени, лидер "эсеров" Сергей Миронов, лидер ЛДПР Владимир Жириновский уже заявили о своем участии, а коммунисты по-прежнему хранят молчание. Журналисты питаются утечками из партии и предположениями политологов. Последние объясняют все как раз тем, что совершенно неожиданно для КПРФ в Администрации президента решили не торговаться с коммунистами по поводу выбора "красного" кандидата. Подробности – в материале Накануне.RU.
Ранее сообщалось, что своего кандидата на выборы президента КПРФ должна объявить 27 мая на отчетно-выборном съезде. Внутри самой партии от этого мероприятия не ждут сюрпризов, и, вполне вероятно, что в очередной раз на выборы пойдет Геннадий Зюганов. Однако в 2017 году факторов, которые могут помешать выдвижению Зюганова, существенно больше, чем в прошлые.
Первый такой фактор, собственно, кризис в организации. Выступление КПРФ на сентябрьских парламентских выборах назвать удачным трудно, коммунисты впервые в истории чуть не уступили ЛДПР второе место, и о том, что в Компартии пора менять лидера, заговорили еще до окончательного подсчета голосов и объявления результатов. Осенью и зимой 2016-го скорая отставка Зюганова казалась самым логичным итогом, тем более, что, в отличие от своих конкурентов на поле системной оппозиции, КПРФ располагает длинной скамейкой политиков, способных занять место лидера. Однако коммунисты предпочли сохранить статус-кво, а в итоге получили нечто похожее на кулуарную борьбу за власть и свою локальную операцию "преемник", потому что претендентов на место Зюганова немало.
Несмотря на это, в том, что в КПРФ в обозримое время сменится лидер, сомневаться не приходится, считает политолог Дмитрий Абзалов.
"Смена руководства в КПРФ, а потом в ЛДПР произойдет уже в следующем избирательном цикле", – говорит Абзалов.
Маневры потенциальных преемников Зюганова начинаются уже сейчас, перед президентской кампанией, поскольку участие в ней – серьезный инструмент укрепления позиции в партии. Участие выборах президента – это, в первую очередь, бесплатное эфирное время на федеральных телеканалах, которого коммунистам, по сравнению с той же ЛДПР, в остальные периоды выделяется меньше, считает Абзалов. Также это повод получить как бюджетные, так и спонсорские средства на пиар и рекламу. Поэтому этим инструментом не прочь воспользоваться и сам Геннадий Зюганов, чтобы решить целый ряд задач. Основная цель Зюганова – сохранить свое влияние, чтобы выбранный им преемник не стал причиной раскола в КПРФ после президентских выборов.
"В скором времени готовится смена власти в КПРФ, поэтому Зюганову хотелось бы до поры свои позиции в партии сохранить. В федеральном центре при этом хотят видеть кандидатом в президенты именно Зюганова, и это очень важно для него, потому что позволяет играть от следующего: делегаты съезда попросят его идти на выборы, и так он сохранит свои аппаратные позиции в КПРФ, но при этом сможет нивелировать недовольство в аппарате, потому что там это будет воспринято как решение АП. Такой сценарий позволит ему сохранить ресурс при операции "преемник". Афонин (секретарь ЦК КПРФ Юрий Афонин – один из фаворитов в гонке преемников Зюганова, – прим. Накануне.RU) пока еще не обладает необходимой узнаваемостью, его необходимо продвигать, но делать это аккуратно, тем более, что вполне может произойти раскол, тенденции к которому есть: например, поведение Клычкова и Рашкина", – говорит Дмитрий Абзалов.
Выбирать Зюганову есть из кого. Ранее специалисты Центра политического анализа публиковали доклад, где в качестве наиболее вероятных преемников Зюганова назывались руководители ЦК Владимир Кашин, Дмитрий Новиков, Юрий Афонин и Валерий Рашкин. Характерно, что шансы "красных" губернаторов Сергея Левченко и Вадима Потомского, как и "красного" мэра Анатолия Локтя оценивались экспертами весьма не высоко. Однако некоторого томления по поводу политической карьеры своих региональных боссов в партийных ячейках это не сняло. Так, в Новосибирске, вотчине Анатолия Локтя, надеются, что Зюганов объявит кандидатом в президенты мэра города, когда 19 мая приедет на юбилей Сибирского отделения Российской академии наук.
"Вариантов, кого могут выдвинуть, несколько. Например, это люди из сибирского списка, ведь они могут подкрепить свои амбиции большими деньгами. Первый тут даже не Левченко, а Локоть. За ним стоят огромные деньги, Новосибирск – это двухмиллионный город. У Новосибирска мощные спонсоры, в первую очередь, с так называемого Гусинобродского рынка, это такой Черкизон местного масштаба. Соответственно, за ним стоит очень серьезная группировка бизнесменов, которые его и в мэры толкали, а теперь могут и президентские выборы спонсировать. Цель, разумеется, не выиграть выборы, а создать задел для выборов губернаторских", – говорит бывший сотрудник Администрации президента, политолог Олег Матвейчев.
Предложением вернуть Госплан сам о себе заявил иркутский губернатор Сергей Левченко, созвав в Москве специальную пресс-конференцию, где рассказывал о собственной модели развития регионов.
"В Москве прошла пресс-конференция губернатора Иркутской области Сергея Левченко на тему: "Загрузка новой экономической и политической модели: апробация в регионе, масштабирование на страну". Невозможное возможно. Я скептически относился к возможности выдвижения Левченко на пост президента РФ. Но признаков возможности его участия в президентских выборах все больше. КПРФ вполне может после консультаций в АП сделать такой финт ушами. Кампанию это размочит и оживит. Все лучше, чем Зюганов", – комментирует в своем Фейсбуке политолог Константин Калачев.
"Левченко уже начал позиционировать себя как федеральный политик, и, я думаю, его тестируют на эту тему. Больше у коммунистов нет никого. Локоть – мэр, а не губернатор, и у него крупные репутационные проблемы, гораздо более серьезные, чем у Левченко. Ему сложно будет выйти на федеральный уровень, у него нет истории успеха, а Левченко хоть что-то может «продавать»", – говорит политолог Евгений Минченко.
Внутри самой Компартии шансы на выдвижение в 2018 году кандидатуры нового амбициозного политика оценивают невысоко. Как сообщают источники Накануне.RU в КПРФ, лейтмотивом прошедшей недавно встречи секретаря ЦК КПРФ Сергея Обухова с партийными политтехнологами была мысль "Если не Зюганов, то кто?". Обухов якобы аргументировал это тем, что у Зюганова самая высокая узнаваемость на федеральном уровне, которой нет у потенциальных кандидатов, поэтому он должен выдвигаться. Впрочем, такое объяснение не показалось молодым партийцам убедительным.
Пауза, которую взяли коммунисты перед объявлением своего кандидата на выборы президента, объясняется не только внутренними разборками. Ключевая проблема – отсутствие отмашки из Администрации президента, отмечает политолог Олег Матвейчев. Как уже писало Накануне.RU, политические элиты пребывают в некотором смятении из-за того, что при Сергее Кириенко в УВП предпочитают слушать, конспектировать, собирать предложения из разных источников, а не давать четкие распоряжения и разнарядки, предоставляя также игрокам возможность решать самим.
"Проблема состоит в следующем, партия КПРФ хотела бы услышать некий запрос со стороны АП на то, как им лучше поступить. Грубо говоря, КПРФ все равно. Могут выдвинуть Зюганова, могут выдвинуть молодого. Но если АП попросит о любой из этих услуг, например, выдвигайте Зюганова, коммунисты бы сказали, что хотели бы выдвинуть молодого, но раз просите Зюганова, дайте нам что–то за это. Если Администрация президента попросит молодого, то они скажут, вы знаете, мы так хотели молодого, а вы просите Зюганова, и тоже попросят за это что-то. Но дело в том, что Администрация президента не торгуется и ничего не просит, она просто оставила выбор кандидата на собственное усмотрение партии. Кого хотите, того и выдвигайте, а нам все равно. В итоге возник определенный кризис в КПРФ", – заключает Олег Матвейчев.