Скандальный генплан Севастополя: идет работа над ошибками
Как город вступил в диалог с общественностью и бизнесом и удастся ли найти общий язык?Из скандала вокруг проекта генерального плана Севастополя, сыгравшего против рейтинга временно исполняющего обязанности губернатора Дмитрия Овсянникова, надо отдать должное, власти города быстро сделали выводы. Осознав необходимость установления диалога с "разгневанной толпой", команда врио градоначальника ищет действенные инструменты. Жители получили возможность выдвигать свои предложения по зонированию города, а специальная комиссия при департаменте архитектуры и строительства чуть ли не каждый день назначает публичные слушания и дополняет многостраничный протокол народных замечаний. Эта масштабная, скрупулезная работа должна завершиться через месяц – 7 июля – обнародованием обновленного генплана. О том, как власть ищет баланс между стратегическими интересами города, народными ожиданиями и бизнес-интересами, читайте в материале Накануне.RU.
После массовых акций протеста врио губернатора Дмитрий Овсянников публично пообещал учесть предложения севастопольцев. Уже на первом заседании комиссии по внесению изменений в генплан, 31 мая, было рассмотрено более 2 тыс. вопросов и пожеланий жителей города. Чтобы изучить огромный пласт обращений (свыше 9,5 тыс. поправок), совещания проводятся три раза в неделю.
"Мы ставили задачу рассмотреть наибольший блок вопросов, связанных с изменением разрешенного использования земель, в частности, с переводом зоны индивидуального строительства в зону мало- или многоэтажной застройки. Таких обращений рассмотрено более 2 тыс., в подавляющем большинстве принято решение в пользу граждан", – рассказал директор департамента архитектуры и градостроительства Александр Моложавенко.
Камнем преткновения между властями и горожанами стала смена зонирования земель с зоны Ж2 (индивидуальной жилой застройки) на Ж3 (малоэтажной многоквартирной жилой застройки). Обращений с просьбой сохранить прежнюю зону оказалось подавляющее большинство. Местных жителей настолько напугала перспектива лишиться коттеджей и дач, что некоторые из них даже слали замечания невпопад, предварительно не изучив, в какую категорию авторы генплана предлагают отнести их земельные участки.
"Когда мы рассматриваем вопросы генерального плана, очень часто приходит мысль о том, что люди, писавшие эти предложения, не всегда смотрели документы. По факту, многие вопросы просто теряют смысл – в генплане уже стоит тот вариант, на котором настаивают люди. Неоднократно, читая протоколы, мы видели, что [люди] просят изменить зону на ту, которая уже стоит", – добавил Моложавенко.
Департамент строительства назначает публичные слушания чуть ли не каждый день
В департаменте строительства признаются, что в большинстве случаев идут навстречу горожанам и устанавливают ту зону, которую они просят. Но чаще всего решение принимается исходя из "функциональной картины".
"Если превалировало индивидуальное жилое строительство, а по плану она [зона] была Ж3, то мы в основном рекомендовали разработчикам генплана перевести эту зону из Ж3 в Ж2. Очень нередко застройка бывает смешанная, в частную застройку вклинивается многоквартирный дом. Если это возможно территориально, то мы делили эту зону на две, на три, на четыре зоны, где мы прибегали к точечному регулированию. Одна часть в границах квартала, ограниченная некими улицами, будет, к примеру – индивидуальной. Там, где у нас превалирующая многоквартирная – там, соответственно, будет Ж3. Там, где невозможно определить приоритеты – превалирующую функцию – мы все-таки шли навстречу гражданам", – пояснил глава ведомства.
Некоторые вопросы, как, например, зонирование неосвоенных территорий, комиссия отложила "на потом". В скором будущем специалисты строительного департамента возьмутся за обращения садоводов и владельцев гаражей, далее – за особо охраняемые природные территории и дороги.
Самый сложный вопрос, признается Моложавенко, – это зоны Министерства обороны РФ.
"Мы готовим отдельные, детальные проработки по данному вопросу", – добавил он.
Карта функциональных зон. Желтым выделены сады и дачи, светло-оранжевым – зоны индивидуальной застройки Ж2, коралловым – зона многоквартирной застройки Ж3
Судя по первому 426-страничному протоколу публичных слушаний, работа комиссии по внесению изменений в генплан предстоит воистину скрупулезная и требующая недюжинного терпения. Некоторые севастопольцы категорично заявили о несогласии с генпланом без уточнения подробностей, кто-то просил "оставить жителей в покое", некоторые настаивают на сносе ветхого жилья, другие, наоборот, – на сохранении.
Данные с сайта севархитектуры
Очевидно, что всем угодить Овсянников и его команда просто не смогут. При этом, нельзя не отметить, что в диалоге – если уж севастопольцы настаивают именно на нем – слушать и слышать всегда надо обе стороны, и населению, безусловно, следовало бы прислушаться, понять основные мотивы появления нового генплана.
"Не может город федерального значения сплошь состоять из индивидуальной застройки частным сектором. Основная позиция разработчика – Севастополь должен развиваться как город федерального значения, а его внешний вид – преобразовываться естественным путем, безусловно, с согласия и при активном участии граждан", – заявлял Моложавенко.
Реакция севастопольцев на предлагаемые перемены естественна, считает политолог, представитель близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин.
"Протест в принципе был ожидаем, потому что любые изменения всегда вызывают повышенное внимание. Я считаю, выступление Овсянникова к населению с просьбой высказывать свои предложения было, безусловно, правильным шагом. Я полагаю, что врио губернатора настроен на то, чтобы серьезно отнестись ко всем этим предложениям и максимально их учесть. Ради этого и затеяны все эти кардинальные изменения, весь этот генеральный план", – поделился своим мнением с Накануне.RU политолог.
Помимо сдерживания общественного недовольства, Овсянников вынужден бороться с политическими конкурентами, оставшимися после прежнего градоначальника.
"Надо учитывать такой важный момент: ситуация в Севастополе довольно давно политизирована, причем политизирована, в основном, предшественниками нынешнего главы города, и поэтому ему приходится еще и переживать ситуацию некого политического противостояния и давления, что связано с разного рода политическими конфликтами. Поэтому здесь любое движение, любой шаг вперед будет вызывать мощное сопротивление именно потому, что любая активность воспринимается как некая активность конкурентов на политическом пространстве. За этим следят все политические группы, которые между собой находятся в напряженных отношениях, и это вызывает ответное движение", – добавил Гагарин.
Власти Севастополя выбрали правильный путь разрешения конфликта – диалог с населением, считает эксперт. Если Овсянников действительно прислушается к мнению общества, то сможет заслужить его доверие. Для губернатора, пока что работающего в статусе "врио", это послужит значительным бонусом в преддверии сентябрьских выборов.
"То, что Овсянников взял в качестве своих партнеров население и вступил с людьми диалог, наладил постоянное общение, и то, что жители стали активно предлагать свои пожелания в генплан, – правильный разговор. Потому что это предполагает гражданский диалог, долгосрочное сотрудничество и приведет к тому, что доверие будет только возрастать, если представители власти будут отвечать на запросы населения. Ситуация с генпланом – очень хороший способ проверить серьезность намерений врио губернатора, которые он должен продемонстрировать в живом диалоге о поэтапном изменении города", – добавил эксперт.
Изменение города, к слову, идет не только с процессом зонирования территорий. В конце мая правительство Севастополя объявило о начале работы по совершенствованию маршрутной сети. Чтобы сделать ее удобной для каждого, населению предлагается пройти анкетирование.
Иначе как еще избавиться от наследия Украины и приблизить Севастополь к российскому формату федеральных городов, если не предлагать качественные изменения? Удастся ли Овсянникову преодолеть это наследие, сплотить элиты, общественность и бизнес, предложив им понятную и привлекательную картину будущего, можно будет судить уже в ближайшие месяцы. Этот период, по всей видимости, и станет главным испытанием перед выборами главы города в сентябре.