Политическое ремесло vs харизма. Свердловский опыт
10 июня на конференции свердловского регионального отделения "Единой России" будет поставлена точка в определении кандидата в губернаторы. При этом, как стало известно Накануне.RU, "единороссы" решили в этот день не утверждать итоги праймериз по всем предстоящим выборам депутатов местных дум и главам муниципалитетов и не выдвигать кандидатов негубернаторского ранга – в "ЕР" пояснили, что в местных отделениях все результаты уже "подбиты", ими партийцы и будут руководствоваться при дальнейшем выдвижении.
Губернаторские выборы – тема обсуждаемая, но прозрачная, кроме Евгения Куйвашева, здесь иных реальных персон не просматривается. Интересным могло бы стать определение претендента на должность главы Нижнего Тагила. И пока в этом вопросе сохранится интрига, хотя большинство экспертов утверждает, что и тут все становится определенным заранее.
Как уже сообщало Накануне.RU, на праймериз в Нижнем Тагиле Сергей Носов набрал 198 голосов, его первый заместитель Владислав Пинаев — 181 голос, спикер гордумы Александр Маслов — 12 голосов.
На заседании совета движения "В защиту человека труда", которое прошло 3 июня, перед началом традиционного весеннего сплава уральского полпреда по реке Чусовой, Игорь Холманских заявил о повторном выдвижении Носова на пост мэра Нижнего Тагила (Холманских тогда сказал, что "надеется на это").
Тогда же, на берегу реки, Сергей Носов прокомментировал слухи о том, что ему могут предложить место в Совете Федерации. В частности, в кулуарах говорили, что такой "подарок" ему может сделать Евгений Куйвашев, если его вновь изберут губернатором. Однако желания работать в Совфеде Носов не изъявил.
Действительно, при всем уважении к верхней палате РФ, Совет Федерации – это, как правило, финишная стадия для человека, за плечами которого была бурная политическая деятельность. Носову о синекуре думать – и по характеру, и по возрасту – рановато.
При этом и особых задач на сентябрь-2017 у него теперь нет. А это для деятельного главы "Путинграда" (так в прессе неформально называют Нижний Тагил) – самое серьезное испытание. У некоторых политических наблюдателей вообще складывается впечатление, что тагильский глава расслабился с точки зрения политической активности. Пост мэра ему гарантирован, от губернатора он плохого не ждет, скорее, наоборот – город ждет денег (хотя Куйвашев никогда не забудет претензии Носова на его место), а Москва занята исключительно проблемой-2018 и всем, что с ней связано.
Уже и забывается, что с 2015 года наметился конфликт между Сергеем Носовым и губернатором Евгением Куйвашевым. Тогда в окружении мэра начали почти открыто говорить о его желании участвовать в выборах главы региона. По утверждениями кулуарных политических знатоков, консультации с Администрацией президента затянулись на полтора года.
Весной 2017 года ситуация прояснилась – президент РФ Владимир Путин назначил Куйвашева врио губернатора. Все те же знатоки кремлевских раскладов говорили, что конечным формальным лоббистом подписания соответствующей бумаги выступил первый замглавы администрации Сергей Кириенко. Хотя у других политических "кукловодов" были и иные мнения насчет того, кто должен стать врио.
Возможно, оппонентам Носова удалось убедить Кремль, что мэр Нижнего Тагила является эмоциональным политиком, от которого, мол, можно ждать любых неожиданностей. А сегодня, как мы видим, харизматичные лидеры регионов практически выродились как подвид российского политического деятеля – по принципу "командиров нам не надо, командиром буду я..."
Политолог, руководитель Уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин пояснил Накануне.RU, что импульсивность – это просто особенность политического стиля управления Носова. "В определенном смысле кому-то это нравится, – считает политолог, – у него [Носова] достаточно много поклонников. Потому что он достаточно эмоционально реагирует на происходящее, что, кстати, "роднит" его с [мэром Екатеринбурга Евгением] Ройзманом. Не всегда такая спонтанная реакция на определенные события бывает уместной, продуманной, но она приносит популярность среди населения, делая таких политиков, что называется, ближе к народу. Тем не менее, я думаю, что Носов сейчас начинает реально осознавать границы своих возможностей и начинает действовать в этих рамках. Вопрос в том, как скоро ему надоедят эти рамки и как дальше он себя поведет. Если есть определенная перспектива, тогда этот политик будет выстраивать свою деятельность в соответствии с заданной целью. Ему [Носову] просто необходимо себя вести в соответствии с ожиданиями со стороны сил, влияющих на формирование политического ландшафта, в первую очередь на федеральном уровне".
Очевидно, что Носов – как секретарь нижнетагильского местного отделения партии и член Высшего совета "ЕР" – волей-неволей "вписан" в систему "Единой России", а потому обязан считаться и действовать с учетом мнения партийного руководства, что и подтвердил наш эксперт.
"Действительно, он – человек команды, и даже при всех своих эмоциях и желаниях прекрасно понимает, что есть правила, по которым приходится играть. Надо учитывать, что у него в этом смысле хороший опыт, он человек талантливый, энергичный. Вопрос только в том, чтобы эту энергию равномерно распределить в течение периода относительной неопределенности, который ему предстоит пройти", – сказал Гагарин.
Что касается прошедших в Нижнем Тагиле праймериз по выявлению кандидатур от "ЕР" на предстоящих выборах главы города, то Носову, как сообщили Накануне.RU инсайдеры в местной администрации, предлагали выдвинуть на предварительное голосование всех его замов, но Сергей Константинович повел себя в привычной манере, решив, что хватит и одного зама. Нюанс в том, что в случае выбытия с дистанции Носова, спикер думы Нижнего Тагила Маслов не стал бы вторым – третье место просто было бы "размыто" между его замами. А второе место в списке для Маслова – возможность политической реанимации. Хотя сегодня в Путинграде в это мало кто верит.
Сейчас вторым номером идет нижнетагильский замглавы Владислав Пинаев, которого Носов сам просил выдвинуться на процедуру предварительного голосования. По сообщениям наших источников, Пинаева специально "завели" на праймериз, как говорится, на перспективу. С учетом сложившихся обстоятельств, до президентских выборов Носову вряд ли дадут уйти с поста главы Нижнего Тагила, но задел на будущее в смысле преемника главы Нижнего Тагила сделан.
Не только перспективы сенаторства подрывали веру в предопределенность выдвижения Носова на пост главы Нижнего Тагила, в последнее время появлялись сплетни о перспективе для него стать губернатором в другой области (назывались Кемеровская и Челябинская), но все эти версии – скорее порождение скуки. Политический старожил Аман Тулеев покидать пост главы Кузбасса и не думал, несмотря на атаку силовиков, и пока эксперты не видят и поводов для ухода главы Южного Урала Бориса Дубровского.
"Дубровский старается, он достаточно энергичный, активный, волевой, – считает Анатолий Гагарин. – Проблема заключается в том, чтобы все эти качества привести в некую систему, чтобы весь механизм эффективно заработал. А пока у главы Челябинской области нет, скажем так, "идеологического движка". Я знаю, что в челябинской администрации люди стараются донести до главы свои идей, но им это практически не удается. Может быть, Дубровский не видит человека, к мнению которого следовало бы прислушиваться".
В любом случае Дубровский избран и работает до осени 2019 года. Все иное пока от лукавого. А решать губернаторские вопросы в современной России принято в Москве.
В сухом остатке, если отбросить шелуху догадок, предположений и домыслов, то прослеживается вполне прозрачный и потому крайне неудобный для энергичного главы Нижнего Тагила сценарий дальнейшего развития событий.
Итак, Носов, насколько можно судить, пойдет в мэры, при этом всячески поддерживая линию партии вообще и кандидата в губернаторы от "ЕР" Евгения Куйвашева в частности. 10 сентября этого года, одержав (как можно предположить) победу, каждый из них остается, что называется, при своих текущих интересах. За небольшим нюансом. Обоим еще предстоит достойно показать результат на своей территории на выборах президента в 2018 году. А до тех пор любые амбиции региональных политиков будут зарыты, как некогда топор войны у американских индейцев.
До следующей войны...
Проблема в том, что импульсивность главы Путинграда сейчас, кажется, впадает в вынужденную спячку. Оно и логично, и практично, и дает время на решение экономических вопросов города к всеобщему удовлетворению.
И здесь есть одно "но", крайне характерное для российских реалий.
Когда понадобится отрыть "топор" для очередной политической кампании, может оказаться, что войско распущено, вассалы разбрелись искать иных заработков, а горожане и не хотят отпускать градоначальника куда бы то ни было. В политическом ремесле вообще для харизматичных персон самое трудное – не воевать, а копить силы и сторонников в мирное время. Тем более, если накачанные политические мускулы понадобятся для непривычной, иной территории...