"Огонь и ярость" против России и Китая: почему на Западе заговорили о политическом решении корейского кризиса
Пхеньян проводит новые ядерные испытания, ООН закручивает санкционные гайки, а Ким Чен Ын и Дональд Трамп обмениваются словесными выпадами. На фоне резкого роста напряжённости западные СМИ заговорили о возвращении к реальной политике как способу не дать ядерному джинну выбраться из корейской лампы. Приверженцами такого практичного подхода называют Россию и Китай.
Конфликт между Пхеньяном и Сеулом уходит корнями в противостояние США с СССР и КНР времён холодной войны. И хотя длился он всего три года (с 25 июня 1950-го по 27 июля 1953-го), официального перемирия объявлено так и не было, и полуостров всегда оставался пороховой бочкой. К счастью, открытого противостояния и вмешательства внешних сил удавалось избегать, но Северная Корея никогда не давала о себе забыть — хотя бы и как антигерой в голливудской бондиане.
Почти 75 лет спустя пороховая бочка на глазах преображается в настоящую ядерную бомбу замедленного действия, причём события развиваются по экспоненте и грозят выйти из-под контроля. В западной прессе резкий рост напряжённости принято объяснять громкими угрозами и технологическими прорывами Пхеньяна, бескомпромиссной внешней политикой и подчас безрассудными заявлениями новой администрации Белого дома, а также потерей былого авторитета США в глазах мировой общественности. На фоне опасного обострения многолетнего конфликта некоторые СМИ устремили взор на взвешенный подход Китая и России к внешней политике и, пускай и нехотя, признают роль Кремля в мирном разрешении этого кризиса.
"Неожиданный" успех Ким Чен Ына
Когда "молодой толстяк и немного паяц Ким Чен Ын" взял в руки власть, никто особенно не насторожился — его восприняли просто как продолжателя дела отца. Теперь на Западе признают, что северокорейский лидер воплотил мечту своего деда Ким Ир Сена, основателя династии: ведь сейчас у Ким Чен Ына в руках есть "ключ к ядерной катастрофе апокалиптических масштабов", отметил в El Pais лауреат Нобелевской премии по литературе Марио Варгас Льоса.
"Благоразумный Запад" всё это время сдержанно отвечал на ядерную программу Пхеньяна жёсткими санкциями. США и союзники фактически отрезали Северную Корею от остального мира. Только изоляция в который раз сработала совсем не так, как рассчитывали в Белом доме: она ожесточила привыкший к лишениям режим, подстегнула военные разработки и усилила сплочённость перед лицом внешнего врага. Северокорейский режим так рьяно рвался в "ядерный клуб", что успех был лишь вопросом времени.
Задира Трамп
Дональд Трамп отвечает на любые словесные выпады политических оппонентов той же монетой, да ещё и раздаёт им прозвища. После очередного испытания Пхеньяна фанат Twitter на посту президента США окрестил Ким Чен Ына звонким Rocket man, то есть человеком-ракетой. К тому же Трамп решил не церемониться с Пхеньяном и пригрозил ему "яростью и огнём".
Стоит отметить, что громкие заявления миллиардера не всегда понимают члены его администрации: постпред США при ООН Никки Хейли в интервью CNN затруднилась ответить, что именно имел в виду Дональд Трамп, но поспешила добавить, что, "если Северная Корея продолжит вести себя безрассудно, если США придётся каким-либо образом защищать себя и своих союзников, Северная Корея будет уничтожена".
Подорванный авторитет США и давление Южной Кореи
Поставив "Америку прежде всего", Трамп дал понять традиционным союзникам Соединённых Штатов по НАТО, что теперь в случае угрозы им придётся рассчитывать на себя. К тому же Вашингтон вышел из Парижского соглашения по климату в надежде конкурировать с Россией на мировом рынке сырья, чем ещё больше подорвал свой авторитет мирового жандарма. "Россия зарабатывает деньги путём торговли нефтью, а у нас так много нефти, как ни у кого другого", — заявил тогда Трамп на итоговой встрече с журналистами.
Добавим сюда непреклонное требование Сеула ужесточить санкции против северного соседа (что Совет Безопасности ООН всё-таки сделал, хоть и после оговорок со стороны России и Китая).
Неспособность Соединённых Штатов заставить северокорейский режим отказаться от ядерного оружия — не исключительный случай. Он вписывается в долгий перечень геополитических провалов, которые скинули Америку с её пьедестала сверхдержавы", — пишет Le Figaro.
Опасные угрозы Пекину
Администрация Белого дома понимает, что гораздо больший вес в регионе имеют традиционные союзники КНДР — Китай и Россия, а значит, именно от них зависит "усмирение" Ким Чен Ына. Конечно, ни Москва, ни Пекин новому игроку в "ядерном клубе" не обрадуются, потому санкции ООН поддержали. Но они прекрасно помнят о насильственной смене режима в Ираке и Ливии и не допустят подобного сценария в Северной Корее вкупе с укреплением позиций США на полуострове.
В попытке принудить Китай к более активной поддержке санкций Вашингтон допускает ошибку: начинает угрожать торговой войной. Такой подход не только неэффективен, но и может спровоцировать "глобальное экономическое цунами" и усилить напряжённость в международных отношениях, считает обозреватель Asia Times. Если дело дойдёт до полномасштабной торговой войны между Китаем и США, то весь мир может погрузиться в глобальный кризис вроде Великой депрессии 1930-х годов.
"Китай — крупнейший торговый партнёр Америки, и важнейшие американские предприятия вроде General Motors, Ford Motor, Boeing, Apple всё больше зависят от китайского рынка. Отказ от торговли с Поднебесной приведёт к инфляции и разрыву международных цепей поставки, а также создаст большие проблемы для американской финансовой системы. И при этом Китаю самому есть чем ответить, учитывая, насколько сильно сегодня страны связаны экономически". Да и другие государства попросту не смогут оставаться в стороне, когда две крупнейшие экономики мира сойдутся друг с другом.
Поиски выхода
Напряжённость в регионе растёт, а совместные учения США и Южной Кореи с одной стороны и России и Китая — с другой только подливают масла в огонь. В Белом доме заявили, что воздушные манёвры — это "часть регулярных учений с целью устрашения" в ответ на северокорейскую ракетную и ядерную угрозы.
Итак, корейский кризис стал главной горячей точкой в мировой геополитике. И даже в западной прессе уже признают, что настало время реальной политики, а идея глобальной либерализации, "которая шагала по планете с момента падения Берлинской стены в 1989 году", теряет актуальность. Издание Market Mogul, например, напоминает, что Владимир Путин может сыграть немаловажную роль в разрядке на Корейском полуострове: он учился ремеслу политика в 1970-х — как раз в то время, когда идея реальной политики вновь играла большую роль; он хорошо понимает психологию Пхеньяна, где "скорее будут есть траву, чем откажутся от своей ядерной программы"; к тому же Пекин привык сотрудничать с Москвой во внешнеполитической сфере — значит, может прислушаться к мнению главы Кремля.
Стоит отметить, что западные СМИ уже признавали ключевую роль российского президента в решении конфликта. Ещё на Восточном экономическом форуме корреспондент CNN отмечал: "Россия определённо продемонстрировала, что играет ключевую роль здесь, в дипломатическом процессе, в рамках которого предпринимаются попытки достичь договорённостей по текущему кризису вокруг Северной Кореи. Владимир Путин действительно предложил логическое обоснование того, почему русские по этому вопросу думают то, что они думают. Он заявил: то, что северокорейцы в настоящее время делают, несомненно, является провокацией. Но зачем подыгрывать этим провокациям?"
Fox News призывал Трампа прислушаться к словам российского лидера: усиление санкций против КНДР, на котором настаивает Вашингтон, не укротит "маниакального лидера страны" Ким Чен Ына. "Не стоит поддаваться эмоциям и загонять Северную Корею в угол", — заявил президент России. И это "резкое замечание" было явно адресовано "непредсказуемому Трампу. <…> В отличие от Трампа, Путин не несёт околесицу. США необязательно ему подчиняться, но они должны внимательно прислушиваться к его словам, прежде чем принять судьбоносные решения, которые затронут весь мир".
"Возможно, холодный и циничный, но уверенный и спокойный Владимир Путин, всю свою карьеру учившийся реальной политике, окажется тем самым человеком, который поможет разрешить кризис и усадить Пхеньян за стол переговоров. Хотя рост влияния Путина может и не понравиться тем, кто оглядывается на либеральный порядок, мир переживает опасные времена, и если реальная политика — это актуальная концепция, то Путин может получить мандат на разрешение кризиса. Это грязная работа, но кому-то её нужно делать".
Апокалиптический Post Scriptum
В ответ на угрозы Трампа Пхеньян обещал "погрузить США во тьму и пепел", чем не на шутку перепугал жителей Калифорнии. Известный международный эксперт по безопасности Хал Кемпфер призвал задуматься о варианте Судного дня — взрыве ядерных зарядов в одном из прибрежных районов штата. Он просчитал последствия возможного удара исходя из того, что северокорейские бомбы всё-таки поменьше.
Тем не менее сценарий оказался неутешительным и всерьёз напугал местные органы здравоохранения, а соседние регионы заставил задуматься о толпах беженцев. Там приготовили 250-страничный план на случай ядерного нападения и опубликовали призыв к жителям не покидать свои дома до прекращения наихудших радиоактивных осадков. А для местных производителей противорадиационных убежищ новости из КНДР создали "мини-бум".
Владимир Мельников, КМ.ру