24 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBchpu
Капитальный ремонт в нежилом помещении на http://remont.youdo.com/repair/spaces/non-residential-premises/other/capital/.
Профессиональная уборка динамо на YouDo
Сделать нити аптос отзывы в Москве.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Спасение Путиным Байкала обернулось масштабным сокращением водоохранной зоны

Одной из центральных тем визита Владимира Путина в Бурятию стало состояние озера Байкал. Этому резервуару пресной воды мирового значения угрожает активизация хозяйственной деятельности и существенный рост туристического потока. Вопрос сохранения уникальной природы Байкала – один из важнейших для жителей не только Бурятии и Иркутской области, но и всей России. О недавних решениях руководства страны и их возможных рисках – читайте в материале Накануне.RU.

В рамках совещания по вопросам развития Байкальской природной территории, прошедшем в визит-центре "Байкал заповедный" на территории бурятского поселка Танхой, Владимир Путин призвал не допустить увеличения антропогенной нагрузки на экосистему озера, что касается и туристической отрасли.

"Интерес к Байкалу и российских, и иностранных граждан постоянно растет. До миллиона человек бывает на берегах Байкала. Но обратной стороной этого в целом позитивного фактора становятся новые проблемы. Бесконтрольность так называемых диких туристов приводит к стихийным свалкам на берегу водоемов, а стремление предпринимателей по максимуму использовать спрос на байкальские путешествия часто к игнорированию ими экологических норм", – подчеркнул глава государства.

В этой связи Владимир Путин отметил: "Нужно стимулировать экологическую ответственность бизнеса, в том числе, разрабатывать порядок софинансирования эколого-ориентированных проектов, с особым вниманием нужно относиться к обеспечению жесткого контроля".

Владимир Путин и Алексей Цыденов в визит-центре "Байкал-заповедный"|Фото: kremlin.ru

Врио главы Бурятии Алексей Цыденов призвал главу государства смягчить требования экологической экспертизы к объектам, строящимся на байкальской территории, сохранив их в нынешнем виде только для опасных объектов. Он обратил внимание и на вопросы пожарной безопасности и восстановления лесов после пожаров: "Законом об охране озера Байкал в Центральной экологической зоне запрещены сплошные рубки леса, в том числе противопожарные разрывы, а также санитарные рубки сгоревшего леса, и запрещены сплошные рубки под линейные объекты инфраструктуры, в том числе к действующим населенным пунктам. Понимаем, что запрет на то и вводился, чтобы не рубили, и просто так взять и отменить его нельзя и нецелесообразно". Вместе с тем врио главы региона отметил, что разрешение вырубки горельника может привести и к умышленным поджогам. "Надо следить только за этим, чтобы под видом этих рубок не вырубалось все подряд", – подчеркнул Владимир Путин.

лесной пожар, МЧС|Фото: fedpress.ru

Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской рассказал, что за два последних года удалось обеспечить увеличение объемов лесовосстановления в полтора раза – до 41 тыс. гектаров, однако, по мнению представителей министерства, объемы лесовосстановления должны быть увеличены как минимум вдвое. Осенью планируется принять закон о компенсационном восстановлении леса: "Речь идет о том, что вводится правило: сколько срубил – столько восстановил. Это относится ко всем объектам, в том числе к линейным".

Уделил министр внимание и другим проблемам. Так, после закрытия Байкальского ЦБК выбросы в атмосферный воздух на Байкальской природной территории в целом за последние четыре года уменьшились на 15%.

Сбросы в озеро сточных вод снизились более чем на 80%, однако сохраняется проблема загрязнения водоема твердыми и жидкими отходами ЖКХ. Сейчас, по словам министра, именно на это приходится львиная доля загрязнения. При этом из 33 очистных сооружений, работающих в Бурятии, экологическим нормам соответствуют лишь четыре, а из 17 в Иркутской области – ни одно. Приоритетом является реконструкция очистных сооружений Улан-Удэ, дающего ежегодно порядка 22 млн кубометров загрязненных вод.

В качестве основного источника замусоривания берегов Байкала Сергей Донской указал отсутствие современных объектов размещения и переработки, призвав региональные власти к более активным и согласованным действиям. Одним из эффективных способов решения мусорной проблемы может стать разработка единой территориальной схемы обращения с отходами. Предусмотрено создание 20 полигонов в республике Бурятия и еще 11 в Иркутской области. По словам министра, новая территориальная схема требует общественного обсуждения, законопроект, предусматривающий обязательность процедуры по всей стране, внесен в правительство и может быть принят в осеннюю сессию.

Министр природных ресурсов также обратил внимание на тревожную ситуацию с браконьерством: "В качестве иллюстрации по поводу браконьерства приведу пример сокращения популяции байкальского омуля (…) численность омуля за последние десять лет снизилась практически в четыре раза. Сейчас популяция нерестового стада в два раза меньше средних многолетних значений. Для восстановления популяции необходимо увеличить выпуск молоди омуля. В том числе в рамках ФЦП предусмотрена реконструкция трех устаревших рыбозаводов Росрыболовства, это тоже позволит увеличить объем выпуска омуля. Однако и запрет промысла, и увеличение искусственного воспроизводства не дадут результатов: считаем, что при сохранении современного уровня браконьерского улова и бесконтрольной продажи нелегальной продукции, включая икру, добиться этого будет сложно. Поэтому регионом должна быть организована система контроля оборота продукции из омуля – это тоже одна из ключевых задач".

Владимир Путин перед церемонией выпуска мальков омуля в посёлке Танхой|Фото: kremlin.ru

Алексей Цыденов обратил внимание на то, что требует решения целый ряд вопросов нормативного регулирования жизнедеятельности на прибайкальской территории, например, есть несогласованность норм Земельного кодекса и конвенции ЮНЕСКО, куда был включен Байкал и прилегающие территории.

Как подчеркнул врио главы региона, нормами Земельного кодекса одинаково ограничивается оборот земель как памятника культурного наследия, так и просто объекта, включенного в список. При этом при формировании Земельного кодекса не подразумевалось, что в список ЮНЕСКО попадут целые территории и обширные водные пространства.

Итогом такой коллизии стала невозможность зарегистрировать право собственности на земельные участки жителям 76 населенных пунктов, расположенных в границах объекта всемирного наследия. Многодетные семьи, которым исполнительная власть региона по указу должна давать землю, не могут воспользоваться своим правом. Такое ограничение сказывается и на привлечении частных инвесторов, которые хотели бы получить землю для осуществления строительства объектов социальной, инженерной и прочей инфраструктуры.

Кроме того подготовлено и согласовано с Минприроды изменение границ Тункинского национального парка. Сообщается, что в результате этого природоохранная функция парка не пострадает и не уменьшится общая площадь, однако для местных жителей решатся вопросы заготовки дров и бесплатного доступа к своим домам через территорию Нацпарка.

С целесообразностью такого решения согласны далеко не все. По мнению активиста общественного движения "За священный Байкал" Ольги Байшниковой, "эти "трудности" решаются через градостроительный и земельный кодекс путем урегулирования с законом о защите озера Байкал и на местах через муниципалитеты". Другой участник движения Баир Цыбиков призывал неравнодушных граждан в день приезда Владимира Путина в Улан-Удэ выйти на одиночные пикеты в защиту экологии Байкала. Однако, по его словам, сделать этого не удалось, так как подходы к площади в центре города были перекрыты, а всех, даже с неразвернутыми плакатами задерживали. Сам Баир Цыбиков с плакатом против вырубки леса также оказался в отделении полиции.

Тем не менее, многократное сокращение водоохранной зоны уже практически решенный вопрос.

Сергей Донской рассказал о том, что площадь водоохранной зоны в целом планируется ограничить с 57 тыс. кв.км до 5,9 тыс. кв.км, то есть уменьшить ее практически в десять раз. "Мы подготовили совместно проект, сделав водоохранную зону более привязанной к ландшафту, то есть она фактически обеспечивает охрану исключительно озера Байкал именно в рамках тех экологических норм, которые у нас в законодательстве прописаны", сказал Донской.

Что касается разрешения сплошных рубок для ликвидации последствий лесных пожаров, то уже подготовлен законопроект, принять который планируется осенью.

Кандидат биологических наук Виталий Рябцев рассказал Накануне.RU, что в настоящее время водоохранная зона и так уже соответствует Центральной экологической зоне. По мнению эколога, новый проект нанесет большой ущерб Байкалу, ведь будут увеличены вырубки, чего уже давно хотят заготовители в Байкальской котловине. Не менее важно и то, что земельные ресурсы станут объектом торга и последующей застройки.

Байкальская природная территория|Фото: www.baikalfund.ru/

"Моя субъективная точка зрения, что Байкал как беспрецедентный колодец планеты заслуживает беспрецедентной же природоохранной зоны, которой не имеет ни один другой водоем России, может быть, даже и мира. Считаю, что водоохранная зона нынешних размеров была бы более логичной, чем ее сокращенный вариант. Я не верю, что нынешняя зона серьезно ограничивает интересы местных жителей, вижу тысячи примеров, когда, даже в условиях якобы избыточных ограничений, идет массовая застройка земли, в том числе и по берегам Байкала, и боюсь, что этот процесс в результате сокращения водоохраной зоны еще больше ускорится. Это подхлестнет все нынешние процессы. Если сейчас говорят о прорехах в законодательстве, то вместо этого будут просто торные дороги открыты для застройщиков и лесозаготовителей", подчеркнул эксперт.

Большое внимание на совещании в Танхое уделялось и строительству асфальтированной дороги на Ольхоне крупнейшем острове Байкала. Как отмечает Виталий Рябцев, эта проблема во многом надуманная: "Знаю эту дорогу с начала 1980-х. Она долгое время была в приемлемом состоянии. Но в последние годы она полностью перестала поддерживаться с помощью грейдеров и другой техники, и приведена в такое состояние, что все водители пользуются проложенными параллельно проселочными дорогами. Если бы щебенка на этой дороге была в нормальном состоянии, то все было бы нормально. Проект по ее асфальтированию был бы не нужен". Более того, по его мнению, если этот процесс начнется, то он не остановится на Хужире, а пойдет и дальше, в частности, в сторону Хобоя, чего ни в коем случае нельзя допускать.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Накануне.RU

Дело в том, что это подхлестнет процессы застройки и вовлечет в них север острова, который сейчас доступен только высокопроходимой технике. На этом, кстати, зиждется заработок большей части жителей Хужира, организующих на своих УАЗиках экскурсии для тысяч и тысяч туристов.

"Если проложить асфальтированную дорогу на север, то туда ринутся орды на иномарках и вместо, хоть и недостаточного, но все-таки организованного потока, мы будем иметь полную вакханалию и деградацию северной части острова", поделился опасениями Виталий Рябцев.

Нынешний штат национального парка, по его словам, не настолько велик, чтобы противодействовать огромной армии туристов. Речь об увеличении штата идет уже давно, но на деле ничего не происходит, тогда как поток туристов растет буквально на глазах. Эколог обращает внимание на резко возросший в последние годы поток китайских туристов: "Видно невооруженным взглядом, что в разы вырастает численность, буквально за последние два года. Я вижу, что на Ольхоне ежедневно на паромах прибывают одна – две тысячи человек. Как же говорить о восьми тысячах за сезон? Десятки и десятки тысяч уже посетили остров Ольхон, хотя до конца туристического сезона еще очень и очень далеко. Поток очень велик. Но каким-то образом, он нашими службами не учитывается. Я был свидетелем того, чего не было в прошлом году: подъезжают несколько больших автобусов и единовременно высаживают группу в 2000300 китайских туристов. Они не могут все уместиться на пароме и капитан требует их разделения на 203 группы, чтобы увезти разными рейсами, они не слушают, идут толпой, совершенно неуправляемой. Это большая проблема. Во многих местах, скажем, на Хобое, преобладают именно китайские туристы над всеми прочими, их там больше, чем россиян".


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС