Александр Пыжиков: Останки бывшей царской семьи станут инструментом борьбы за Исаакиевский собор?
Это подтвердит, что кости оказались "разменной монетой" в имущественных притязаниях РПЦПоявилась теория, что останки семьи отрекшегося от престола Николая II, история с Исаакиевским собором и подготовка к годовщине расстрела бывшего царя связаны между собой. Такую конспирологическую версию высказал не кто-нибудь, а ведущий "главной либеральной радиостанции" "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов. Он ссылается на близкие к синодальным кругам лица, якобы останки Алексея и царевны Марии, которые сейчас находятся в Государственном архиве РФ, найдут свое место именно в Исаакиевском соборе. И поскольку это мученики – в соборе их разместят как святые мощи. Вопрос только в том, насколько это может быть правдой, ведь никакие экспертизы Церковь не принимает? Своим экспертным мнением об этой версии с Накануне.RU поделился исследователь истории РПЦ, доктор исторических наук Александр Пыжиков:
– Признавать или не признавать останки – для РПЦ это вопрос последний. Как бы это ни было странно слышать. Потому что Церкви эти останки нужны только как инструмент борьбы за власть, а если точнее – за имущество. Исаакиевский собор – это лакомый кусок, и мы все это прекрасно знаем, все осведомлены, слышали. Этот кусок должен, по мнению Церкви, принадлежать ей, а не городу Петербургу. На пути поглощения лакомого куска встретились серьезные препятствия в виде недовольства горожан. Люди, которые живут в этом городе, не хотят видеть там "беснующихся мракобесов", которые набивают свои карманы – весь город поднялся против.
Тогда РПЦ нужно было усилить свои позиции. Как ее представители будут это делать, оставалось загадкой, но, кажется, вот мы и услышали, на что будут давить. Теперь, видимо, они хотят связать останки царской семьи (еще ими самими не признанные) и Исаакиевский собор: мы переносим туда останки, а это святое, значит, вы, горожане, руки прочь от Исаакиевского собора.
Вообще, следует понимать, что останки нужны РПЦ для проведения текущей имущественной политики. Это вопрос материальный, финансовый, и никакой другой – именно имущественным вопросом руководствуется вся верхушка Церкви, продолжая пополнять свои владения. В данном случае останки царской семьи стали разменной монетой в имущественных притязаниях РПЦ.
Вопрос был в том, какой они выкинут фортель в борьбе за Исаакиевский собор и, если верить этой версии, то они показывают всем гражданам страны свою беспринципность и истинное назначение этого института, который называется РПЦ. Они не хотят разбираться в гибели царской семьи, церковников – не хотят разбираться, почему это произошло, в их понимании расстрел произвела группа каких-то маньяков, инородцев, которые собрались и учинили эту расправу над святыми. И они просто не хотят выяснять истину. У них все изыскания направлены в другую сторону – для них важно шумиху вокруг Николая II использовать в своих имущественных интересах и раскладах. А Исаакиевский собор – это очень важный имущественный расклад. Речь идет не о захвате какого-то рядового здания на окраине села, а такого знакового сооружения, которое имеет огромное историческое и культурное значение, архитектурную ценность.
То есть позиция такая: с одной стороны, не признавать никакие экспертизы, с другой стороны – использовать останки для своих целей. Это манера поведения прожженных коммерсантов.