Пекин совместно с Вашингтоном готов "прекратить бизнес с КНДР"?
В Китае это отрицают. Что же стоит за странным заявлением Рекса Тиллерсона?21 июня по местному времени в Вашингтоне состоялся первый раунд китайско-американского диалога по безопасности. Это один из четырёх механизмов двустороннего взаимодействия, о которых договорились Си Цзиньпин и Дональд Трамп во время апрельского саммита в Мар-а-Лаго. Китайскую сторону возглавлял высокопоставленный дипломат, член Госсовета КНР, экс-министр иностранных дел и бывший посол в США Ян Цзечи. С американской стороны в диалоге принимали участие госсекретарь Рекс Тиллерсон и министр обороны Джеймс Мэттис. И если, например, в области экономики Вашингтон и Пекин смогли прийти к взаимовыгодному торговому соглашению, направленному на снижение американского торгового дефицита, то в области безопасности дела пошли не так гладко. Подробности - в материале Накануне.RU.
Всего днём ранее американский президент Дональд Трамп заявил, что усилия Китая по сдерживанию ракетно-ядерной программы КНДР "не сработали".
Издание Global Times посвятило твиту Трампа специальный материал. Как отмечают китайские журналисты, замечание хозяина Белого Дома СМИ интерпретировали по-разному. Некоторые посчитали, что Трамп недоволен Китаем и твит призван оказать давление на китайскую сторону в преддверии диалога по безопасности. Другие обращают внимание на большую осторожность высказываний Трампа по поводу КНР. Он больше не допускает в этом отношении вольностей, как сразу после своего вступления в должность. Очевидно, он ознакомился с большим объёмом информации и принимает во внимание интересы более широких кругов. Вероятно, в итоге у него сформировалось более объективное мнение о Китае, и он убедился, что степень влияния Пекина на Пхеньян не так велика, как казалось ранее.
Как отмечает китайское издание, сторонами данного конфликта являются союз США и Южной Кореи с одной стороны и КНДР с другой. Китайские силы давно выведены с Корейского полуострова, поэтому нельзя было ожидать, что Пекин как-то сможет разрешить этот конфликт. Китайско-американские отношения должны быть основаны на реальности и учитывать интересы обеих сторон. КНР граничит с КНДР и обеспокоен проблемами своего соседа. И Вашингтон должен уважать обеспокоенность Китая, а Китай – обеспокоенность США. Трамп начал вырабатывать устойчивую политику в отношении Китая, однако некоторые силы внутри самих США желают ослабить его политическую позицию. Позиция, согласно которой, все возможности урегулировать кризис находятся в руках Китая, ошибочна и является ловушкой для Трампа, и Китай надеется, что американский президент не попадёт в неё.
Однако, как обратило внимание гонконгское издание South China Morning Post, госсекретарь Рекс Тиллерсон на пресс-конференции по итогам переговоров подчеркнул намерение Вашингтона привести Северную Корею к ответственности за многочисленные нарушения предписаний Совбеза ООН.
Особый интерес вызывают слова американского дипломата о договорённости КНР и США не вести бизнес с какими-либо северокорейскими организациями, упомянутыми в резолюциях ООН. Администрация Трампа также предоставила Китаю список лиц и организаций, якобы поддерживающих запрещённые санкциями ООН программы КНДР, против которых и Пекину рекомендовано ввести санкции.
Среди них, например, и китайская компания Mingzheng International Trading, обвиняемая в отмывании денег находящегося под санкциями северокорейского Банка внешней торговли. Однако, отмечается, что пресс-секретарь Госдепартамента США отказался комментировать возможность Китая ввести запретительные меры в отношении собственных компаний, торгующих с Северной Корей.
С китайской стороны подтверждения каких-то договорённостей по антипхеньянским санкциям нет. В соответствии с заявлением китайского посольства в США, Пекин подтвердил свою позицию о необходимости безъядерного статуса Пхеньяна, но подчеркнул, что данный вопрос должен решаться путём диалога КНДР и США. Также китайские дипломаты в очередной раз назвали ошибочным развёртывание американской ПРО в Южной Корее.
Обе стороны, однако, считают ракетные и ядерные амбиции Пхеньяна угрозой и подтвердили свою приверженность к денуклеаризации Корейского полуострова.
На этом фоне некоторые американские эксперты, в частности Бонни Глейзер из Центра стратегических и международных исследований, отмечают, что в Вашингтоне растёт разочарование Китаем в связи с его "нежеланием предпринимать достаточных мер". Глейзер также уверен в росте трений между США и КНР в случае, если Пекин не пойдёт на такие меры, как сокращение поставок своему соседу сырой нефти.
Недопонимание было заметно уже в ходе нынешних переговоров, когда речь зашла о территориальных спорах в Южно-Китайском море. На заявление Тиллерсона о недопустимости милитаризации спорных вод и "чрезмерных требованиях, которые не поддерживаются международным правом", китайская сторона ответила призывом США не занимать чью-либо сторону, а также уважать суверенитет и территориальную целостность КНР.
Пресс-секретарь МИД КНР Гэн Шуан, отвечая на вопрос о возможности односторонних американских санкций в отношении китайских компаний, работающих с Северной Кореей, подчеркнул: "Наша позиция очень ясна. Во-первых, Китай призывает всеобъемлюще, строго и добросовестно выполнять резолюции Совета безопасности ООН. Во-вторых, КНР выступает против "длинного плеча управления" – вмешательства соответствующих стран во внутренние дела других государств. Мы неоднократно ясно подчёркивали эту позицию американской стороне".
В этой связи заявление американского госсекретаря Рекса Тиллерсона о договорённостях в этом направлении вызывает недоумение. Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов в беседе с корреспондентом Накануне.RU предположил, что в США, похоже, "вежливость приняли за уступки" со стороны Китая.
Известно, что в ходе диалога госсекретарь Рекс Тиллерсон и министр обороны США Джеймс Мэттис обращались к судьбе американского студента Отто Уормбиера, осуждённого в КНДР за кражу пропагандистского плаката и скончавшегося вскоре после освобождения. В этой связи, не исключено, что заявление об успешных переговорах по санкциям призвано не столько подтолкнуть к каким-то действиям Китай, сколько успокоить общественное мнение внутри самих США.