Владимир Корнилов: Хватит одной спички, чтобы ВСУ и "Правый сектор" начали грызть друг другу глотки
Официальный представитель оперативного командования Донецкой народной республики Эдуард Басурин заявил, что запрещенный в России "Правый сектор" готовит "акт возмездия" для ВСУ за то, что те их обстреляли ранее. В связи с этим украинские силовики на мариупольском направлении были приведены в боевую готовность. Конечно, это не первая стычка, однако целенаправленная "публичная" месть создает впечатление, будто разборки между подразделениями выходят на новый уровень. Так ли это? Своим экспертным мнением с Накануне.RU поделился политолог, директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов:
– Новый этап противостояния начнется, когда все эти угрозы станут воплощаться в жизнь – а рано или поздно они начнут воплощаться. Это же закон жанра – если в первом акте висит ружье на стене, то когда-то оно выстрелит. Соответственно и здесь – угрозы мы слышим давно, стычки происходили не раз между вооруженными силами Украины, Нацгвардией и "Правым сектором". Бывали даже случаи блокады базы "Правого сектора" после стрельбы в Мукачево. В конечном итоге, рано или поздно, украинской власти – этой или следующей, если она будет властью – придется решать проблему, связанную с этими батальонами, с этими "добровольцами", "Правыми секторами", "Азовами" и так далее. Но хватит ли у нынешней власти сил, чтобы обуздать "Правый сектор"? В этом у меня есть большие сомнения.
Да, сейчас украинские олигархи активно конкурируют за то, чтобы контролировать тот или иной батальон, тех или иных боевиков. Причем я не исключаю, что один олигарх спонсирует какой-нибудь батальон, думая, что этот батальон его, и не знает, что другой, третий олигархи также приплачивают этим же боевикам, думая, что этот батальон их.
И я не думаю, что в постоянных стычках "Правого сектора" с ВСУ заинтересован в данный момент какой-либо конкретный олигарх. В этих боевиках олигархи заинтересованы, когда используют их для рейдерских захватов, а самое главное сейчас – для подготовки к выборам. Поэтому никто особенно и не спешит использовать их сейчас, чтобы не допустить фальстарт. Просто идеологически "Правый сектор", "Азов" и иже с ними не могут жить без того, чтобы периодически не вступать в конфликт с властью, с силовиками, они же бандиты.
И любая власть, которая попытается хоть как-то навести порядок или сделать вид наведения порядка, в любом случае столкнется с проблемами – с олигархами или без, это уже неважно.
Далее, если все перейдет в новую стадию – стадию открытого вооруженного конфликта между этими "батальонами", то, конечно, это будет значительное облегчение для народных республик. Тогда уже "Правый сектор" будет обстреливать части вооруженных сил Украины, заявляя, что они сами себя обстреливают, а те, соответственно, будут отвечать. Конечно, чем меньше будет напряженности на фронте ДНР и Украины, тем меньше будут обстрелы мирных поселений Донецка и других городов. То есть, конечно, чем больше таких трений – тем лучше для ДНР и ЛНР.
Я не берусь судить, кто там первый в действительности начал обстреливать – ВСУ или "Правый сектор" – фактов нападения "правосеков" на силовиков было немало, та же стрельба в Мукачево чего стоит. Боевики "ПС" просто не подчиняются никому, и очевидно, что одна сторона будет обвинять другую, а другая первую. Потом еще и третья какая-нибудь сторона появится. И в ВСУ ведь тоже "разношерстная" команда – там есть и Нацгвардия, там есть подразделения, подчиненные не министерству обороны, а министерству внутренних дел. Между ними тоже будет конкуренция, смею вас заверить. Кто кого спровоцирует в итоге на кровавую бойню, я сейчас не берусь сказать, но там достаточно одной спички, чтобы они друг другу начали грызть глотки.
А спичка – это такая вещь, которая может зажечься когда угодно. Ее кто-нибудь может зажечь и просто так, а не потому что захочется олигарху. В принципе, конечно, олигархи берегут эти батальоны для выборов, причем чем больше слухов о возможности проведения досрочных выборов – тем активнее идет скупка этих подразделений. По сути дела, аукцион за них.
Но там настолько взрывоопасная ситуация, что завтра какой-нибудь пьяный боевик наедет на какой-нибудь блокпост – причем даже случайно – и все может начаться с новой силой.