Почему киевский режим боится Юрия Апухтина
68-летний лидер харьковского сопротивления осужден на шесть лет"Считаю недопустимым, когда галицкие селяне пытаются навязать интеллектуальному и промышленно развитому Юго-Востоку, по каким законам жить, каких героев чествовать и какому богу молиться" (из последнего слова подсудимого Юрия Апухтина перед оглашением приговора).
Можно долго спорить о роли личности в истории, но фактом является то, что в самые тяжелые и переломные периоды на Руси всегда появлялись лидеры, умевшие не только собирать под свои знамена армии, но и заставлявшие врага бояться одного своего имени.
Столь пафосно звучащие слова, тем не менее, полностью подходят Юрию Апухтину. Этот немолодой (в этом году ему исполнится 69 лет) человек сумел в самом начале майдана, в 2013 году, объединить десятки разрозненных организаций Харькова в Гражданский форум, из которого после вооруженного переворота выросло движение "Юго-Восток". Организация, которая своим мирным массовым протестом пугала киевский режим больше, чем разрозненные и не организованные группы будущих ополченцев.
Пугала именно мирным массовым протестом, когда одновременно на самой большой площади страны собиралось по 50-70 тыс. человек. Пугала переговорами об объединении и координации усилий, которые Юрий Апухтин вел с организаторами протеста в Донецке и Луганске. Перспектива потерять не только Донбасс, но и Харьков означала для Киева потерю власти вообще.
Именно поэтому удар был нанесен по организатору. По человеку, который шел на любые компромиссы ради объединения протестов всех областей юго-востока страны, включая и Слобожанщину. После знаменитого прорыва машин с гуманитарной помощью из Харькова в Славянск, несколько человек, включая и Юрия Апухтина, были арестованы. Еще не окрепшая на тот момент киевская власть выпустила его из тюрьмы под залог и со следящим браслетом на ноге, запретив покидать пределы города. Но и с этим браслетом Апухтин продолжал борьбу, выступал на митингах. Вплоть до 23 августа (день освобождения Харькова). В то время, когда в Донбассе войска правящего режима варились в первых котлах, в Харькове тысячи людей с флагами движения "Юго-Восток" несли огромную многометровую георгиевскую ленту, поддерживая боровшийся Донбасс и доказывая, что Киев не найдет опоры в городе.
Но захватившие власть олигархи опирались на более эффективный союз своих западных покровителей и вооруженные банды маргиналов, националистов. Понимая, что в рамках закона невозможно подавлять мирные протесты, режим использовал банды националистов, избивавших активистов, похищавших людей, устраивавших провокации еще на подходах протестующих к месту проведения митинга. Получивший после Минска-1 передышку, киевский режим освободил тысячи карателей, направив их в областные центры для "наведения порядка". И тысячи научившихся убивать бандитов сумели загнать протест вглубь.
Но этого было мало. Понимая, что большинство живущих на юго-востоке страны никогда не станут сторонниками режима, правящая клика продолжила аресты наиболее ярких и значимых для сопротивления фигур. В то время, осенью-зимой 2014/15 года, шли активные обмены - режим Порошенко охотно менял задержанных ополченцев на своих солдат, даже отпускал политических противников, не представлявших угрозы. Именно в декабре 14-го режим решился на арест Юрия Апухтина.
Являясь вместе с ним соучредителями движения "Великая Русь", я неоднократно пытался убедить своего друга бежать из города и продолжить борьбу на неподконтрольной режиму Порошенко территории. После митинга 23 августа мне было очевидно, что больше нам не дадут собрать людей, а до ареста остаются считанные месяцы. Но соглашаясь со всеми моими доводами, Юрий Апухтин продолжал верить в то, что, действуя строго в рамках действующего законодательства, он сможет продолжать борьбу в Харькове. Оставаясь с людьми, которые ему верят и готовы за ним пойти. Никакие доводы, что из тюрьмы он уже никак не сможет повлиять на ситуацию, не смогли изменить его убежденность. Как теперь известно, в конце ноября в Киеве было принято решение об аресте. Благодаря нашим сторонникам в спецслужбах стало понятно, что счет пошел на дни. В последний раз попытавшись переубедить Юрия Апухтина и потерпев неудачу, я с несколькими сотрудниками созданного летом Информационного центра покинул подконтрольную режиму территорию, а через несколько дней моего друга арестовали прямо в зале суда.
Но даже находясь под стражей, Юрий Апухтин продолжал борьбу всеми доступными способами. В августе прошлого года, сидя в СИЗО, несломленный лидер движения "Юго-Восток" писал в своей статье для Накануне.RU : "Украине, как лимитрофному государству, свойственны три основных противоречия. Первое - кланово-олигархическая система управления государством со всеми вытекающими последствиями, второе - территориальная нестабильность Украины из-за цивилизационного раскола между Юго-востоком и Галицией, при котором проживающие здесь народы совершенно по-разному оценивают свое прошлое, по-разному смотрят на сегодняшнее состояние страны и имеют диаметрально противоположные взгляды на свое будущее, и третье - ложность выбора европейского пути развития Украины, навязываемого обществу элитами".
Нет смысла писать о том, что все последующие попытки добиться обмена лидера движения "Юго-Восток" потерпели крах. Не будет большим секретом и то, что многим "политэмигрантам" Юрий Апухтин в тюрьме был гораздо удобнее, чем на свободе. Вплоть до января этого года казалось, что обмен состоится. Несколько раз лидера харьковского сопротивления предупреждали сотрудники СБУ, чтобы он готовился к обмену. Но нет, это было лишь изощренной формой издевательства.
23 мая 2017 года бывший конструктор танков, ставший во главе мирного протеста харьковчан, был осужден на шесть лет тюремного заключения.
Апухтину инкриминировались призывы к погромам и массовым беспорядкам возле здания Харьковской облгосадминистрации весной 2014 года, а также неоднократные публичные призывы к свержению действующего строя. В частности речь шла о его выступлении на митингах, а также интервью весной 2014 года, в котором он говорил о необходимости превращения Украины в федеративную республику с созданием Юго-Восточной автономной республики "От Харькова до Одессы". А также о призывах бойкотировать президентские выборы в мае 2014 года в знак непризнания действующей власти в Киеве.
Но даже свое последнее слово Юрий Апухтин превратил в политический манифест убежденного в своей правоте человека. Уверенного, что пусть и позднее, но он все равно победит. Победит, даже оставаясь за решеткой.
Видео ноября 2016-го, речь Апухтина и требование 8 лет тюрьмы.
Видео с последним словом перед вынесением приговора.
Фото 9 мая 2014 года.
Не подлежит сомнению факт, что к законности и справедливости вынесенный приговор не имеет никакого отношения. По одной простой причине - все, работавшие с Апухтиным, прекрасно знают его принципиальную позицию - действия протестующих должны находиться строго в рамках Конституции. Именно поэтому он требовал референдума, а не силового смещения захвативших власть бандеровцев. Именно эти принципы были заложены нами в основу движения "Великая Русь" еще во времена правления Ющенко. И из нас двоих именно Апухтин был неуклонным сторонником мирного протеста.
Фактически, Юрий и тогда, и сегодня, требовал ровно того же, чего требуют на словах от Киева и американцы, и европейцы. Того, что прописано в Минске - федерализация страны, предоставление регионам права самим решать вопросы своей жизни, отстранение от власти незаконно захвативших ее сил и судебное преследование организаторов вооруженного переворота. Равно как и всех, совершивших преступления, пользуясь покровительством правящего режима.
"Если посмотреть, что происходит в последние годы, все меньше заводов, институтов, больше базаров, развлекательных центров… Галицкие селяне пытаются навязать интеллектуальному и промышленно развитому юго-востоку, по каким законам жить, каких героев чествовать и какому богу молиться... Я не удобен новой власти, которая проводит антинародную политику ... и потому она старается меня изолировать".
Так оно и есть. Прошедшие годы доказали, что именно невоенного поражения больше всего боится правящий режим. Угроза для всей правящей камарильи кроется прежде всего именно в том, что народ не с ними - народ против них. И такие как Юрий Апухтин опасны режиму именно тем, что олицетворяют и готовы в любой момент возглавить именно массовый гражданский протест. Протест, который можно задавить лишь танками. Что не спасет захвативших власть, а сделает их падение лишь еще более кровавым.
Я же просто не могу относиться к этому судилищу, к молчанию властей и "правозащитников" всех без исключения стран хладнокровно. Хочу лишь спросить: "А в чем Апухтин не прав?" Какую это "государственную власть" он свергал весной 14-го? Это кто там был законной властью в марте-апреле 14-го? Коломойский с Турчиновым?
Фарс, в результате которого конструктора танков и просто честного порядочного человека горстка зажравшихся олигархов, прикрытых штыками нацистов, засадила и держит в тюрьме вместе с тысячами таких же людей, просто омерзителен.
И Юрий Апухтин прав - пусть и годами позже, чем надеялись, но мы победим.
Михаил Онуфриенко, соучредитель движения "Великая Русь", специально для Накануне.RU