Александр Жилин: У переноса авиасалона МАКС в Кубинку есть как плюсы, так и минусы
В Минпромторге обсуждается возможность переезда Международного авиационно-космического салона МАКС из Жуковского в Кубинку, в парк Минобороны "Патриот". Ещё в сентябре 2016 г. замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что такие планы есть, это "позволит сконцентрировать всё в одном месте, где создана достойная инфраструктура и условия для предприятий ОПК и посетителей". Также, напомним, обсуждается переезд именно в это место из Нижнего Тагила выставки Russian Arms Expo. МАКС существует с 1993 г., RAE – c 1999 г. В парке "Патриот" Минобороны концентрирует военные музеи страны и теперь, видимо, начинает концентрировать военные салоны и выставки. Насколько это оправданно и каковы перспективы объединения выставок на одной площадке? Своим экспертным мнением об этом с Накануне.RU поделился полковник ВВС в отставке, руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем Александр Жилин:
– Я думаю, что планы по выставкам связаны, прежде всего, с идеей, чтобы в одной точке собрать все торговые марки и таким образом приучить потенциальных покупателей, представителей стран к тому, что всё будет происходить в одном месте. И, всё же, я не могу однозначно высказаться по этой инициативе, потому что у неё есть свои плюсы и свои минусы.
МАКС в Жуковском - это всё-таки уже история, это уже легенда, а самое главное - это воздушное пространство, которое позволяло демонстрировать всё, на что способны авиаторы разных стран. В условиях загрузки воздушного пространства всё это делалось весьма и весьма профессионально. В связи с этим собиралось огромное количество народу, который тоже уже приучен к тому, что раз в два года проводится МАКС. И сложно сказать, насколько быстро народ переориентируется на новую площадку МАКСа.
Фактически мне пришлось наблюдать истоки этого авиасалона, когда ещё маршал авиации Шапошников имел большое влияние в Кремле, и он прикладывал огромные усилия для того, чтобы этот международный авиасалон действительно был достойным, а местные власти имели отдаленное отношение к выставке. Теперь за неё берется Минобороны, решая несколько задач. Прежде всего, это центр воспитания, что нужно сделать обязательно. Кроме того, это коммерция авиапромышленности, военной авиапромышленности и военно-промышленного комплекса, поэтому Министерство обороны имеет какую-то долю за счёт этих показов. Всё в комплексе надо рассматривать.
Наверное, если подходить с такой позиции, то объединение в Кубинке действительно может быть удобным, потому что тогда там будут созданы совершенно уникальные условия для торгов, для переговоров, для показа техники. Будем надеяться, что, если это решение будет принято, то оно будет продуманно и послужит на пользу.
Сам Жуковский после переноса авиасалона выживет, потому что его уже сделали международным аэропортом, и туда понемногу начинают отдавать рейсы — это Белоруссия, Киргизия, Казахстан, и я думаю, что дальше всё будет только лучше. Во времена либерального разгрома нашей страны при Ельцине у нас было закрыто 40% аэропортов по стране. При нашей-то коммуникации дорог и при наших территориях это был тяжелый удар. Сейчас это всё постепенно восстанавливается, и думаю, что Жуковский справится с задачей.
А вот что касается Нижнего Тагила, то мне будет обидно и больно, если оттуда заберут RAE. Потому что там всё организовывалось очень хорошо, и содействовало развитию региона. А собрать всё в ближнем Подмосковье можно, но вряд ли это целесообразно с точки зрения развития. Когда это проводится поближе к производственным площадям, либо к научно-исследовательским центрам - это здорово. Всё-таки Кубинка — это Подмосковье, может, и не следовало буквально всё переносить туда. Ведь у нас есть другие регионы.