Экономическую стратегию "от промышленников" направят на рассмотрение Путину
Реальному производству не по пути с мифами КудринаНедавняя статья Алексея Кудрина про "пять опасных мифов" в экономике оказалась похожа на использование "запрещенных приемчиков" – вместо честной борьбы программ экономических реформ бывший министр финансов начал действовать "на упреждение угрозы". И угроза в данном случае – не просто красное словцо.
Оппоненты Алексея Кудрина и его ЦСР – известные экономисты, промышленники, практики и просто профессионалы своего дела. Кроме того, что они могут разоблачить самого Кудрина с его "мифами", они предлагают и свои программы реформ, которые призваны обеспечить не "замедление падения" ВВП, а полноценный рост.
О не "мифической" экономической программе Накануне.RU рассказал один из ее соавторов, председатель Совета Торгово-промышленной палаты (ТПП) по конкурентоспособности и промышленному развитию, сопредседатель Московского экономического форума Константин Бабкин.
Вопрос: Расскажите, на какой стадии сейчас находится ваша программа? Сообщается, что уже в ближайшее время Путин будет определяться с экономической стратегией, и наработки есть не только у Кудрина.
Константин Бабкин: Мы год работали над программой в рамках Совета Торгово-промышленной палаты (ТПП) по конкурентоспособности и промышленному развитию. Ее контуры уже были готовы к декабрю, потом велась работа по сбору замечаний и доработке. Мы и в регионах ее обсуждали, и в Академии наук, в отраслевых союзах. Сейчас программа уже готова к тому, чтобы ее направить президенту России. Мы ждем решения от президента ТПП Сергея Катырина – он должен уже на днях ее отправить руководству страны.
Но мы понимаем, что наша программа находится в конфликте с кудринской политикой, политикой Центробанка, с нынешней налоговой политикой – и вопрос сейчас в том, решится ли руководство ТПП предложить такой серьезный поворот.
Это вопрос воли. Большая проблема, по сути, у нас в стране – недостаток воли. Все остальные объективные факторы для развития у нас есть.
Вопрос: Что представляет собой программа? С чем были связаны доработки?
Константин Бабкин: Мы видим большой потенциал у экономики России, а для того, чтобы его реализовать, мы предлагаем взять за основу новую индустриализацию. Вся экономическая политика должна быть нацелена на то, чтобы в России сделать выгодным несырьевое производство.
Эта задача уже разбивается на три сегмента: во-первых, нужно изменить внешнеторговую политику, отказаться от "главной ценности" – членства в ВТО, ввести разумный протекционизм во внешней торговле. Теория такого протекционизма была разработана еще в конце 19 века Менделеевым и успешно применялась.
Во-вторых, мы предлагаем изменить политику Центробанка – от завышенной ключевой ставки, от завышенной стоимости кредитов мы предлагаем перейти к мягкой политике, к дешевому кредиту, предлагаем напитать экономику недорогими деньгами.
В-третьих, должна измениться налоговая политика – она должна быть нацелена не на то, чтобы выкачать как можно больше денег из экономики, она должна носить стимулирующий характер. Несырьевое производство, НИОКР, наука и прочее – эти вещи должны облагаться налогами в меньшей степени. Потребление иностранных товаров, покупка предметов роскоши, экспорт необработанного сырья – это все должно облагаться налогами в полном объеме. Вот такую идеологию мы предлагаем ввести в экономическую политику, и мы посчитали, что внедрение этих трех простых принципов даст сильнейший эффект для экономики.
Вопрос: Кроме МЭФ и ТПП, какие еще площадки, структуры, институты поддержат вашу программу? Вы упомянули Академию наук, презентации программы в регионах – уже есть положительные отзывы?
Константин Бабкин: Да, представляли программу в регионах – в Кемерово, в Ростове, в Нижегородской области и в других. Нигде я не услышал отзывы о том, что мы предлагаем какие-то вредные меры, которые вызовут серьезные проблемы, или что это все нереально. Нет – все соглашаются, что это вполне разумные и даже очевидные вещи. Кроме того, мы от нескольких десятков отраслевых союзов получили положительные отзывы.
Институт народнохозяйственного прогнозирования под руководством академика Ивантера просчитал наши меры – они пришли к выводу, что в результате их применения несырьевой сектор будет развиваться темпами 15% в год, вся экономика в целом будет расти темпами не менее 6% в год. Там подтвердили наши выводы.
Конечно, по моим оценкам, 6% – это мало для нашей страны, темпы роста могут быть гораздо больше. Но тут важны не цифры. Факт в том, что вывод страны из кризиса и новый исторический этап динамичного развития вполне возможен, что подтверждается и теорией, и практикой.
Вопрос: Статья Алексея Кудрина про "мифы" в экономике, кажется, пересекается с вашей программой? Что можете о ней сказать?
Константин Бабкин: Внимательно читал эту статью, понял, что Кудрин предлагает продолжать эту "кудринско-гайдаровскую" политику: дорогой кредит, вывоз денег из страны, главный жупел – "борьба с инфляцией", и этому жупелу должно приноситься в жертву все остальное, включая и социальное обеспечение, и промышленное, и аграрное развитие.
Это вредная статья, вредный экономист, вредная политика, которую он проводит и олицетворяет. С его аргументами даже, по сути, спорить сложно, потому что там набор бездоказательных штампов. И, конечно, я с ним не согласен.
Вопрос: А есть какие-то "пять опасных мифов Кудрина", на Ваш взгляд?
Константин Бабкин: Конечно. Внешнеторговая политика: для Кудрина главное – членство в ВТО, и вообще он видит Россию как отсталую страну, для которой счастье – это встраиваться в мировые производственные цепочки хотя бы на вторых ролях, а лучше на третьих. Он предлагает сделать Россию сырьевым придатком, открыть рынок и делать все, чтобы из России выгодно было вывозить сырье, а производить в России несырьевые товары было совсем не обязательно.
Мы считаем, что эти приоритеты неверные, неправильные, и нужно защищать своих производителей, создавать им комфортные условия, чтобы в России было выгодно производить.
Налоговая политика: современная налоговая политика нацелена на то, чтобы собрать максимум денег, не обращая внимания на последствия.
Мы говорим, что это неправильный подход – нужно придать налоговой политике стимулирующий характер.
Политика Центробанка: для Кудрина главное – "борьба с инфляцией", для этого он готов пожертвовать несырьевой экономикой и вообще всей страной.
Мы говорим, что это очередной миф, и инфляция – это вообще следствие неправильной политики. Инфляция должна быть, неправильно с ней бороться, надо ее использовать как фактор в своих целях. А цель всей политики – это, опять же, создание условий деятельности для людей, которые хотят созидать и производить.
Кроме того, надо упомянуть еще и налоговый маневр, лоббируемый Кудриным, который состоит в том, чтобы внутри страны поднимать налоги на потребление энергоресурсов, на потребление сырья, но при этом снижать экспортные пошлины на вывоз сырья.
Мы, конечно, и с этим подходом находимся в конфликте.
Вопрос: Если подвести итог, то что зависит от выбора экономической стратегии для России?
Константин Бабкин: Если обобщить, то главный миф "кудринистов" и "гайдаровцев" состоит в том, что Россия – несостоятельная страна, которая должна сделать все, чтобы понравиться западным корпорациям и превратиться в сырьевой придаток развитых стран.
Мы же предлагаем сделать Россию одним из мировых лидеров экономического развития. И это наше главное противоречие с "кудринистами".