Экономическая стратегия Совета Федерации оказалась в руках Кудрина
Глава ЦСР тихой сапой монополизирует разработки оппонентов и теперь будет указывать и Матвиенко, что делать?В России обсуждается ряд экономических стратегий "под 2018 год" за авторством разных экспертных групп. Накануне.RU уже писало о том, что в преддверии ПМЭФ Владимир Путин встретился с авторами двух из них – председателем совета ЦСР Алексеем Кудриным и бизнес-омбудсменом Борисом Титовым (в итоге было решено их предложения объединить, и на ПМЭФ стало ясно, что Кудрин выступит главным в этом процессе). Уже сообщалось, что свои наработки имеет РАН, а на днях в Кремль была передана стратегия, которую продвигает известный промышленник Константин Бабкин. Свой доклад готовили и в Совете Федерации. И то, что произошло на очередном заседании верхней палаты, не влезает ни в какие в рамки. Даже чиновничьи. Но тем не менее, в присутствии массы людей приключились совершенно не принятые в тех кругах вещи. Подробности – в материале Накануне.RU.
Полтора года назад в стенах Совета Федерации появилась Временная комиссия по мониторингу экономического развития. Она была создана потому, что после выступлений министра финансов Антона Силуанова и тогда еще министра экономического развития Алексея Улюкаева сенаторам стало очевидно: в стране напрочь отсутствует четкое понимание будущего экономического развития.
Сенаторы, среди которых Сергей Калашников, Вячеслав Штыров, Владимир Долгих, Николай Рыжков, в общем люди известные и уважаемые, на протяжении этих полутора лет заслушивали носителей абсолютно разных экономических идей – от помощника президента РФ Сергея Глазьева до главы корпорации "Роснано" Анатолия Чубайса.
В итоге появился доклад: "Стратегия развития экономики: программа неотложных мер". В нем имеется анализ ситуации в экономике, сформулированы проблемы, будущие вызовы и намечены пути решения. Потому что, как считают члены комиссии, сложившаяся неэффективная экономическая модель не обеспечивает использование имеющихся в стране ресурсов и, самое главное, не повышает конкурентоспособность страны в будущем.
Если сказать коротко, то доклад представляет собой набор мер, которые необходимо предпринять для оздоровления экономики. Хотя на парламентских слушаниях, которые были посвящены этому докладу, некоторые назвали документ сменой идеологической парадигмы в стране. Впрочем, все желающие могут ознакомиться с документом на сайте Совета Федерации. Ясно одно – заложенные в нем мысли кардинально отличаются от тех, что носит в голове глава ЦСР Алексей Кудрин. Который на днях в развернутой телепередаче с хитрой улыбкой на лице рассказал о "трех столпах" своей программы развития российской экономики – образовании, медицине и повышении пенсионного возраста.
С теми же мыслями вместе с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым на днях он пришел к президенту РФ.
Когда был готов доклад Совфеда, прошли парламентские слушания. Авторы рассчитывали на то, что он будет вынесен на суд коллег, затем будет принято постановление Совета Федерации и документ, наряду с другими программами по развитию экономики страны, попадет на стол президенту РФ.
Собственно говоря, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на состоявшемся 26 апреля заседании дала такое поручение своему заместителю.
Однако потом прошло еще одно заседание, но постановление так и не было принято.
И вот на последнем заседании сенатор Вячеслав Штыров выступил с предложением принять, наконец, постановление. Так сказать, придать докладу официальный статус Совета Федерации.
Но тут выяснилось, что заместитель председателя Совета Федерации Евгений Бушмин за спиной членов комиссии отправил его… главе ЦСР Кудрину. Как он потом сказал на заседании, наверное, Кудрин, ознакомившись с документом, пожелает встретиться с членами комиссии. "Или, по крайней мере, с теми, кто разрабатывал этот документ", – добавил Бушмин. Совершенно не пояснив, в каком качестве и с какой целью Кудрин гипотетически захочет встречаться с сенаторами.
Это вызвало однозначно отрицательную реакцию членов комиссии. Николай Рыжков прямо сказал: "Мы не понимаем, что происходит". А сенатор Штыров задал вопрос в лоб: "А кто такой Алексей Леонидович Кудрин? Почему мы должны ему направлять свои предложения для его каких-то там заключений? Кто он такой в данном случае?"
На это внятного ответа у Бушмина не нашлось.
"Разруливая ситуацию", Валентина Матвиенко предложила три варианта выхода из положения. При этом о первоначальном варианте – об официальном утверждении постановления и направлении его президенту РФ, Правительству и в Администрацию президента РФ от имени Совета Федерации – речь уже не шла.
Но члены комиссии согласились с тем, что председатель от своего имени направит доклад указанным адресатам. Это, конечно, не коллегиальное решение, но хоть что-то.
А тому же Бушмину было дано задание провести парламентские слушания по данному вопросу. Еще одни. Повторно.
Так вот, господа, как у нас делается политика?
Формально никакого отношения не имеющий к Совету Федерации Кудрин кулуарно рулит отдельными сенаторами Верхней палаты? И только с его благословения сенаторам позволяют принимать те или иные решения? А все, что выходит за рамки нарисованной им "филькиной грамоты", он руками подконтрольных идеологических близких ему людей пытается похоронить в зародыше? При этом свою программу он тщательно охраняет, бережет от глаз общественности и выдает на ТВ только в своей интерпретации и то после напоминания главы государства.
Откровенно говоря, это выходит за рамки понимания.
Радует одно. Раз Кудрин так вибрирует и нервничает, раз во что бы то ни стало, даже путем публичного скандала, пытается затормозить подготовленный сенаторами документ по экономике, значит, во-первых, он не уверен в своей программе и боится, что президент в конце концов ее не одобрит и на выборы возьмет что-то другое. А во-вторых, значит, в этом докладе "Стратегия развития экономики: программа неотложных мер" содержится здравое зерно. Которое, возможно, будет благосклонно воспринято главой государства. И тогда не быть ему, Кудрину, на коне. Не улыбаться ему снисходительной улыбкой телезрителям, с упоением рассказывая о себе любимом.
Ну, а у нас, простых граждан своей страны, появится шанс на пусть не безоблачное, но хотя бы нормальное будущее.
Маргарита Нифонтова