Профессиональный "наблюдатель" в Екатеринбурге
Назначение нового генерального консула США в Екатеринбурге всегда вызывает определенный интерес у экспертов и обывателей. Не исключением стало и появление в текущем месяце на Среднем Урале очередного представителя американской дипломатии Пола М. Картера. Руководитель консульства дебютировал на публике в день города Екатеринбурга, 20 августа 2017 года, возложив цветы к памятнику основателям столицы Среднего Урала.
Официальная биографическая справка Картера, размещенная на соответствующем ресурсе, скупа на подробности. Тем не менее, ряд ярких моментов в его профессиональной карьере привлекают внимание. Так, бросается в глаза участие дипломата в разрешении конфликта на Шри-Ланке между островным правительством и повстанческой группировкой "Тигры освобождения Тамил Илама" в мае 2012 года, а также его роль в ходе выборов президента Азербайджанской Республики осенью 2013 года.
В последнем случае Картер, будучи членом комиссии конгресса США по безопасности и сотрудничеству в Европе, призывал азербайджанские власти начать соблюдать в ходе избирательной кампании основные стандарты демократических процедур, в том числе свободу агитации и передвижения зарегистрированных кандидатов. Такое заявление в какой-то степени является обычной рутиной дипломатической работы в период выборов. В то же время контекст позиции Пола М. Картера заслуживает пристального изучения.
Дело в том, что Азербайджан и по своему экономическому, и по геополитическому положению занимает совершенно уникальное положение на Кавказе. Располагая запасами нефти и газа, республика граничит с Турцией и Ираном, имеет выход к Каспийскому морю. Фактически страна оказывается настоящими "воротами" на Кавказ для некоторых ближневосточных государств. По территории Азербайджана проходят магистральные трубопроводы, поставляющие нефть (Баку – Джейхан) и газ (Баку – Эрзурум), доля экспорта от нефти и газа в 2010 году достигала 97%, обеспечив почти 40% государственных доходов.
Такой бум развития нефтегазовой промышленности во многом был обеспечен существенными объемами прямых иностранных инвестиций, направленных в национальную экономику в 90-х и 2000-х годах. Накопленные финансовые ресурсы способствовали повышению уровня жизни на территории Азербайджана, сделав республику одним из самых богатых государств Южного Кавказа.
Достаточно предсказуемо свой интерес к каспийским углеводородам проявили и крупнейшие американские нефтяные компании. Вслед за их предпринимательской активностью на территорию Азербайджана проникли и политические интересы США: доступ к Каспию и его богатствам, транзитные трубопроводы в обход РФ на Европу, создание "буферной зоны" против своих геополитических соперников – Ирана и России… В общем, здесь могли сложиться самые разные комбинации.
В скором времени вооруженные силы Азербайджана взяли курс на интеграцию в НАТО, совместные военные учения стали нормальной практикой, а военнослужащие национальных вооруженных сил стали принимать участие в миротворческих операциях НАТО от Косово до Афганистана. Параллельно получили развитие двусторонние связи с Турцией в сфере военной безопасности, в том числе по линии производства артиллерийских систем и комплектующих, проведении военных и антитеррористических учений. Нельзя забывать и о таком важном экономическом аспекте двустороннего сотрудничества Азербайджана и Турции, как совместный газопровод TANAR.
Позже о своем интересе к сотрудничеству с Азербайджаном заявил Израиль. Так, в частности, в 2011 году на территории республики был открыт завод по производству частей беспилотных летательных аппаратов, выпускаемых израильской компанией. Заметно усилилась роль Азербайджана и в связи с кризисными процессами, происходящими на Ближнем Востоке. Совместная азербайджано-иранская граница давно привлекала внимание американского военного истеблишмента, в том числе в период острого кризиса американо-иранских отношений.
Таким образом, Азербайджан, несмотря на свои небольшие размеры, обладает достаточно крепкой экономической системой, гарантирующей определенную "подушку безопасности". Более того, пребывание в треугольнике Россия–Иран–Турция придает ему уникальный геополитический статус, способствующий повышенному вниманию к республике как со стороны США, так и со стороны европейских стран. Поэтому не вызывает удивление присутствие значительного количества иностранных наблюдателей на выборах президента Азербайджанской Республики в октябре 2013 года – в том числе на фоне разрастающегося украинского кризиса 2013-2014 годов.
9 октября 2013 года по результатам голосования победу на выборах президента одержал Ильхам Алиев, получивший поддержку 84,5% избирателей.
Его ближайший конкурент, представитель оппозиционного Национального совета демократических сил, Джамиль Гасанлы набрал 5,5% голосов избирателей. Ряд экспертов связали такие невысокие результаты оппозиционных сил по итогам выборов с проблемой регистрации "единого" кандидата Рустама Ибраимбекова, который из-за наличия российского гражданства не сумел пройти процедуру регистрации. По официальным данным Центральной избирательной комиссии Азербайджана, в период президентских выборов в октябре 2013 года на территории страны находилось около 1,3 тыс. международных наблюдателей из 50 различных организаций. Из них 49 делегаций оценили президентские выборы как свободные и справедливые, и лишь представители БДИПЧ (Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека) подвергли результаты выборов критике.
По мнению экспертов БДИПЧ, "процесс голосования был сопряжен с многочисленными проблемами, а нарушения во время подсчета голосов были катастрофическими (в 58% наблюдаемых избирательных участков процесс подсчета голосов получил оценку "плохо" или "очень плохо"). Вполне возможно, что это был наихудший показатель по уровню нарушений во время подсчета голосов, когда-либо зафиксированный БДИПЧ за всю свою историю наблюдения за выборами".
Столь серьезные недостатки избирательного процесса специалисты БДИПЧ выявили благодаря организации так называемого "долгосрочного наблюдения", в ходе которого основная группа экспертов прибыла на территорию Азербайджана за несколько недель до выборов. Заметим, что, как правило, иностранные наблюдателей на выборах приглашаются за два-три дня до даты голосования. Кроме того, представители БДИПЧ обеспечили мобилизацию "большого количества краткосрочных наблюдателей непосредственно на сами выборы". В результате деятельность миссии ОБСЕ охватила работу 1 тыс. 151 избирательного участка на территории страны из 5 тыс. 273 сформированных для проведения голосования.
На этом фоне весьма любопытной оказалась позиция руководителя группы наблюдателей Европейского парламента Пино Арлакки, который публично усомнился в легитимности экспертов БДИПЧ, их объективности и компетентности. Особую пикантность дипломатическому скандалу придала официальная позиция Государственного департамента США, озвученная послом Дэниелом Бэером на заседании постоянного совета миссии США при ОБСЕ в Вене 17 октября 2013 года.
Высокопоставленный дипломат подчеркнул, что США выражают "сожаление по поводу того, что эти выборы были далеки от международных стандартов и обязательств Азербайджана в ОБСЕ". Такое заключение было сделано на основе "совместной первоначальной оценки БДИПЧ и Парламентской ассамблеи ОБСЕ, в которой говорится, что выборы "были подорваны ограничениями на свободу выражения мнений, собраний и объединений", подчеркивается, что кампания была омрачена "запугиванием кандидатов и избирателей и ограничительной средой СМИ", и отмечаются "серьезные проблемы… на всех этапах процессов в день выборов".
Кроме того, Бэер сослался на заявление заместителя пресс-секретаря государственного департамента США Мари Харф от 10 октября 2013 года, где она обратила внимание на доклад БДИПЧ и парламентской ассамблеи ОБСЕ и отметила, что процессуальные нарушения в день выборов включали в себя вброс бюллетеней, серьезные проблемы с подсчетом голосов и отсутствие регистрации числа полученных бюллетеней.
Таким образом, фактически государственный департамент США полностью поддержал доклад о ходе наблюдения за президентскими выборами в Азербайджане, подготовленный экспертами БДИПЧ.
Довольно симптоматично, что нынешний генеральный консул США в Екатеринбурге Пол М. Картер, будучи сотрудником комиссии Конгресса США в ОБСЕ, в июле 2013 года озвучивал практически те же требования к избирательному процессу, которые позже трансформировались в упреки к азербайджанским властям и со стороны БДИПЧ, и со стороны госдепартамента США. Так, дипломат подчеркивал, что все кандидаты должны иметь равные возможности передвигаться и вести агитацию, не опасаясь арестов или преследований, а азербайджанское общество должно доверять правительству и верить, что оно действует в интересах всех.
Более того, выступая на брифинге Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе с говорящим названием "Беспокойный партнер: рост авторитаризма в Азербайджане" ("Troubled Partner: growing authoritarianism in Azerbaijan"), Пол М. Картер озвучил целый ряд негативный тенденций, отражающих, по его мнению, "уменьшение уважения правительства Азербайджана к демократическим ценностям и рост авторитаризма", а именно:
- запугивание, аресты и применение силы против журналистов и правозащитников;
- жесткие новые требования к регистрации НПО;
- правовые ограничения в Интернете, включая криминализацию онлайн-ответственности и злоупотреблений;
- ограничения свободы собраний, насильственное рассеивание несанкционированных протестов и задержание демонстрантов;
- несправедливое отправление правосудия, включая произвольные аресты и задержания;
- политически мотивированное тюремное заключение, отсутствие надлежащей правовой процедуры, длительное содержание под стражей до суда и вмешательство исполнительной власти в судебную систему.
Кроме того, Пол М. Картер посетовал, что на территории Азербайджана ограничиваются радиопередачи "Радио Свобода" и "Свободная Европа". Таким образом, американский дипломат подверг обстоятельной и достаточно жесткой критике подготовку властей Азербайджана к выборам главы государства в октябре 2013 года, уже на данном этапе зафиксировав свое недовольство складывающейся ситуацией.
Поэтому без преувеличения стали настоящей сенсацией слова главы аппарата президента Азербайджана Рамиза Мехтиева, который в интервью одному из СМИ заявил следующее:
"Кстати, официальные лица из США советовали отдать представителю Национального Совета 25% голосов избирателей, а себе оставить 74-75% – мол, при таком соотношении голосов оценка Государственного департамента США будет сбалансированной. Следуя логике, если мы не следовали бы этому совету, то при всех других случаях оценка гарантированно оказалась бы отрицательной. Результат известен. Как видно, это был не просто дружеский совет, а строгое предупреждение".
Фактически подоплека выборов президента Азербайджана в октябре 2013 года демонстрирует и каналы воздействия США на избирательный процесс (долгосрочное наблюдение под эгидой миссии ОБСЕ, мобилизация краткосрочных наблюдателей), и способы давления на официальные власти страны (через обнародование жестких официальных заявлений от лица международных организаций).
Резюмируя, хочется отметить богатый дипломатический опыт работы Пола М. Картера в разных регионах мира, его умение выстраивать непрямые коммуникации с широким кругом акторов, а также последовательность и системность в достижении целей и задач, формируемых американской дипломатией.
Безусловно, эти навыки будут востребованы в полном объеме на фоне нового этапа "замораживания" отношений между Россией и США.
Директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков специально для Накануне.RU