Власть Си Цзиньпина усиливается перед съездом Компартии Китая
Ключевые посты занимают соратники нынешнего председателя, а сам он всё меньше подвержен контролю со стороны предшественниковВ преддверии 19-го съезда Компартии, который пройдет осенью, нынешний председатель Си Цзиньпин активно продвигает на ключевые должности в стране своих сторонников и всё более демонстрирует независимость от отставных лидеров, к мнению которых в КНР традиционно принято прислушиваться. В материковом Китае нынешний председатель официально объявлен "ядром" (такой титул до него имели только основатель КНР Мао Цзэдун и "архитектор китайских реформ" Дэн Сяопин). Гонконгские СМИ, анализируя два важнейших события партийной и государственной жизни последнего времени – съезд в Бэйдайхэ и парад в честь 90-летия Народно-освободительной армии Китая, всё больше говорят об усилении персональной власти Си Цзиньпина. Тем временем, один из возможных кандидатов на должность лидера нового поколения стал фигурантом уголовного дела, а его партийный пост уже занял давний соратник Си. Подробности – в материале Накануне.RU.
Ежегодное партийное собрание на курорте в Бэйдайхэ долгое время было символом влияния "старых политиков" страны. На этом саммите партийные лидеры прошлого и настоящего обменивались мнениями о том, как должны развиваться партия и нация. Однако Си демонстрирует более авторитарный подход к лидерству. Как сообщает издание South China Morning Post, профессор Шанхайского университета политических наук и права Чэнь Даоинь заявляет, что у нынешнего председателя КНР есть полный контроль над партией, армией и правительством: "Нынешняя структура власти означает, что никто не может с ним не согласиться". Более того, в китайских СМИ появляются комментарии, неожиданно критикующие собрание в Бэйдайхэ за то, что отставные чиновники цепляются за власть.
На военном параде в честь 90-летия НОАК Си Цзиньпин был единственным из представителей государства. На следующий день он выступал в Пекине с долгой речью о национальной безопасности и развитии вооружённых сил страны, но при этом отсутствовали его ныне здравствующие предшественники: Цзян Цзэминь и Ху Цзиньтао. Это указывает на разрыв с традицией, согласно которой китайские лидеры неизменно уважают наследие своих пожилых предшественников, сохраняющих влияние на молодое поколение руководителей. В 2007 г. занимавший тогда пост председателя КНР Ху Цзиньтао, отмечая 80-тилетие НОАК, неоднократно отзывался с похвалой о заслугах трёх предыдущих лидеров.
Цзян Цзэминь даже оставался верховным главнокомандующим в течение первых двух лет правления Ху Цзиньтао, что даже породило слухи, будто новый председатель не имеет крепкого контроля над армией. К годовщине событий 1989 г. на площади Тяньаньмэнь нам уже доводилось писать, как Дэн Сяопин, ушедший к тому времени с поста председателя КНР и возглавлявший лишь Центральный военный совет (аналог российского Совбеза), сместил и заключил под пожизненный домашний арест руководителя страны Чжао Цзыяна после того, как Михаил Горбачёв лишь обсудил с ним возможность политических реформ, аналогичных тем, что шли в СССР.
В данном случае, Си Цзиньпин, занимающий также должность главы ЦВС, принимал парад на крупном полигоне во Внутренней Монголии, будучи облачённым в полевую военную форму. Парад 2015 г. в честь юбилея победы во Второй мировой войне проходил более традиционно – тогда Си Цзиньпин в гражданском и в окружении зарубежных лидеров принимал парад на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Сами масштабные военные парады – явление для КНР нечастое, а нынешний стиль их проведения и вовсе стал уникальным для Поднебесной.
Пекинский историк Чжан Лифан даже предположил, что хозяева Чжуннаньхая – верховной резиденции КНР, специально выбирали на смену молодых и менее опытных людей, чтобы сохранить своё влияние. В результате новый председатель становился слабее предыдущего. "Возможно, они выбрали Си потому, что тот казался неконкурентоспособным, но они просчитались", – говорит эксперт. Вместо этого нынешний председатель направляет Китай в сторону от этого условного договора, согласно которому вышедшие на пенсию лидеры могут играть важную роль в текущих делах.
Недавнее падение экс-главы горкома партии Чунцина Сунь Чжэнцая, которого считали близким к отставным лидерам, также интерпретируется китайскими экспертами как вызов вмешательству старейшин. Сунь внезапно ушёл в отставку в прошлом месяце и в настоящее время является фигурантом по делу о коррупции. Ранее он считался возможным лидером следующего поколения, но теперь в качестве руководителя партийного отделения Чунцина его сменил входящий в условную "чжэцзянскую команду" Чэнь Миньэр, до недавнего времени возглавлявший партийную организацию в провинции Гуйчжоу.
Как правило, ЦК КПК состоит из кадров, отобранных прошлым руководством страны. Они же занимают важные места не только в партии, но и в Госсовете (правительстве).
Однако за пять лет правления Си Цзиньпина ситуация кардинально изменилась. Через несколько раундов кадровых перестановок и в результате беспрерывной антикоррупционной кампании, в ходе которой были смещены около 200 высокопоставленных чиновников, Цзиньпину удалось собрать лояльных себе людей, партнёров или даже близких союзников на ключевых должностях в центральном и провинциальных правительствах и в важнейших партийных департаментах. Многие вошли в состав ЦК, некоторые – в состав Политбюро. Чэнь Даоинь отмечает, что на предстоящем 19-м съезде КПК будет тотально увеличиваться представительство людей Си.
С начала прошлого года восемь министерств и четыре организации, непосредственно подчинённые Госсовету, получили новых руководителей, а в четырёх отделах самого ЦК сменилось как минимум по одному заместителю. 23 из 31 провинции материкового Китая получили новых партийных руководителей, а 24 получили новых губернаторов и мэров. Большинство из них, скорее всего, смогут попасть в Центральный Комитет. 15 из них работали с Си Цзиньпином в Фуцзяне, Чжэцзяне, Шанхае или Центральной партийной школе, а ещё 14 работали вместе с его близкими союзниками.
Под контролем близких к Си Цзиньпину людей в настоящее время находятся финансовый центр страны Шанхай, провинция Цзянсу, которую называют "электростанцией" экономики Восточного Китая, богатая углем провинция Шаньси, центральные провинции Цзянсу и Хунань, юго-западная Юньнань, граничащая сразу с несколькими странами Юго-Восточной Азии, и островная провинция Хайнань на самом юге КНР.
Опыт руководства провинцией высоко ценится внутри КПК и является общепринятым шагом к центральному партийному руководству.
По подсчётам директора Китайского центра Джона Л. Тортона в Институте Брукингса Чэн Ли (информацию приводит SCMP), такой опыт имеют 19 из 25 нынешних членов Политбюро. Аналогичным путём в высшие эшелоны власти попал и сам Си Цзиньпин, который, прежде чем отправиться в 2007 г. в столицу, возглавлял три провинции.
И в этой связи, усиление контроля над ключевыми постами в регионах может помочь нынешнему председателю в реализации его программы реформ. Это особенно важно, так как зачастую на местах инициативы Си Цзиньпина встречали нежелание или даже сопротивление, чиновники там стремились отстаивать собственные интересы.
Также интересно, что в ходе последних перестановок на посты глав четырёх региональных правительств выдвигаются бывшие лидеры аэрокосмической промышленности: Ма Синжуй в Гуандуне, Сюй Дачжэ в провинции Хунань, Чэнь Цюйфа в провинции Ляонин и Чжан Цинвэй в провинции Хэйлунцзян. Отметим, что Ляонин и Хэйлунцзян – это северо-восточные провинции, пограничные с Дальним Востоком РФ. Промышленные предприятия строились здесь ещё в 1950-е гг. и к настоящему времени регион зачастую называют "ржавым поясом". Госсовет уже призывал Ляонин развивать цифровую экономику и не исключено, что назначение специалистов из высокотехнологичных отраслей на руководящие должности – практический шаг в таком направлении.
В то же время люди Си сейчас занимают ключевые должности не только в провинциях, но и в ведомствах, контролирующих экономику, торговлю, судебную систему и интернет. Так, Хэ Лифэн, работавший с нынешним председателем в провинции Фуцзянь, был назначен главой Центрального управления экономического планирования, а Чжун Шань, трудившийся с Си Цзиньпином в Чжэцзяне в середине нулевых годов, был назначен министром торговли. Он занял эту должность в феврале этого года. Вскоре министерство коммерции сумело разработать план развития экономических отношений с США по итогам встречи Си Цзиньпина и Трампа в Мар-а-Лаго. В первом полугодии 2017 г. наблюдается также существенный рост товарооборота между КНР и РФ. Кроме того, на недавней встрече министров торговли стран БРИКС Чжун заявил о важном вкладе этой структуры в совершенствование глобальной системы и содействие росту мировой экономики.
Сюй Линь, которого гонконгские СМИ называют "интернет-царём", возглавляет Администрацию киберпространства Китая. Эта структура играет ключевую роль в регулировании и блокировке контента в стране. В западных источниках можно встретить обвинения ведомства в хакерских атаках, в том числе против iCloud, Yahoo, Microsoft and Google. КНР заявляет, что сама зачастую подвергается хакерским атакам и выступает за глобальное узаконивание интернет-суверенитета. Сюй возглавил Администрацию в июне 2016 г. В июле того же месяца Китай ввёл более тщательные требования для поставщиков приложений. Компетентные органы КНР продолжают блокировать целый ряд западных сайтов, которые, как считается, угрожают безопасности страны, и ведут борьбу с прокси-серверами VPN.
При этом большинство из протеже Си, продвижение которых началось в прошлом году, не являются членами ЦК КПК или даже их заместителями. Однако, не исключено, что они будут избраны на предстоящем осенью съезде. По мнению Чэн Ли, люди Си Цзиньпина при этом не смогут занять все или более двух третей мест в ЦК. Сколько человек в итоге смогут занять ограниченное количество мест в Центральном комитете, сейчас не знает никто, включая самого председателя. Но он будет стараться максимально консолидировать своих сторонников.