Три бунта "нетехнократичных" элит
Провал кандидата Кремля на выборах президента РАН, требование экспертного совета ВАК лишить министра культуры РФ Владимира Мединского диссертации, громкая и неожиданная победа местных политиков в борьбе за кресло губернатора в Красноярске. Старая элита начала сопротивляться или решила красиво уйти? Накануне.RU анализирует три последних бунта против "федеральных трендов".
Обновление губернаторского корпуса еще не завершилось, но политологи и авторы анонимных телеграмм-каналов спешат разгадать критерии, по которым происходят отставки и назначения. Еще недавно общим местом было убеждение, что Кремль проводит политику омоложения кадров, заменяет старые элиты на молодых технократов. Последние назначения в Красноярске и Дагестане возрастных политиков-тяжеловесов пошатнули уверенность, что общий курс угадан правильно.
Следом возникла версия, что новая сентябрьская линейка губернаторов подбирается по своему электоральному потенциалу, поскольку на выборы им придется идти в марте 2018 года вместе с президентом. Они как минимум не должны бросать тень на кандидата от Кремля, а, желательно, и усиливать его популярность. Эта версия логично объясняет назначения как политика-тяжеловеса Владимира Васильева в Дагестан, так и и влиятельного и сверхпопулярного в Красноярском крае Александра Усса.
Однако и тут есть некоторое противоречие. Нельзя сказать, что отставки в Дагестане и Красноярском крае прошли гладко. Рамазан Абдулатипов ушел со своего поста резко, на неделю оставив Дагестан без губернатора.
В интервью "Комсомолке" он заявил, что уходить вовсе не хотел, а политику омоложения губернаторского корпуса саркастически назвал "озеленением кадров".
Сейчас уже понятно, что и заявление Виктора Толоконского, мощного сибирского тяжеловеса, о своем уходе также стало своеобразным демаршем.
Тем более, что фигуру Толоконского всегда окутывал флер фрондерства. Например, принято считать, что на посту полпреда президента РФ в СФО он вместе со своей правой рукой, медиамагнатом Виктором Игнатовым вмешался в выборы мэра Новосибирска, "помог" проиграть кандидату "Единой России" Владимиру Знаткову и выиграть – коммунисту Анатолию Локтю.
Издание Тайга.Инфо в телеграмм-канале и вовсе заявило, что Толоконский манерой своего ухода "послал их всех".
"Вероятно, определенную роль в назначении Усса сыграл и уход Толоконского. Как рассказал источник в сибирском полпредстве Путина, Кириенко буквально заявил Толоконскому, что тот должен написать заявление об уходе. Виктор Саныч к такому неуважению не привык, послал их всех, вернулся в Красноярск и объявил об уходе публично", – пишет телеграмм-канал.
Источники РБК и газеты "Коммерсант" сразу же сообщили, что наиболее вероятной заменой Толоконского в крае станет руководитель ФАНО Михаил Котюков. Два дня местные СМИ и политические элиты ждали назначения в угрюмом молчании, пока на третий день внезапно не взорвались собственным инсайдом – врио будет назначен спикер краевого заксобрания Александр Усс. О том, что все это время под ковром шла серьезная аппаратная схватка за пост главы региона, говорит реакция местных и федеральных элит. "Континент Сибирь" со ссылкой на свои источники отмечал в те дни, что "чаша весов начала склоняться в пользу Александра Усса ".
"Считаю, что можно поздравить Александра Усса. Нет, не рано. Власть переменилась полностью", – написал в своем "Фейсбуке" один из претендентов на должность главы Красноярска, местный ресторатор Владимир Владимиров.
Характерно, что накануне назначения Усса многие столичные политологи и политтехнологи категорически отвергали вероятность, что его кандидатуру вообще рассматривают.
Возвращение Усса в родной регион в новом качестве встретили с восторгом. Бизнесмен, неформальный лидер местного отделения партии "Патриоты России" Анатолий Быков заявил, что этим кадровым решением Владимир Путин "исправил свою недальновидную ошибку, сделанную в 2002 году", имея в виду выборы губернатора края, где Усс вышел во второй тур с Александром Хлопониным и проиграл там с разницей всего в несколько процентов. Усса он назвал единственным политиком в регионе, который сможет дать Кремлю желаемое – результат на выборах президента и честную явку. Депутаты и бизнесмены края запустили в "Фейсбуке" конкурс "Кто лучше похвалит нашего нового губернатора".
Тут надо отметить, что 63-летний Александр Усс не является так называемым "молодым технократом" или "чиновником с федеральным опытом". Он практически никогда не работал за пределами Красноярского края, и именно в своем регионе очень влиятелен и уважаем. От экспертов часто можно услышать, что региональных политиков, похожих на него в этом смысле, в стране просто нет.
Кандидатурой местных элит называет Усса и знакомый с ситуацией в регионе экономист Михаил Делягин.
"Он (Александр Усс, - прим. Накануне.RU) является, наверное, самым уважаемым человеком в регионе с конца 90-х годов. С огромным уважением к нему относятся все, даже те, кого ему приходилось обижать. Долгая борьба элит в регионе, которая ранее не позволяла им выработать общего представителя, в конце концов, привела к тому, что элиты друг к другу притерлись, грубо говоря, выпили друг у друга столько крови, что стали родными. Они смогли выработать общую кандидатуру", – комментирует Накануне.RU назначение Усса экономист Михаил Делягин, избиравшийся в Красноярском крае по одномандатному округу в сентябре 2016 года.
При этом Делягин описывает регион как пример территории "колоссального внутреннего конфликта".
"В какой-то степени это такой сибирский аналог Дагестана. Очень глубокая внутренняя разделенность, договориться можно только на уровне руководства разных сообществ, групп, и почти невозможно договориться за общим столом", – говорит Делягин.
По его словам, именно конфликт с варягом-губернатором, каким был для края новосибирец Виктор Толоконский, стал стимулом для консолидации местных групп. Тем более, что с начала 90-х годов в регионе не было губернатора-земляка.
"Варяги, которые назначались, они оказывались все менее удобными для красноярской элиты и одновременно все менее успешными. Толоконский – очень хороший и замечательный грамотный управленец, но отторжение его самыми разными красноярскими элитами было очень сильным. На выборах прошлой осенью пять часов подряд "висели" все КОИБы, хотя, как я понимаю, для их перепрограммирования и получения результата достаточно пары минут. Это вызвало крайнее неудовольствие местных элит, которые оказались скомпрометированы как результатом, так и самим фактом поломки. Отторжение Толоконского стало очень заметно, хотя он и старался и многое сделал. Пока шла эта борьба, в Красноярском крае выдвинулась консенсусная фигура – Усс", – поясняет Делягин.
Почему выбор Кремля пал именно на Александра Усса? По мнению политолога Игоря Рябова, Кремль просто гибко подходит к ситуации в каждом регионе.
Ведь и губернатор-старожил Аман Тулеев, несмотря на продолжительную болезнь, не ушел, а еще крепче закрепился на своем посту. Стало известно, что секретарь генсовета партии "Единая Россия" Сергей Неверов, которого называли одним из претендентов на пост главы Кузбасса, уходит на должность главы фракции "ЕР" в Госдуме. Именно с Неверовым в СМИ принято связывать последние атаки на руководство региона. Впрочем, эту связь в разговоре с Накануне.RU отрицают политологи, знакомые с ситуацией.
"Все зависит от правильной диагностики ситуации в регионе. В зависимости от диагноза и подбирают решение. Всякие переборы с трактовкой того, что вот сейчас всех возьмут и заменят на одинаковых, например, молодых, это, конечно, не работает и это большое заблуждение аналитиков, которые ждали поколенческой революции. Ее не будет, будет поколенческая эволюция", – комментирует политолог Игорь Рябов.
Впрочем, события последних дней демонстрируют, что иногда к подобной гибкости Кремль если не принуждают, то активно подталкивают. В каком-то смысле это похоже на тихий бунт.
Есть ощущение, что в России процесс "озеленения кадров" становится катализатором для конфликта старых элит и новых, федеральных и региональных, у которых не только разнятся экономические интересы, но и взгляды на политику. Непривычную для себя консолидацию и упорство проявили академики и ученые.
Академики РАН "прокатили" на выборах президента Академии кремлевского кандидата, председателя совета Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) Владислава Панченко. Вместо него академики выбрали полную ему противоположность - академика Александра Сергеева, члена скандального неформального клуба "1 июля", куда входят ученые, категорически несогласные с реформой Академии наук.
В скандале с диссертацией министра культуры Владимира Мединского неожиданно пошел на принцип экспертный совет ВАК, проголосовавший за лишение его кандидатской степени.
Все эти события связывает тот общий момент, что ключевые игроки в них – старые элиты (среди которых, конечно, ученые и академики) и региональные элиты. Они выступают в противовес федеральным, молодым и технократичным (то есть готовым вписаться в принятую центром схему и следовать устоявшейся технологии). Члены клуба академиков страдают от того, что у них забрали собственность, влияние и, как кажется им, в целом проводят разрушительную для науки политику, что-то похожее происходит и с региональными элитами.
"Роль региональных элит уменьшается, централизация берет свое", – объясняет политолог Константин Калачев.
По словам Калачева, в стране есть лишь пара губернаторов, которые имеют прямую связь с президентом, это глава Чечни Рамзан Кадыров и глава Татарстана Рустам Миниханов. Также осталось несколько глав регионов, которых с Путиным связывают добрые дружеские отношения. Остальные вынуждены искать союзников среди бизнесменов и олигархов, имеющих доступ к президенту.
(Пример добрых личных отношений с президента губернатором. Владимир Путин лично лечит зубы белгородскому губернатору Евгению Савченко)
"Региональная элита имеет какие-то возможности, если имеет союзников на федеральном уровне. Если речь не идет о тех, кто выстраивает напрямую коммуникацию с президентом, как это делает Кадыров, или, правда с оговорками, играет особую роль, как Минниханов, то остальным надо искать партнеров, союзников или покровителей среди Ротенбергов, Чемезова и других фигур из тех, кто на федеральном уровне имеет вес и влияние. Тогда можно попытаться, так или иначе, отстаивать свои интересы. Такие фигуры, как Тулеев, например, это редкое исключение. Он, возможно, такой один", – говорит Константин Калачев.
При этом, по мнению социолога Бориса Кагарлицкого, в процессе современной российской централизации есть проблема – "центр не знает, куда он идет".
"Центр не знает, куда он идет, в этом проблема, и, похоже, он уже упустил момент, когда можно принимать осмысленные решения, поэтому любые решения будут неэффективными и нелепыми, а также будут запоздалыми независимо от того, какие они по качеству. А во-вторых, новые люди (назначенные врио, молодые технократы), скорее всего, просто не справятся. Они не совладают ни со своим аппаратом, ни с ситуацией на местах, ни с социально-культурной спецификой своих регионов и, скорее всего, очень быстро потеряют контроль", – комментирует Кагарлицкий.
По мнению экономиста Михаила Делягина, региональные элиты страдают вовсе не от экономической ситуации в стране, а от подходов к региональной политике.
"Проблема в том, что местная элита лишается не столько источников дохода, сколько возможности поддерживать нормальную жизнь на своих территориях. Их делают крайними, отдавая на растерзание протестному движению. Позиция местных элит, которую я знаю по многим регионам, такова: если вы и дальше будете возбуждать негодование людей и отдавать нас на растерзание этим людям, мы не будем для вас презервативом, мы сами возглавим это негодование и покажем начало 90-х годов еще раз. Эта позиция понятна даже назначенным губернаторам, которые не имеют никакого отношения к регионам, которыми управляют. Она, эта позиция, просто естественная по своей сути. Если вы не даете нам возможности жить, то вы не имеете права на существование, если вы забираете у нас деньги, отдайте полномочия, но и отдать-то полномочия чрезмерно – это распад страны. Я очень хорошо помню, как это происходило в 90-х годах", – подытоживает Михаил Делягин.