Без Ройзмана, с назначаемым "сильным главой": что ждет мэрию после "больших выборов"
В сентябре 2018 года пройдут выборы депутатов Екатеринбургской думы VII созыва, а также, если не изменится устав, то и главы города – председателя думы. Этим событиям предшествуют губернаторская и президентская кампании, по результатам которых, возможно, станет другим политический ландшафт – в стране, регионе и областном центре.
В настоящее время порядок избрания мэра Екатеринбурга и городских депутатов определяется законом Свердловской области. В отличие от других муниципалитетов Среднего Урала, в областной столице (а также Нижнем Тагиле) сохраняются прямые выборы главы города и смешанный принцип избрания депутатов.
Как заявил Накануне.RU председатель избирательной комиссии Екатеринбурга Илья Захаров, не исключено, что в следующем году выборы пройдут по-новому, но лишь в том случае, если заксобрание региона внесет соответствующие поправки в Избирательный кодекс.
"Дума Екатеринбурга должна с 10 по 20 июня следующего на своем заседании назначить выборы, – сказал Захаров. – Если до этого срока областной законодатель не внесет поправки, по которым, например, мэра будут избирать депутаты через конкурсную комиссию, а депутатов – не по смешанной, а по мажоритарной системе, то все останется по-прежнему. Поэтому мы уже заложили в смету расходов на следующий год сумму, которая предусматривает проведение прямых выборов мэра. Такая система намного более затратная, а вернуть деньги в бюджет проще, чем затем просить добавить".
По мнению Захарова, в стране прослеживается тенденция возврата к системе сильных мэров.
"Как это было при Аркадии Чернецком [ныне – член Совета Федерации РФ], – пояснил руководитель горизбиркома, – когда глава Екатеринбурга являлся и главой администрации, а не председателем думы. – Пока вопрос обсуждается, у Законодательного собрания есть достаточное время, чтобы изменить систему выборов в областном центре".
Кстати, при существующей модели "мэр – председатель думы" остается пост главы администрации, который сейчас занимает Александр Якоб. И далеко не факт, что после выборов он его сохранит, поскольку в шорт-лист на должность сити-менеджера эксперты уже вписывают, например, первого заместителя Якоба Алексея Кожемяко. Этот чиновник на время отпуска своего начальника был назначен и. о. главы администрации и принимал участие в мероприятиях "Иннопрома", на открытие которого в этом году приезжал президент РФ. Причем, во время встречи Владимира Путина и врио губернатора Евгения Куйвашева работа Якоба подверглась критике...
Алексей Кожемяко
Но многое будет зависеть от результатов выборов губернатора и президента, убежден Захаров, поэтому раньше 18 марта следующего года, когда пройдут выборы главы государства, ожидать трансформации избирательного законодательства и рокировок в городской власти не приходится.
При этом политолог, руководитель центра "Аналитик" Андрей Мозолин считает, что после губернаторских и президентских выборов политический расклад может измениться не в пользу "Единой России", представители которой сейчас доминируют в гордуме.
Отметим, что в настоящее время в гордуме фракция "единороссов" самая многочисленная – 17 человек. Другие представлены более чем скромно: "Гражданская платформа" – три депутата, КПРФ – два, ЛДПР – один. Остальные народные избранники, среди которых одномандатники, а также представители партии "Справедливая Россия" (три депутата) и "Российской партии пенсионеров за справедливость" (два человека), остаются вне фракций. С учетом того, что избранные по мажоритарной системе депутаты не зависят от партийной дисциплины и могут принимать решение на свое усмотрение, "единороссам" для решения отклонить или принять нормативный акт достаточно найти двух единомышленников при голосовании, чтобы получить абсолютное большинство: 19 из 36.
"С моей точки зрения, выборы губернатора повлияют на избирательную кампанию в органы власти Екатеринбурга, – поделился Мозолин своим мнением с Накануне.RU. – Если посмотреть на сегодняшнюю ситуацию, то социология показывает: рейтинг "Единой России" растет. Но после выборов у избирателя, как правило, остается "послевкусье", поскольку за время кампании главным объектом критики со стороны оппонирующих партий и кандидатов становится действующая власть. Поэтому рейтинг "единороссов" может откатиться назад, а вместе с ним и рейтинг ее кандидатов".
По мнению политолога, итоги президентских выборов также скажутся осенью 2018 года, но тогда, помимо избирательных факторов, будут работать еще и другие.
Эксперт связывает их с экономической ситуацией. Если экономика будет стагнировать, то проводить провластных кандидатов станет сложнее, поскольку Екатеринбург на различные экономические изменения реагирует очень чутко: если спад, то возрастают протестные настроения.
Во-вторых, окончание любой избирательной кампании ведет к определенной ротации в органах власти.
"Сложно сказать, что будет после 10 сентября, какая после сложится конфигурация в правительстве региона, – считает руководитель центра "Аналитик". – Сейчас решение многих спорных вопросов приостановлено, возможно, даже до окончания президентских выборов. Насколько резко в дальнейшем начнутся изменения и что они затронут – вопрос открытый, но они наверняка скажутся на раскладе при выборах мэра и депутатов городской думы Екатеринбурга".
В-третьих, несмотря на тенденцию повсеместного перехода на мажоритарную систему на выборах в представительные органы местного самоуправления, в Екатеринбурге постараются сохранить смешанный принцип, позволив избирателю голосовать за партии.
"Возможно, в областном центре мы увидим "урезанный" формат, когда введут пропорцию не 50 на 50, а 75% по одномандатным округам и 25% – по партспискам, – считает Мозолин. – Есть общефедеральный тренд перехода на "мажоритарку", плюсы которой в том, что народ голосует за конкретного человека, узнаваемого на территории. В таком случае Екатеринбургу предстоит перенарезка избирательных округов, а сама кампания будет идти в ином ключе – на первое место выйдет "человеческий фактор", а не партийная принадлежность кандидата. Но даже в этом случае голосование по партспискам в крупных городах постараются сохранить".
Отметим: гордума Екатеринбурга насчитывает 36 депутатов. Согласно федеральному законодательству, при количестве народных избранников менее 26 человек, местный представительный орган сам решает, как выбирать депутатов – по одномандатным округам или еще и по партийным спискам (так называемая смешанная система). Поэтому для областного центра рамки устанавливаются на региональном уровне, и в настоящее время они определены в соотношении 50% по мажоритарной системе и 50% – по партийным спискам.
На прошлой сессии Законодательного собрания депутат Вячеслав Вегнер предложил внести изменения в Избирательный кодекс Свердловской области, дав возможность Екатеринбургу и Нижнему Тагилу (где дума состоит из 28 человек) самим решать, как проводить выборы.
"Если раньше федерация четко предписывала соотношение 50 на 50, то теперь, после внесенных новаций, эта норма может быть отменена решением законодательной власти региона, а муниципалитет через свой устав сам решит, по какой схеме проводить выборы депутатов органа местного самоуправления", – пояснил Накануне.RU Вячеслав Вегнер.
По словам председателя комитета Законодательного собрания Свердловской области по вопросам законодательства и общественной безопасности Владимира Никитина, по поводу инициативы Вегнера от имени комитета направлены запросы в адрес дум Екатеринбурга и Нижнего Тагила. При этом о возможных изменениях процедуры выборов глав муниципалитетов речь пока не идет.
"Когда придут ответы из представительных органов Екатеринбурга и Нижнего Тагила, мы осенью начнем рассматривать инициативу [Вегнера] по уходу от партийных списков, – сказал Накануне.RU Никитин. – На мой взгляд, если приводить [Избирательный кодекс региона] в соответствие [с федеральными нормами], то надо делать, как в остальных муниципалитетах, где голосование по партийным спискам вообще убрали".
Однако депутат гордумы Екатеринбурга, руководитель исполкома областной ячейки "ЕР" Александр Косинцев назвал рассуждения о вариантах процентного соотношения одномандатников и представителей партий в местных думах "словесной эквилибристикой".
Наконец, что касается схемы избрания главы, не стоит забывать и такой свершившийся факт, как консолидация областных и екатеринбургских элит после перехода "серого кардинала" мэрии Владимира Тунгусова на пост главы администрации губернатора. В 2016 году объединенная команда выбирала свердловских депутатов в Госдуму, а в 2017-м область и город впервые за четверть века консолидировано ведут губернаторскую кампанию с кандидатом Евгением Куйвашевым. И если в 2013 году, в ситуации противостояния "серого" и "желтого" домов, на выборах мэра Евгений Ройзман сумел победить ставленника от "области" Якова Силина, то сейчас на выборы главы региона даже не смог заявиться. Да, для многих очевидно, что Ройзман не очень-то постарался в прохождении "муниципального фильтра", к тому же, к его выдвижению от "Яблока" были претензии у Минюста. Но, пожалуй, главной причиной его неучастия в кампании-2017 стали изменившиеся политические условия в Свердловской области – изменившиеся в широком смысле. В такую конфигурацию власти пусть и харизматичный, но не очень-то деятельный и практически ни за что отвечающий мэр уже не вписывается.
На это накладываются и федеральные тренды. После периода благоприятствования Алексею Навальному в том же 2013 году, когда он вопреки всему смог поучаствовать в выборах мэра Москвы и занять второе место, нынче власть дает понять, что до выборов президента его никто допускать не собирается. А Ройзман, что называется, "замазан" дружбой с несистемными прозападными оппозиционерами и посещением тех же митингов Навального.
"Что касается Ройзмана, то за время этой губернаторской кампании он очков не набрал, закрепить за собой имидж жертвы и борца за справедливость у него не получилось. Для него поход в мэры, если он на это решится, станет очередной попыткой заявить о себе. Но ситуация, которая возникла вокруг персоны Ройзмана в последнее время, снизила его, скажем так, инвестиционную привлекательность", – заявляет Андрей Мозолин.
Как рассказал Накануне.RU политолог Александр Пирогов, вероятность отмены прямых выборов мэра Екатеринбурга довольно высока, в этом случае мы получим главу города – руководителя администрации, а должность сити-менеджера будет упразднена.
"В Свердловской области остались два выборных главы [Носов в Нижнем Тагиле и Ройзман в Екатеринбурге], оба доставляют массу неудобств и создают дискомфорт для действующей областной власти, – считает Пирогов. – Поэтому для региональных администраторов было бы логично поменять систему со свободных выборов на избрание через конкурсную комиссию и местную думу, фактически – через назначение. Если такая задача будет поставлена, то я не думаю, что возникнут проблемы внести изменения в областное законодательство и, соответственно, в устав Екатеринбурга".
Понятно, что подобный расклад крайне не выгоден действующему мэру областной столицы.
"Ройзман прекрасно понимает, что без широкой поддержки общественности, без прямых выборов у него нет шансов стать главой города, – убежден политолог. – До последнего времени можно было говорить о том, что городская общественность отрицательно относилась к отмене прямых выборов. Но ситуация меняется – между Екатеринбургом и областью установились мир и дружба. Поэтому, на фоне отсутствия явных противоборствующих сторон, нет сил, которые бы могли вызвать существенную ажитацию, устраивая серьезные дискуссии на тему модели выборов мэра. Есть понимание, что все "в одной лодке", и большинство вопросов можно решить без серьезных конфликтов, так как отсутствует сторона противодействия".
В то же время при сохранении прямых выборов есть риск получить всплеск политической нестабильности.
"А власть на то и власть, чтобы этот риск минимизировать", – констатировал Пирогов.