Гонконг. 20-летие "возвращения в лоно Родины"
В город прибывают Си Цзиньпин и китайский авианосец1 июля исполняется 20 лет со дня передачи Гонконга в юрисдикцию КНР или "возвращения города в лоно Родины", как называют это событие в Китае. О значении города в деле великого возрождения китайской нации и изменениях, прошедших с момента воссоединения, читайте в материале Накануне.RU.
Название города записывается иероглифами 香港, которые переводятся как "гавань благовоний", и имеет два чтения: "Гонконг" на местном гуандунском наречии и "Сянган" на пекинском диалекте, на основе которого после 1949 г. и сформировался государственный язык КНР. Поэтому второй вариант наиболее распространён внутри Китая, тогда как за рубежом до сих пор чаще придерживаются первого.
Это место в дельте реки Чжуцзян с древности использовалось для торговли благовониями и приправами. С 1699 г. факторию здесь основала английская Ост-Индская компания. Во второй половине 18-го века британцы через неё начинают завозить в Китай опиум, а уничтожение зелья китайскими властями спровоцировало начало серии Опиумных войн. В результате европейские державы нанесли Китаю ряд поражений и сумели отторгнуть у Цинской империи не только остров Гонконг, но и прилегающие к нему полуостров Коулун (Цзюлун), так называемые Новые Территории на материке и ряд мелких островов. Все эти земли вошли в состав британской колонии.
По соглашению от 1898 г. эта территория передавалась Британии сроком на 99 лет. После создания в 1949 г. народного Китая и до признания КНР большим количеством западных стран Гонконг долгое время был основными торговыми воротами КНР. Через него же осуществлялись все связи между материковой частью страны и оказавшимся под властью чанкайшистов островом Тайвань.
В конце прошлого века вопрос о передаче города прорабатывался лично "архитектором китайских реформ" Дэн Сяопином и британской "железной леди" Маргарет Тэтчер. В итоге, 1 июля 1997 г. британская колониальная администрация оставила Гонконг и местность перешла в юрисдикцию КНР в качестве Специального административного района Сянган.
Вплоть до сегодняшнего дня в городе сохраняется правостороннее дорожное движение, судьи заседают в чёрных одеждах и париках, проходят скачки, статуя королевы Виктории стоит у входа в парк её имени. Гонконг официально является офшорной юрисдикцией, здесь сохраняется собственная денежная единица - гонконгский доллар, действуют независимые от Пекина судебная система, правоохранительные органы, таможня и визовые правила.
Пекин обещал в течение полувека не вмешиваться во внутренние дела региона, однако, по мнению оппозиции, уже через 20 лет широкая автономия значительно ослаблена. Как отмечает сингапурская "Ляньхэ цзаобао", в прошлом месяце председатель ПК ВСНП Чжан Дэцзян на форуме, посвящённом 20-летию Основного закона САР Сянган, подчеркнул, что "власть принадлежит центру". Замдиректора Ассоциации по изучению Гонконга и Макао Лю Чжаоцзя считает, что в результате "по многим вопросам решения с администрацией Гонконга согласовываться не будут". В этом отношении речь Чжан Дэцзяна ещё важнее "Белой книги: Одна страна – две системы", изданной в 2014 г. В политике "Одна страна – две системы" центр всё больше делает акцент на словосочетании "Одна страна" и уже к 30-летию воссоединения в городе может сложиться ситуация "Одно государство – одна система".
Однозначно утверждать этого нельзя, так как мир меняется очень быстро и десятилетие сейчас – срок, на который трудно что-либо загадывать наверняка. Однако Китай неизбежно будет вовлекать Гонконг, наряду с другими южными портами – Гуанчжоу и Шэньчжэнем, в проект "Одного пояса – одного пути", что может стать новым локомотивом для его экономического развития.
Торжества по случаю 20-летия воссоединения посетит лично председатель КНР Си Цзиньпин, который пробудет в Гонконге с 29 июня по 1 июля и примет участие в инаугурации пятой администрации Специального административного района. Сопровождать его будут супруга Пэн Лиюань и представительная делегация, в составе которой секретарь ЦК КПК Ли Чжаньшу, заместитель председателя Центрального Военного Совета Фань Чанлун, заместитель председателя постоянного комитета ВСНП (китайского аналога Верховного Совета) Ван Чэн.
Этот визит станет первым для Си посещением специального административного района с того момента, как он занял пост главы государства. Однако китайский лидер неоднократно бывал здесь ранее. Гонконгский предприниматель Чжэ Чичин (Sze Chi-ching), знающий Си Цзиньпина с 1985 г., рассказал изданию South China Morning Post, что ранее Си, как заядлый путешественник и любознательный человек, неоднократно бывал в Гонконге в начале своей политической карьеры: "Будучи чиновником, он должен был понять, как одна страна может работать в рамках двух разных систем. Он часто приезжал и оставался здесь каждый раз на день или два". Особенно часто будущий председатель стал бывать в Гонконге в 1990-е гг., когда его отец Си Чжунсюнь, выйдя на пенсию, поселился в соседнем Шэньчжэне.
Ма Сихан, руководящий сейчас работой гонконгского метро, вспоминает, что общался с Си Цзиньпином в 2004 г., занимавшим в то время пост партийного секретаря провинции Чжэцзян. Тогда Си попросил показать ему вид ночного города. Гонконгские чиновники показывали гостю с материка панораму с небоскрёба Валютного управления. В это время чиновники беседовали друг с другом около получаса, а Си Цзиньпин проявлял живой интерес к тому, как устроена финансовая система Гонконга.
Информагентство "Синьхуа" концентрируется на положительных моментах воссоединения – в частности, по данным Всемирного банка, индекс Гонконга по политической стабильности, эффективности правительства, борьбе с коррупцией, подотчётности руководства и т.д. значительно повысился. Если в 1996 г., в финале британского владычества, город занимал 60-е место в общемировом рейтинге, то в 2015 г. поднялся уже на 11-е. Также специальный административный район находится на первых местах с точки зрения эффективности управления и эффективности бизнеса.
Неофициальное издание КПК Global Times согласно с положительными результатами воссоединения: последние несколько лет стали определяющими для дальнейшего развития этой территории – центральное правительство внесло важные коррективы в политическое устройство Гонконга и активизировало его экономическую интеграцию с КНР, но издание отмечает и то, что протесты 2014 г. показали серьёзные пробелы в работе с молодёжью.
Для местной администрации есть хорошая возможность восстановить доверие общественности по вопросу воссоединения и сдержать сепаратистские силы. Руководство САР планирует в этом году проведение почти шестисот мероприятий, из которых двести ориентированы на молодёжь. Это позволит молодёжи Гонконга общаться со сверстниками из материковой части и стажироваться в различных провинциях КНР.
Немаловажно и прибытие авианосца "Ляонин", уже вызвавшее переполох на Тайване, оно позволит продемонстрировать силу сепаратистским течениям внутри Гонконга.
Особенно значимо замечание агентства "Синьхуа" о том, что за прошедшие 20 лет на примере Гонконга принцип "Одна страна – две системы", основанный на социализме с китайской спецификой, показал свою применимость к реальной ситуации и, таким образом, может применяться и в урегулировании других подобных вопросов. Возвращение Сянгана в лоно Родины запустило процесс возврата китайских земель, утраченных династией Цин в ходе войн с западными империями. В 1999 г. также на правах специального административного района в состав КНР вернулась бывшая португальская колония Макао (Аомэнь). Успешное существование двух бывших колоний в составе Китая доказывает и принципиальную возможность мирного воссоединения с Тайванем. Кроме того, на фоне озвученной китайским руководством идеи великого возрождения китайской нации КНР сталкивается с наследием Британской империи и на других своих рубежах, в частности, в на границах с Индией и Мьянмой. В последнем случае дело дошло даже до вооружённого противостояния между этническими китайцами и бирманской правительственной армией. Поэтому пример мирного возвращения Гонконга чрезвычайно важен и актуален для внешней политики Поднебесной.