Санкции – горькое лекарство для наших "аутистов" во власти
Но "лечение" проходит сложноНовые санкции от США вскоре будут развернуты против России – конгресс все-таки проголосовал за новый пакет ограничительных мер. Большинство было "за", даже несмотря на протесты представителей Белого дома, которые говорили, что инициатива может помешать внешней политике Штатов. И этих голосов хватит, чтобы перевесить вето Дональда Трампа, если он все-таки не захочет вводить санкции.
Конечно, после конгресса законопроект должен утвердить еще сенат, но там уже заявили о готовности проголосовать. Поэтому, как отмечают некоторые эксперты, нам остается только дожидаться введения новых ограничений. А этот список будет более масштабным и комплексным, чем тот, что был введен в 2014 году.
Тогда экономику России потрясло, профильные министерства из кожи вон лезли, чтобы свести концы с концами в бюджете. А с недавних пор чиновники заявляют, что экономика встает на траекторию роста. И тут – такой "подарок" от "нашего" Трампа. Впрочем, в реальности почти ничего не указывает на позитив, кроме статистических данных, которым и так все меньше доверия после реформирования работы Росстата. Чего же ожидать с новым пакетом санкций? И что уже должно произойти, чтобы, наконец, всем стало очевидно, что экономический вектор, предлагаемый кудринистами, должен быть сменен? Об этом и о многом другом в беседе с Накануне.RU рассказал доктор экономических наук, профессор МГИМО Валентин Катасонов.
Вопрос: Как бы Вы оценили новый пакет санкций? Он действительно более комплексный, чем принятый ранее?
Валентин Катасонов: Хочу сказать, что это не только антироссийские санкции, но и антиевропейские. Это очевидно, потому что там прописаны моменты, связанные с деятельностью в сфере энергетики. Этот закон – оружие, которое своим острием направлено против "Северного потока-2", против "Турецкого потока", и американцы говорят европейцам, мол, мы вас будем снабжать сжиженным газом. Причём удивительно, как быстро они переходят от одной парадигмы к другой – до этого они говорили, что есть рынок, что рынок определяет оптимальные решения, что надо всегда выбирать те, которые связаны с более выгодными условиями. А тут в Штатах заговорили совершенно по-другому.
Американцы повернулись на 180 градусов. Теперь они говорят европейцам, что безопасность дорого стоит, и когда речь идет о безопасности, деньги не считают. Поэтому предлагают им раскошелиться для того, чтобы покупать дорогой сжиженный американский газ.
Вопрос: Европа пытается высказывать протест политизированным решениям США. Но все равно, например, Германия вдруг засомневалась относительно "Северного потока-2"…
Валентин Катасонов: Грубые оценки показывают, что Европа, если примет решение переходить на американский газ, будет на этом терять каждый год десятки млрд долларов. И если европейцы прогнутся, то ситуация для них осложнится.
Дело в том, что Америка на протяжении многих лет и даже десятилетий подбрасывает Европе очень вкусную кость. Это положительное сальдо торговли между Европой и США. В 2016 году, по данным американской статистики, Америка имела отрицательное сальдо в торговле с Европейским союзом в размере $146 млрд. Если европейцы будут сильно возникать, то, наверное, Америка может вообще обнулить это сальдо. Сами понимаете, цена вопроса большая.
Более того, половина этого сальдо приходится на Германию, поэтому Меркель, я думаю, будет помалкивать. Может быть, французы будут что-то вякать, ещё кто-то, а Германия сейчас не заинтересована в этом.
Но дело в том, что если бы Ангела Меркель и другие политики в Германии и Европе были политиками, которые смотрят далеко вперед, то, наверное, они бы действительно протестовали. Потому что, если они перейдут на американский сжиженный газ, то это положительное сальдо у них исчезнет. Так что они потеряют и деньги, и окончательно свою политическую и экономическую независимость.
Вопрос: А насколько сильно ударит новый пакет санкций по нашей экономике? Что он сулит?
Валентин Катасонов: Нет худа без добра. Я считаю, что в данном случае Вашингтон оказывает нам хорошую услугу – предоставляет достаточно сильнодействующее, хотя и горькое лекарство. Я надеюсь, что всё-таки наше руководство, наконец-таки, задумается, в каком мире находится Россия. А ведь ничто не ново под Луной.
Санкции против России на протяжении более полувека действовали постоянно. Такое ощущение, что у людей либо память отключилась, либо они вообще ничему никогда не учились. Напомню, что еще в 1911 году Соединенные Штаты в одностороннем порядке денонсировали торговый договор от 1832 года. Тогда началась антироссийская истерия в Соединенных Штатах, которую организовал банкир Яков Шифф, якобы в связи с тем, что нарушались права и свободы человека.
Почему-то наша общественность пребывала в эйфории в 90-е и 2000-е годы. А между тем, я всегда обращал внимание на то, что поправки Джексона-Вэника, которые были приняты американским конгрессом аж в 1974 году, продолжали действовать, хотя уже причины и условия, которые обусловили принятие этих поправок, давно приказали долго жить.
Вопрос: Типичное поведение "партнеров"?
Валентин Катасонов: Да, нам говорят про "американских партнеров", а против нас эти "партнеры" продолжают использовать поправки Джексона-Вэника. И они были отменены только в 2012 году.
Но самое интересное, что они были не просто отменены, а заменены другим законом, который принято называть "законом Магнитского". У нас практически не было даже просвета в ограничениях – у нас постоянно были какие-то санкции со стороны нашего так называемого "партнера".
Мы должны исходить из этого, но кажется, что у нашего руководства какое-то "заболевание". Я повторял и буду повторять, что мне напоминает это "заболевание" аутизм – восприятие окружающего мира через "розовые очки". Когда ребёнок воспринимает до 5 лет мир через "розовые очки", это нормально, но если это сохраняется и усиливается, то выглядит более чем странно. И у нас, к сожалению, очень много "аутистов" во власти.
Вопрос: Но разве не стало уже очевидным, что нынешний экономический курс бесперспективен?
Валентин Катасонов: Необходимо переформатирование нашей экономики, настоящее, а не дутое импортозамещение, потому что у нас пока настоящего импортозамещения не было. Я считаю, что в России есть всё необходимое, чтобы быть страной экономически независимой, и мы могли бы действительно развивать свой внутренний рынок, у нас всё для этого есть.
Мы могли бы, дав хороший импульс экономическому развитию, собрать вокруг себя те страны, которые некогда входили в состав Советского Союза. В общем, есть определенные алгоритмы, но это тема отдельного разговора.
И если наша власть никак не отреагирует – я имею в виду не вербальные интервенции, а практические действия – тогда мы действительно почувствуем на себе ухудшение экономического и социального положения, это неизбежно. Это будет чревато каким-то социальным и политическим взрывом. Не знаю, хватит ли власти благоразумия или у нее уже окончательно атрофированы всякие рецепторы.
Вопрос: Тем не менее, пока "официально" новый политический вектор так и не определен, соответственно, формально продолжается условный курс Алексея Кудрина, который призывал встраиваться в западные технологические цепочки…
Валентин Катасонов: Понимаете, присоединение к "западным цепочкам" означает для нас смерть во всех смыслах. В том числе даже смерть физическую для большинства населения нашей страны. Это просто очевидный факт. Поэтому все эти разглагольствования Кудрина относительно встраивания в какие-то "цепочки" – это просто, как я считаю, антигосударственная пропаганда, которая подпадает под несколько статей Уголовного кодекса. То, что Кудрин находится во власти, доказывает, что у нас власти как таковой и нет. Ситуация достаточно неприятная – нечто похожее было у нас 100 лет назад накануне 1917 года.
С другой стороны, я думаю, здесь параллель нужно проводить даже не с 1917 годом, а, скорее, с событиями 400-летней давности – а именно смутой начала 17 века. И в этом смысле Алексей Кудрин напоминает мне Гришку Отрепьева, хотя тот был гораздо более пассионарный и талантливый.
Вопрос: Как Вы считаете, что должно еще произойти, чтобы стало уже очевидно, что нужно переформатировать экономику?
Валентин Катасонов: Иногда в утешение самому себе читаю русскую историю и понимаю, что были времена и похуже. Так что то, что было 400 лет назад, это был действительно какой-то кошмар, но ситуация нормализовалась. Поэтому в данном случае я надеюсь, что судьба дает такое сильнодействующее и горькое лекарство в виде санкций от наших противников.