"Мы преодолели вечную конкуренцию". Руслан Гаттаров – о проекте ВСМ и объединении Челябинска с Екатеринбургом
Уральская высокоскоростная магистраль свяжет два города-миллионика и будет способствовать созданию и развитию агломерации Екатеринбург – Челябинск, которая объединит человеческий и ресурсный потенциал двух мегаполисов. Скептики называли проект заведомо убыточным и невостребованным у пассажиров, а южноуральских чиновников – "мечтателями". Непонятным оставался и статус Российских железных дорог в проекте. В июне этот вопрос был снят – ОАО "РЖД" стало стратегическим партнером проекта ВСМ. На ПМЭФ–2017 губернаторы Евгений Куйвашев, Борис Дубровский и президент РЖД Олег Белозеров подписали соглашение о сотрудничестве по проекту создания высокоскоростной железнодорожной магистрали, а ровно через месяц проект строительства ВСМ был представлен на выставке "Иннопром". Он предусматривает появление двухпутной железной дороги протяженностью 220 км. Приблизительное время в пути между центрами двух мегаполисов - 1 час 10 минут. О том, почему необходимо строить УСМ, а не новую автомагистраль, зачем Челябинску и Екатеринбургу нужно объединяться и что от этого выиграют два миллионика, в интервью Накануне.RU рассказал вице-губернатор Челябинской области Руслан Гаттаров.
Вопрос: Зачем нужна агломерация Челябинск – Екатеринбург?
Руслан Гаттаров: Идея в том, чтобы создать конурбацию (один большой город) Челябинск – Екатеринбург с населением свыше трех миллионов человек. Сегодня все города борются за людей, потому что человек – главная ценность. Примером города, который выигрывает в борьбе за людей в РФ, сейчас является Казань. Я видел за прошедшие три года, как менялась презентация казанских возможностей для бизнеса: раньше они презентовали свои индустриальные парки, особые экономические зоны, льготы, различные виды поддержки, теперь они продают инвесторам качество жизни в Казани.
И Челябинск, и Екатеринбург сделали многое по созданию комфортных условий для жизни людей на своей территории, но, если наши города и дальше будут развиваться самостоятельно, мы будем конкурентны только на уровне УрФО. Нам нужно объединиться и стать третьей агломерацией в стране по численности населения после Москвы и Санкт-Петербурга. И это реально, это признают серьезные специалисты, которые занимаются этим вопросом. Но мы получим агломерацию только в том случае, если от центра до центра будет один час езды, это называется комфортное пространство для жизни. Строительство Уральской высокоскоростной магистрали поможет решить эту задачу.
Вопрос: А кто в создаваемой агломерации будет занимать лидирующее положение? И что выиграют два города от объединения? Как это отразится на жизни людей двух регионов?
Руслан Гаттаров: Мы не обсуждаем, какой из регионов будет главный, главный здесь человек. Агломерация позволит улучшить качество жизни людей и у нас, и в Свердловской области. В зоне часовой доступности окажется около 3,2 млн человек. Жители наших регионов смогут использовать инфраструктуру как Челябинска, так и Екатеринбурга. В чем-то сильны мы, в чем-то они. Медицинские центры, учебные заведения, спортивные и культурные объекты, хоккейные школы – все это может быть использовано жителями независимо от того, в каком из двух городов они живут. А вечную конкуренцию Екатеринбург – Челябинск мы уже преодолели на уровне правительств, когда губернаторы подписали соглашение и мы зашли в общий проект. Мы системно работаем и планируем двигаться дальше.
Вопрос: Почему ВСМ, а не скоростная автомагистраль?
Руслан Гаттаров: Да, одно из распространенных возражений – сделайте нам лучше хорошую трассу М-5 Екатеринбург – Челябинск, и мы будем с удовольствием по ней ездить. Но практика крупных европейских городов показывает, что это не дает такого результата, прежде всего потому, что время в пути из одного города в другой не удастся серьезно сократить: быстро и без помех проехав по трассе, автомобилисты встают в пробку на въезде в город. Расширяя дорогу, ты создаешь еще больше пробок. Я уже видел это и в Челябинске, и в Москве. Почему? Потому что дорогу построили, человек посчитал, что ему выгоднее ездить на машине, купил машину. И таких кликов "купить машину" на этом направлении произошло несколько сотен тысяч, и машины встали в пробку. Во-вторых, поездка по ВСМ будет занимать чуть больше часа, а на машине, если ехать строго по правилам, на дорогу уходит три – три с половиной часа. И третий довод – это агломерационный эффект, который составит 1 трлн 145 млрд руб. Если мы построим еще одну автомобильную дорогу, она будет дешевле, но агломерационный эффект от нее будет меньше в 10-15 раз.
Не стоит забывать и про комфорт. Даже если вы не управляете автомобилем, а сидите в пассажирском кресле, в дороге вы не можете нормально поговорить по телефону, т.к. все время "плавает" связь, почитать газету или книгу вы не можете, интернет работает с перебоями и так далее. А перемещаясь по ВСМ, вы садитесь в вагон, и пока газету дочитали, кофе выпили, — уже в Екатеринбурге, где вас ждет такси или удобный общественный транспорт. Садитесь в него и доезжаете до любого места. Вот и все. Это совершенно другое ощущение, другое качество жизни. В будущем многие предпочтут скоростной поезд личному автомобилю, потому что это выгодно, комфортно и безопасно.
Вопрос: Проект строительства ВСМ вызывал много споров. А какой будет новая Уральская высокоскоростная магистраль? И какие возможности она даст двум регионам?
Руслан Гаттаров: Нас называют мечтателями, и мы к этому нормально относимся. Я, например, друзьям на праздники всегда желаю не переставать мечтать и чтобы после воплощения мечтаний в проекты, появлялись новые мечты. Иначе зачем жить?!
Новая железная дорога соединит два города-миллионика и два аэропорта. Курсировать по ВСМ будут два типа поездов – высокоскоростные и ускоренные региональные. ВСМ позволит сформировать единый рынок труда двух крупных промышленных регионов. Это даст нам возможность увеличить производительность труда и повысить среднедушевые доходы населения. Кроме того, территория между станциями станет перспективной для застройки и комплексного развития.
Уже на второй год после ввода ВСМ в эксплуатацию мы ожидаем пассажиропоток 2 млн 150 тыс. в год, на десятый год – 2 млн 400 тыс. пассажиров. На практике количество пассажиров может в несколько раз превысить рассчитанный экспертами пассажиропоток, так как методика расчета очень жесткая. Например, пассажиропоток Мадрид-Севилья после ввода ВСМ вырос в три раза за шесть лет. Так было и в случае первоначальных расчетов пассажиропотока "Сапсана" Москва – Санкт-Петербург – Москва. Кстати, весной прошлого года "РЖД" озвучили любопытную статистику по этому направлению: "Сапсаны" предпочли 39% пассажиров, а авиа – 32%. Всего с момента запуска в 2009 году высокоскоростного сообщения "Сапсанами" перевезено более 25 млн человек.
Расчеты показывают, что проект Уральской ВСМ генерирует значительные мультипликативные и агломерационные эффекты: прирост ВРП Челябинской области и Свердловской области, а также дополнительные доходы региональных бюджетов. В будущем Уральская высокоскоростная магистраль войдет в транспортный коридор Москва – Астана – Пекин.
***
Напомним, что в июле на "Иннопроме" в Екатеринбурге проект представил генеральный директор ХП "Уральская скоростная магистраль" Сергей Бревнов. "Ее [магистрали] значение для развития регионов достаточно высокое. Мы сможем объединить два рынка труда и обеспечить транспортную доступность двух мегаполисов", – отметил Бревнов.
УСМ предполагает создание двухпутной железной дороги протяженностью 220 км. Максимальная скорость в пути составит 300 км/ч, приблизительное время в пути - 1 час 10 минут. Предполагается, что курсировать по УСМ будут два типа поездов: высокоскоростные поезда, развивающие скорость до 300 км/ч, и ускоренные региональные, развивающие скорость до 200 км/ч.
В прошлом году была создана компания "УСМ", в 2018 году планируется заключение концессионного соглашения, на 2020 год запланировано начало строительства, а окончание работ – на 2023 год. Ориентировочный пассажиропоток во второй год эксплуатации УСМ составит порядка 2,1 млн пассажиров, на 10 год – 2,4 млн пассажиров.
"Стоимость билета будет сопоставима со стоимостью билета на автобус Екатеринбург – Челябинск", – заявлял Бревнов. Уже известно, что поезд будет делать остановки вблизи аэропортов "Кольцово" и "Баландино", а также в Сысерти и Снежинске.
Появление высокоскоростной магистрали "Екатеринбург-Челябинск", меморандум о создании которой был подписан на Санкт-Петербургском экономическом форуме, поможет не только создать общую агломерацию, но и благоприятно отразится на развитии региона, сказал вице-президент РЖД Александр Мишарин в рамках круглого стола "Иннопрома". По его словам, уральская ВСМ станет частью коридора Москва-Пекин, который объединит Европу и Азию.
Вице-губернатор Свердловской области Александр Высокинский, курирующий проект со стороны своего региона, высокоскоростную магистраль считает одним из самых адекватных и эффективных инструментов для развития двух субъектов РФ и всего Урала: "Города, как магниты, притягиваются друг к другу, челябинские представители работают на рынке Екатеринбурга, происходит объединение экономических систем. Мы должны действовать и разрабатывать этот проект вместе".
"Проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства по концессионному соглашению. Предполагается сначала завершить предпроектную подготовку, затем заключить концессионное соглашение на проектирование, строительство и содержание магистрали, соответственно, финансирование проекта предполагает определенную структуру и стадийность", – заявлял губернатор Челябинской области Борис Дубровский.