Уральские экскаваторы прокладывают путь к узбекскому золоту
Машиностроители претендуют на долю рынка иностранных конкурентовУральские машиностроители продолжают укреплять свои позиции на иностранных рынках. Поставку в Узбекистан новой партии горного оборудования и техники, в том числе, экскаваторов, планирует "Уралмашзавод" (УЗТМ). На рынок республики предприятие вернулось после длительного перерыва, этому помогла как изношенность работающих там машин, выпущенных еще в советское время, так и партнерские отношения с питерским "ИЗ-КАРТЭКС" (оба входят в группу "Газпромбанка"), экскаваторы которого много лет исправно работают на горных выработках. Российским оборудованием в Узбекистане довольны, свою роль играют и доставшиеся в наследство от СССР мощности по производству запчастей. Реализация программ импортозамещения российскими машиностроителями открывает новые возможности и для их зарубежных партнеров.
Как уже сообщало Накануне.RU, крупнейшие российские производители оборудования для горнодобывающей отрасли договорились о поставках экскаваторов, мельниц и интеллектуальных дробилок на предприятия Узбекистана – государственный Навойский горно-металлургический комбинат (НГМК), Амалыкский ГМК, "Узбекуголь". В случае с "ИЗ-КАРТЭКС" речь идет о заключении контрактов на поставку техники, "Уралмашзавод" пока что готовит к подписанию договор на поставку ЭКГ-5А, а также ведет переговоры о поставке 18-кубового экскаватора.
На золотодобывающих рудниках НГМК в Зарафшане работают питерские "великаны": с 2013 г. ЭКГ-20К эксплуатируются на одном из крупнейших месторождений золота в мире – Мурунтау. Неподалеку новый золотоносный разрез обустраивают пятикубовые экскаваторы "Уралмашзавода". Все без исключения электрические машины на месторождении – из России, рассказал главный механик рудника Мурунтау Равшан Пиназаров. По его словам, с начала освоения Мурунтау в 1967 г. значительная часть горного оборудования для него производилась союзными, а позднее – российскими предприятиями.
"Сейчас здесь работают экскаваторы типа ЭКГ с объемом ковша от четырех до 15 кубических метров. К моменту обретения независимости значительная часть оборудования рудника была в физически изношенном состоянии. Руководством республики и нашего ГМК проделана огромная работа по модернизации и замене оборудования. К парку экскаваторов добавлены иностранные гидравлические экскаваторы", – рассказал он.
Из 28 работающих здесь машин шесть – гидравлические, производства компаний Hitachi и Caterpillar. Сейчас "Уралмашзавод" совместно с "ИЗ-КАРТЭКС" готовятся к сборке первого российского гидравлического экскаватора. После тестирования на Кузбассе разработку предложат иностранным партнерам. О проекте знают и узбекские горняки, но обещаний не дают – ждут результатов работы на кемеровских рудниках с более сложной геологией.
"Когда мы закупаем новые машины, которые не эксплуатировались раньше, мы обязательно берем их для тестирования. Условия здесь непростые, не всякая техника работает как надо. Если будут предложения с российской стороны – всегда можно поставить на испытания", – рассказал директор центрального рудоуправления Отабек Мустакимов.
Вопрос продвижения на рынок Узбекистана новой техники важен из-за растущих темпов разработки месторождений в республике. В следующие 10 лет объем капвложений одного лишь Навойского ГМК составит $3,1 млрд. "Покупать будем всё", – сказал гендиректор ГМК Кувандик Санакулов, отвечая на вопрос о расширении парка экскаваторов.
"Карьеры у нас очень большие, мы развиваемся быстро. Запасы по комбинату проглядываются до 2134 г., их достаточно. Поэтому мы не просим инвестиций, все капвложения – наши деньги. Машина "Уралмашзавода" хорошая, вопросов нет. ЭКГ-5А "Уралмашзавода" работает на маленьком карьере, который мы только начинаем вскрывать. В будущем нам нужны машины большего размера. Но для нас дело не в том, импортная она будет или российская, в мировом понимании все это – импорт", – говорит Санакулов.
Руководитель ГМК, делая комплименты российской технике, не умаляет достоинств конкурирующих производителей из других стран. Правда, тут же замечает, что цена владения их техникой выше – и это один из аргументов в пользу выбора российских поставщиков. В Узбекистане локализовано до 90% производства запчастей для электрических экскаваторов, объясняет Пиназаров:
"Работает наше предприятие, мы можем сами производить быстроизнашиваемые запчасти. Это обеспечивает надежную работу экскаваторов. У гидравлики более сложная система, для нее не налажено производство насосов на постсоветском пространстве, придется их покупать за валюту".
По словам директора дивизиона "Горное оборудование" УЗТМ Михаила Гуницева, цикл жизни гидравлического экскаватора не превышает 10 лет, за это время машина нуждается в капитальном ремонте, цена которого варьируется в пределах 70-80% от стоимости новой машины.
"Наши пятикубовые экскаваторы работают долго, машины большего размера – 12-12-кубовые – имеют жизненный цикл 23-25 лет. При хорошей эксплуатации и 25 лет не предел. Естественно, если все первоначальные затраты разложить на цикл работы экскаватора, то стоимость владения нашими экскаваторами меньше, чем иностранными гидравлическими машинами", – отметил он.
Новое поколение экскаваторов "Уралмашзавода" обладает улучшенной системой управления, что позволяет экономить электричество, появилась автоматизированная система смазки экскаватора. На НГМК улучшения заметили и подтверждают сокращение потребления энергии и уменьшение числа аварийных простоев, поэтому переговоры о поставках новой техники продолжаются и имеют все шансы на успешное завершение.
Фото: Юлия Пасечник; Накануне.RU