Право наций на самоопределение. О разном его смысле и цели при социализме и капитализме
Право наций на самоопределение почему-то трактуется на западе исключительно как право на отделение. Вероятно все потому, что в парадигме капиталистического и любого эксплуататорского общества лежит стремление народов избавиться от эксплуатации и ущемления прав разного рода, а это возможно только при отъединении, разъединении, разделении.
На этом основаны и обвинения Владимира Ленина капиталистами России в том, что он, якобы, "заложил бомбу под фундамент России" тем, что убедил Иосифа Сталина принять положение о самоопределении наций в основу строительства государства – Советского Союза.
На самом же деле Ленин понимал, что самоопределение наций при социализме – это в первую очередь добровольное присоединение народов к другому народу, организация жизни которого имеет в своем содержании более высокий уровень справедливости и свободы, а, следовательно, счастья. И что к народу, который построил свою жизнь на основе более справедливого общественного устройства – социализма, непременно потянутся и другие народы.
Ленин оказался безусловно прав. Он ведь не открывал никаких законов. Это непреложный закон человеческой жизни, который известен абсолютно всем, его знает и по этому закону живет каждый человек. Человек ищет место на Земле, где больше справедливости, где больше свободы, и воюет за справедливость и свободу всю историю человечества и будет искать и продолжать бороться за свободу и справедливость до тех пор, пока человечество существует. Потому что это борьба за счастье. Так и произошло в действительности с созданием СССР.
В результате социалистической революции, совершенной русским народом, к нему потянулись все народы мира, как народы, входившие в бывшую Российскую империю, разваленную эксплуататорами разного рода по принципу "разделяй и властвуй", так и народы всех остальных стран планеты. И пока существовало более справедливое общественное устройство – социализм – жила страна Советский Союз, и к ней тянулись все народы мира, организуясь добровольно в социалистическую международную систему. С изменением же курса общественной жизни с социализма на капитализм в руководстве страны на территории бывшего Советского Союза установился крайне несправедливый, рабский режим эксплуатации человека человеком, с центром в Москве – сердце русского народа, и страна естественным образом стала разваливаться на отдельные националистические образования по принципу, где у всех народов к власти пришли такие же эксплуататоры.
И когда Ельцин заявил о том, что каждый может взять власти столько, сколько захочет, в отличие от такого же утверждения Ленина, объединившего страну, Ельцин страну развалил.
Таким образом, право наций на самоопределение при социализме и капитализме имеют разную цель и разный результат. При капитализме – это стремление к разъединению, отделению, что мы и наблюдаем все 25 лет на постсоветском пространстве вплоть до войны между частями одного народа, как на Украине. При социализме, то есть при более справедливом общественном строе без эксплуатации человека человеком, право наций на самоопределение работает на добровольное присоединение народов к народу с более справедливым общественным устройством.
Елена Бобрикова специально для Накануне.RU