МС-21 ожидает жёсткая конкуренция
РФ и КНР оспаривают долю рынка гражданских самолётов у Европы и США. Удастся ли странам скоординировать усилия?Испытательный полёт отечественного ближне- и среднемагистрального лайнера МС-21 показал, что первый этап работы над проектом завершился успешно. Это событие уже называют историческим для глобального рынка авиатехники. Кроме того, опыт, полученный в ходе работы над МС-21, позволит создавать самолеты будущего и укрепить позиции России на глобальном авиационном рынке. Однако, может ли Россия объективно считаться мировым лидером отрасли после распада советской промышленности? Как на перспективы отечественного самолётостроения повлияет фактор подъёма китайской промышленности, предлагающей сходные машины? Подробности - в материале Накануне.RU.
К достоинствам самолёта можно отнести повышенную пассажировместимость - она составляет от 130 до 211 мест, за счёт чего он сможет обслуживать как растущие пассажиропотоки, так и оставаться прибыльным в авиакомпаниях с низкими доходными ставками. Наряду с этим, в МС-21 реализованы все последние достижения в области самолётостроения. Вес машины значительно снижен за счёт применения композитных материалов, а передовая конструкция крыла позволила добиться значительных преимуществ в аэродинамике. Бортовая система технического обслуживания повысила надёжность самолёта и сократила время простоев. Инновационные решения в двигателе позволили сократить расход топлива, шум и вредные выбросы. Самолёт оснащён американскими двигателями PW1400G, но, как сообщает военный эксперт Игорь Коротченко, до конца 2017 г. планируется их замена на отечественные ПД-14, доля импортных комплектующих в которых не превышает 5%.
МС-21 предлагает пассажирам и экипажу не только надёжность и безопасность, но и уникальный комфорт. Машина имеет самый широкий фюзеляж среди среднемагистральных самолётов, что позволило увеличить личное пространство людей и создать широкий проход, который не блокируется тележками.
На сайте "Ростеха" отмечается, что машина предназначена для замены устаревающего Ту-154, но в перспективе может заменить и Ту-204. Заниматься ли теперь дальнейшим совершенствованием Ту-204 или отказаться от него в пользу МС-21 – этот непростой выбор в ближайшее время предстоит сделать специалистам и Правительству.
Заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Алексей Горяшко в интервью Накануне.RU сообщил, что МС-21 действительно может составить конкуренцию и отечественному Ту-204, например, по экономии топлива: "МС-21 – машина современная, притом, к большому сожалению, она на мировом рынке очень опоздала. В отечественном производстве внедрены новые технологии, поэтому машина нужна, и очень правильно, что за неё взялись".
Глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что до 2037 года планируется продать тысячу таких лайнеров, для чего, помимо выполнения заявленных технико-экономических характеристик, планируется также создание эффективной современной системы интегрированной логистической поддержки и послепродажного обслуживания, а также формирование выгодных финансовых моделей продаж. Впереди программа летных испытаний и сертификация по российским и международным нормам.
После этого Минпромторг намерен оказывать системную поддержку преокту для продвижения как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Президент ОАК Юрий Слюсарь оценил потребности в сегменте МС-21 в 15 тыс. новых машин в течение ближайших 20 лет. Таким образом, даже в случае полного успеха, МС-21 не претендует на значительную часть рынка.
Сергей Чемезов, руководитель "Ростеха", выступающего интегратором множества систем авиалайнера, уверен и в хорошем экспортном потенциале МС-21. В первую очередь, для динамично развивающихся рынков авиации – Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Индии, Ближнего Востока. За рубежом планируется открыть целую сеть центров послепродажного обслуживания.
Известно, что твёрдый контракт имеется на заказ 85 воздушных судов, а дочерняя структура "Ростеха" "Авиакапитал-Сервис" уже заключила договор на поставку 50 машин для "Аэрофлота".
Вместе с тем, на мировом рынке новейшая отечественная разработка встретит конкуренцию не только от "Эйрбас" и "Боинг", но и от китайского С-919. Самолёты в РФ и КНР разрабатывались почти параллельно и специалистам из КНР удалось поднять свою машину в воздух даже раньше российской. Однако, и у МС-21, и у С-919 впереди ещё долгий период сертификации. Кроме того, в обеих лайнерах относительно велика доля импортных комплектующих. Таким образом, о полностью независимом отечественном или, тем более, китайском самолётостроении пока говорить не приходится. Да и в современных реалиях подобная ситуация вряд ли возможна.
Китайская сторона сообщает о 500 заказах, имеющихся на С-919, и рассчитывает произвести около 2 тыс. таких машин.
Интересно, что и над созданием региональных авиалайнеров КНР и РФ работали практически параллельно, разработав, соответственно, ARJ-21 и "Сухой Суперджет" SS-100. При этом, китайская разработка полностью собирается из импортных комплектующих, и, несмотря на обилие предзаказов, до сих пор не пошла в широкую серию: лишь несколько машин этого типа эксплуатируются компанией Chengdu Airlines, есть сведения о закупке ARJ-21 Лаосом и Бирмой, но и в этих случаях речь идёт о единицах. Проект нельзя назвать коммерчески успешным и главным его достижением является создание базы для производства собственных реактивных пассажирских самолётов, чем Китай ранее не занимался вовсе. Отечественный "Суперджет" оказался несколько успешнее – всего выпущено около 130 машин, часть из которых продана в страны как ближнего, так и дальнего зарубежья, однако и он не составил западным концернам сколь-нибудь значительной конкуренции даже на внутреннем рынке. Что касается С-919, то в Китае намерены сначала использовать его внутри страны, а на МС-21 первые заказы поступают в основном от российских компаний. Данное обстоятельство естественным образом снизит прямую конкуренцию между машинами, однако можно ожидать борьбу за экспортные рынки, особенно в странах Юго-Восточной Азии.
Таким образом, пока и Россия, и Китай действуют в отрасли гражданского авиастороения разобщено и не демонстрируют выдающихся успехов. Стороны объединили усилия только в разработке широкофюзюляжного лайнера, получившего наименование С-929. Известно, что его производство будет локализовано в Шанхае, где уже открыт офис совместного предприятия.
Полковник ВВС в отставке, руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем Александр Жилин сообщил Накануне.RU, что говорить о том, как именно новейший российский самолёт будет конкурировать как с отечественным Ту-204, так и с зарубежными лайнерами, пока рано: "Дело в том, что самолётостроение развивается по классическим формам и примерно достижения у разных фирм одинаковые. Что касается неоспоримого преимущества России, это планер. Нам равных нет в планере. А в остальных вещах, за счёт работы технических и промышленных разведок, технологии примерно одинаковые у всех. Сказать, что он [МС-21] будет кому-то конкурентом, я не могу. Дело в том, что во времена Ельцина Россия в авиационном плане была просто убита. Можете себе представить, 40% аэропортов было закрыто, при таких-то территориях. И нам нужно большое количество самых разных самолётов. От дальнемагистральных, до ближнемагистральных, а особенно нужны лайнеры, способные садиться на грунтовые взлётки. Поэтому рынок неисчерпаем".
Что касается кооперации с Китаем, то эксперт отметил: "С одной стороны, это, безусловно политическая конъюнктура и об этом надо говорить честно. С другой стороны, если мы действительно готовы сотрудничать в новом потрясающе перспективном китайском проекте Новый Шёлковый путь, то, безусловно, мы должны развивать с Китаем кооперацию. Потому что это даст неограниченные возможности нашей промышленности, и Китай готов инвестировать в строительство заводов хай-класса, в том числе и на территории России. Поэтому если правительство западников, которое засело сегодня в Белом Доме, будет сменено на правительство не прозападное, а пророссийское, то перспективы участия России в этом проекте откроют невиданные возможности для нашей страны".