Социальное сиротство – знак тупика для нации
Людмила Рябиченко: Институт социального сиротства в России можно искоренить только в результате новой семейной политикиВ Государственной думе разрабатывается законопроект, разрешающий брать детей под опеку только родственникам. СМИ распространили мнение депутата Госдумы Ольги Баталиной о том, что "законопроект серьезно ограничивает возможности людей, которые хотели бы помочь детям-сиротам, а приемная семья с каждым годом становится все более и более востребованным механизмом устройства детей в семьи".
Вопрос семейного обустройства детей-сирот сейчас является одним из самых острых вопросов семейной политики России. В последние годы демографическая ситуация в России снова демонстрирует угрожающие тенденции к сокращению, а стратегии государства в ответ на эти вызовы характеризуются в том числе карательно-репрессивным характером служб, которые взаимодействуют с семьей. Так, опека стала по большому счету суровым надзорным органом, который в своей работе все более отчитывается не тем, сколько семей удалось сохранить, а тем, сколько детей удалось "спасти" от родителей.
Между тем, приоритет кровной семьи является единственно верным направлением в вопросах демографической безопасности государства, и в этом контексте важно, наконец, обратить внимание на то, чтобы ребенок, даже если ситуация не позволяет оставить его с родителями, все-таки находился в орбите рода. Для формирования идентичности ребенка важно помочь ему создавать верное и устойчивое представление о себе как о сыне, брате, внуке, племяннике, оставить за ним право знать, кто он такой, откуда вышел, какие корни его питают, кто его окружает. Этому будет способствовать нахождение его среди адекватных и сохранных родственников, пусть и достаточно дальних, но все же позволяющих сохранять связь с семьей.
Любое перемещение ребенка из кровной семьи является для него стрессом вне зависимости от ситуации, в которой он изначально находился, но наиболее злокачественной является ситуация в случае с международным усыновлением, когда ребенка, не спрашивая его согласия, помещают в инородную среду, в которой его встречают не только чужие традиции, язык и культура, но и чужие вкусы, запахи, звуки, виды, ощущения – все это для любого человека становится причиной "культурного шока". Для взрослых мигрантов в ряде стран предусмотрены программы по преодолению этого состояния, но для детей ничего не делается, что становится не только сутью конфликтов с новыми "родителями", но, зачастую, имеет трагические последствия.
Экономическая ситуация в российском обществе в последние 25 лет не щадит семьи и стигматизирует те из них, кто недостаточно ловок, нахрапист, умел и богат. Скромным во всех отношениях семьям приходится доказывать свое право на существование и воспитание собственных детей, а тем, кто совсем слаб, то и дело угрожает маргинализация и разрушение вплоть до уничтожения.
Сделать это достаточно легко – нужно всего лишь изъять из семьи ребенка.
У нас сейчас фактически нет служб, которые помогают семье при встрече с проблемой или бедой, удерживают от того, чтобы не опустить руки и не опуститься, но зато, напротив, весьма отлажены механизмы, которые при малейшей неустойчивости семьи тут же с готовностью включаются и охотно ее перемалывают.
К сожалению, в отечественном правовом поле нет ни одного определения самого понятия "семья", а существующий Семейный кодекс РФ на две трети состоит из статей, описывающих порядок изъятия ребенка из семьи и последующего процесса его возвращения или невозможности это сделать. Результатом этого стал необыкновенный рост социального сиротства, когда зачастую все сто процентов детей-сирот в конкретном регионе являются сиротами при живых родителях. Это – катастрофическая для государства ситуация, поскольку разрушение института семьи приводит к уничтожению иерархии общества и его атомизации, деформации традиций и ценностей и, в конечном итоге, к разрушению нации, которая служит базовым основанием государственности.
При столь масштабном сиротстве естественным образом выстраиваются механизмы перемещения потоков детей для так называемого семейного обустройства. Этой цели служат российское и международное усыновление, патронат и опека; также не прекращаются попытки лоббистов создать такие псевдоформы как "фостерные" семьи (для временной "передержки" изъятых детей) и "профессиональное родительство" (платная опека).
При этом решившие принять участие в этом процессе родственные ребенку люди и посторонние лица оказываются в неравном положении: при взятии ребенка под опеку кровное родство становится препятствием для получения материальной помощи.
Такой порядок уже породил массу злоупотреблений в отношении детей, как со стороны чиновников, так и со стороны опекунов. Ребенок все более капитализируется, становится товаром, приобретает цену в глазах не только криминальных элементов, но и простого обывателя: в условиях неуклонно снижающегося материального уровня общества все больше людей поворачивается в сторону "заработка на сиротах", а также набирает силу процесс неприкрытой торговли детьми.
По информации Следственного комитета, за последние три года в России граждане стали чаще пытаться продать детей; в 2015 году было 23 таких случая, а в 2016 году – уже 77. Также, по мнению МВД, детей используют для незаконного усыновления, в 70% заграничного, для черной трансплантологии, попрошайничества, уличного воровства, сексуального рабства; по мнению ЮНИСЕФ – более 1 млн детей в мире ежегодно.
Общественность много лет выступает за приоритет кровного родства при усыновлении и опеке детей-сирот с обязательной материальной поддержкой при этом родственников, но такие предложения постоянно наталкиваются на ожесточенное сопротивление определенных сил.
В последнее время в правовом поле то и дело появляются инициативы, которые заявляются как спасение семьи и защита демографии, но на поверку оказываются еще большим злом. Так, нельзя согласиться с теми предложениями, которые введут в нашу жизнь право полиции на самостоятельное отобрание ребенка, создадут исключительно судебный порядок отобрания с принятием решения в течение 24 часов; не может существовать в здоровом обществе и так называемое "профессиональное родительство".
Но все это – лишь работа с последствиями, но не с причиной. Когда наше общество все более расчеловечивается, утрачивая милосердие, сострадательность, доброту, участие; когда бесконечно рождающиеся законопроекты в нарушение Конституции отталкиваются от потенциальной вины родителей и в качестве санкций предполагают единственное средство – отобрание ребенка из семьи; когда среднестатистическая семья выбирает между платой за кружок для ребенка или покупкой новых ботинок для него; когда проезд ребенка в транспорте, покупка учебников или сбор денег на выпускной в школе способны пробить серьезную брешь в семейном бюджете; когда просьба к социальной службе оказать помощь становится причиной проверки семьи и последующих репрессий; когда наличие собственного мнения по вопросу лечения или вакцинации ребенка становится фактором риска и угрозой лишения ребенка, гражданину трудно понять, что семья важна для государства и почетна для него самого, и пока семейная политика не преодолеет неестественный курс своего движения, трудно рассчитывать на положительный результат.
При исправлении ситуации с разрушением семьи и эпидемией социального сиротства вовсе не требуется придумывать нового – у государства уже есть успешный опыт, который нужно просто вспомнить.
В России ведь не так давно были молочные кухни для детей до года, где родителям бесплатно выдавали кефир и творог для их малышей; в трудные времена для детей в специальных пунктах бесплатно выдавали молоко; в ЗАГСах при регистрации ребенка была традиция дарить родителям пакет с вещичками для младенца; в детском саду была минимальная плата, а в школе – бесплатное питание.
В милиции были "детские комнаты", работники которых старались помочь и ребенку, и семье; участковые инспекторы знали каждую такую семью на своем участке и старались удержать ее в орбите здоровой жизни. Для тех родителей, кто страдал от алкоголя, было принудительное лечение и трудоустройство, а если они оступались, никто тут же не выхватывал из их рук детей, чтобы перебросить чужим людям, а отправляли их в интернат, где они жили временно, твердо зная, что у них есть их собственные родители, которые когда-то вернутся к ним. У родителей при этом оставалась связь с обществом, которое не уничтожало их окончательно, а давало шанс, который многие из них использовали.
Конечно, все это возможно только при реально существующем социальном характере государства, который де-юре содержится в нашей Конституции, но и фактическое отсутствие таких стратегий вовсе не означает, что они невозможны – нужна лишь политическая воля.
Найти для этого деньги тоже не составляет проблемы: так, во время кризиса 2014 года образовавшийся из-за секвестированного в части социальной сферы бюджета профицит почти в 1,5 трлн руб. был непостижимым образом признан единственным средством для "укрепления" российских банков, в большинстве своем являющихся частными структурами, и благополучно направлен на их счета.
Если бы такой шаг в этот период был сделан в отношении российских семей, пусть даже не всех, а самых материально необеспеченных, это стало бы просто взрывным моментом для восстановления у общества доверия к государству, возрождения патернализма государства и возвращения в общественное поле принципа справедливости, который в России всегда являлся единственным мерилом истиной оценки человека, явления, нации.
Безусловно, ситуация с семьей в России – это всего лишь симптом глубокого нездоровья общества, признак системной деформации и сигнал о давно назревшей необходимости кардинальных изменений.
Требуется наложить мораторий на изъятие детей из семьи, каждый такой случай должен быть крайней мерой, ни в коем случае не поспешной, много раз обдуманной, а вот многоплановая поддержка семьи – превратиться в ежедневную практику.
Нам вовсе не нужно искать новые формы семейного устройства сирот – жизненно важно находить способы укрепления семьи и создавать действенные механизмы помощи ей.
Институт социального сиротства в России можно искоренить только в результате новой семейной политики, во главе которой должно стоять принципиально новое отношение государства к семье. Именно семья должна стать нашей национальной идеей, и это – та внятная и достижимая цель, которая не требует долгих споров и обсуждений, но поможет нации устоять и двигаться вперед.
Людмила Рябиченко, председатель движения "Семья, любовь, Отечество"