28 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBiLgE
Цена обшивки вагонкой на http://remont.youdo.com/carpentry/tree/tag/vagonka/.
Аренда Каблука на http://perevozki.youdo.com/arenda/ijkabluk/.
Установка отопления на http://remont.youdo.com/plumbers/heating-systems/.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Экономика В России

Правительство закладывает "мину" под нефтегазовую отрасль

СМИ пишут о том, что Минфин, Минэкономразвития, Минэнерго согласовали проект распоряжения правительства о полном изъятии дивидендов госкомпаний у "Роснефтегаза". По данным "Ведомостей", осталась только политическая воля.

В первую очередь, дивиденды касаются, конечно, нефтегазовых компаний. "Роснефтегаз" владеет контрольным пакетом (50% плюс 1 акция) "Роснефти", а также 10,97% "Газпрома". Он должен, как и все госкомпании, направить на дивиденды 50% прибыли, однако теперь может быть принято иное решение.

По данным СМИ, "Роснефтегаз" может получить от своих компаний в этом году почти 100 млрд руб., а в правительстве рассчитывают в 2017 г. в целом от госкомпаний получить в бюджет около 150 млрд руб. Таким образом, львиная доля собираемых дивидендов ложится на "Роснефтегаз".

Однако политика правительства в отношении нефтегазового сектора в последнее время не просто лишена логики, она закладывает под отрасль "бомбу" замедленного действия, которая рано или поздно рванет, уверен директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Об этом он рассказал в интервью Накануне.RU.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: Как Вы в целом смотрите на такое решение? Ему дадут "зеленый свет" или снова будут какие-то исключения?

Константин Симонов: Я думаю, что в итоге у этой нормы окажется слишком большое количество исключений. Уже сейчас мы видим, что под разными предлогами компании находят аргументы, чтобы эту норму к себе не применять. А поскольку у нас все-таки отрасль достаточно сконцентрированная, то уже три исключения в списке – и этот норматив особого смысла иметь не будет.

"Роснефть", например, заявила, что она не является государственной компанией и принадлежит не государству, а "Роснефтегазу". Довольно странное, конечно, ухищрение, но напомню, что это позволило "Роснефти" купить, например, "Башнефть". Хотя были очень серьезные сомнения, считать ли "Роснефть" государственной. Все понимают, что "Роснефть" - государственная компания, но она говорит иначе.

А если так прикрываться "Роснефтегазом", то дальше то же самое может сделать и "Газпром". То есть контрольный пакет "Газпрома" уже государству не принадлежит, значит, там тоже могут сказать, что это не государственная компания, извините, контрольный пакет не у государства. То есть уже два самых крупных налогоплательщика, получается, не являются по этому критерию государственными.

Вопрос: Но раньше некоторые компании отказывались платить и 50% – на то есть веские аргументы?

Константин Симонов: Главный аргумент наших компаний, почему они не могут заплатить 50% - потому что они эту прибыль тратят на крупные инвестиционные проекты. У "Роснефти" последнее время они все где-то очень далеко находятся (это и покупка нефтехимических заводов в Индии, и покупка блока на шельфе Египта, и проекты в Венесуэле, в Бразилии) – все это проекты на десятки миллиардов долларов. Но у "Газпрома" все проекты, наоборот, в России.

И у "Газпрома", например, в этом плане довольно серьезные аргументы – у них инвест-программа почти на триллион рублей. При этом проекты, придуманные, скорее, не "Газпромом", а государством: "Северный поток-2", " Турецкий поток", "Сила Сибири". В этом плане у "Газпрома" достаточно насыщенная инвест-программа. Возникает к правительству вопрос - так вы тогда определитесь, выполнять эту программу или нет? Взять ту же "Силу Сибири" – уже не за горами 2019 г., а по контракту в 2019-2021 гг. надо поставки начинать. Будут отставания – возникнут сложности.

И здесь в чем-то нефтегазовые компании понять можно, потому что правительство по-прежнему не желает менять налоговую политику, но при этом хочет все больше денег брать с компаний в разных видах.

Совещание по экономическим вопросам, Медведев, Шувалов, Дворкович, Правительство|Фото: government.ru

Вопрос: Чего таким образом добивается правительство?

Константин Симонов: Я вижу, что у Правительства логика такая – поскольку денег нет, надо "доить" нефтегазовый комплекс, невзирая на то, что там происходит. И Правительство не хочет разбираться, что там происходит. Скажем, упали нефтяные цены, упали соответственно газовые цены, упала выручка компании, правительство это не волнует, оно требует деньги - где хотите, там и ищите, сокращайте издержки, у вас их много.

Даже взять историю с налогами – этот "эксперимент" с НДД. Эксперимент очень интересный – новая налоговая система должна стимулировать инвестиции в "гринфилды", но вместо этого Минфин говорит, что у него выпадающие доходы в 150 млрд руб., поэтому компании их должны компенсировать. Логики я не вижу вообще никакой в этом. Поэтому я думаю, что правительству надо как-то определиться в целом, потому что налоги и дивиденды связаны между собой. Надо комплексно решать задачу со льготами, налогами и дивидендами, а у нас получается так, что правительство мыслит в такой логике: нам неважно, какая налоговая система, важно, чтобы у нас налоговые сборы не снижались, мы против исключений, но при этом хотим, чтобы вы еще заплатили повышенные дивиденды.

Это все отражает непонимание того, вообще нужен ли нефтегазовый комплекс стране? Потому что, если он не нужен – тогда можно взять и дивиденды по максимуму, и налоги по максимуму, а через 5 лет останемся у разбитого корыта. Может быть, Правительству так и хочется? Ведь периодически высокопоставленные члены Правительства нам говорят, что через 10 лет нефтегазовый комплекс в мире вообще не нужен будет. Если они исходят из этой глупости – ну, тогда давайте, продолжайте в том же духе.

Вопрос: А Вы не считаете, что вся история с "Роснефтегазом" и 100% дивидендов может быть просто "уткой"?

Константин Симонов: Такая точка зрения была, но все-таки я считаю, что попытки отъема дивидендов, конечно, будут сделаны. Я думаю, что это не "утка", а вполне реальная идея. Но дело в том, что "Роснефтегаз" сейчас вообще на особом режиме находится.

Вопрос: Почему именно "Роснефтегаз"?

Константин Симонов: "Роснефтегаз" – достаточно специфическая компания. Вот, например, "Роснефть" или "Газпром" платят дивиденды, а остальное пускают на свои инвестиции. А "Роснефтегаз" – это такая "шкатулка с деньгами", которая может тратить эти деньги, куда захочет. То есть, если компания зарабатывает и половину прибыли оставляет себе, она показывает, куда она их тратит. А "Роснефтегаз" как бы говорит – я эти деньги потрачу, но не скажу вам куда.

Это же компания, которая ничего не делает. Она нефть не добывает, газ не добывает, ничего не строит, это ее принципиально отличает от "Роснефти", от "Транснефти", от "Газпрома". В этом плане, конечно, если разобраться с дивидендами "Роснефтегаза", то сумма огромна, и я думаю, что это реальная попытка Правительства контролировать эти деньги. Но вопрос – дадут ли ему это делать или нет? Я бы на месте Правительства начал не со 100%, а с того, чтобы хотя бы предать публичности, как "Роснефтегаз" тратит деньги. 100% они, конечно не получат, но давайте хотя бы публичной сделаем информацию?

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: То есть Правительство и профильные министерства интересует только сбор денег? А для развития отрасли оно что-то делает?

Константин Симонов: Нефтегазовый комплекс – это отрасль с длинным инвестиционным циклом. Если вы сегодня сделаете инвестиции, то по многим проектам получите какую-то отдачу примерно через 10 лет. Это аксиома – в любом учебнике написано, что самое главное для этой отрасли – стабильный фискальный режим. То есть, чтобы вложиться в новую скважину или новую трубу, вы должны понимать, сколько с вас государство будет собирать денег. Тогда вы будете принимать решение – вкладывать деньги или нет.

А если у вас каждый год меняется режим налоговый, режим дивидендов, то как вы вообще будете функционировать в этой ситуации? Совершенно неясно. Отсюда возникает большое количество вопросов, но поскольку у нас сейчас выборы на носу, "форс-мажоры" сплошные, то правительство не может на эти вопросы давать ответы. У них все потом-потом, у них тут дыра, там дыра, надо все латать, а с нового года все будет по-другому. Ну, так тоже нельзя.

То есть Правительство занимается тем, что по-прежнему видит в нефтегазовом комплексе, прежде всего, источник денег для бюджета. Но вопрос развития самой отрасли Правительство не интересует. И частично, я думаю, Правительство убеждает себя в правоте своей мысли этими сказками на тему того, что через 10 лет никакая отрасль уже будет не нужна, а кругом будут солнечные батареи.

Вопрос: И как такой подход скажется в итоге?

Константин Симонов: Конечно, это скажется негативно. Потому что в совокупности с налоговыми изменениями, которые совершенно не ведут к сокращению налоговых выплат, очевидно, что это приведет к падению инвестиций в нефтегазовый комплекс и создаст в перспективе через несколько лет очевидные риски, в том числе и с уровнем добычи.

Пока ситуация относительно комфортная, потому что уже были сделаны инвестиции, которые сейчас дают отдачу. Но если закладывать такую "мину" под отраслью на будущее – рано или поздно она рванет.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС