25 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Регионы объявили Путину о невозможности развития при нынешней финансовой модели

"Молодые технократы" критикуют Центробанк, Минфин и даже Чубайса

В преддверии президентских выборов роль регионов в формировании федеральной повестки усилилась. Губернаторы получают возможность не только озвучивать проблемы, но и решать их. Президент России Владимир Путин уже поручил пересмотреть обязательства регионов перед федеральным бюджетом по всем ранее заключенным соглашениям о предоставлении им бюджетных кредитов. Параллельно под эгидой Госсовета к 2018 году разрабатывается концепция развития региональной промышленности, и власти субъектов уже открыто говорят о том, что оно несовместимо с финансовой политикой центра.

В 2018 г. закончится работа над докладом о развитии региональной промышленной политики, который составляет рабочая группа Госсовета, возглавляемая губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым. Документ состоит из пяти разделов: первая – о потенциале развития региональной промышленности и промышленной политике, вторая – о доступе к источникам финансирования, третья – о развитии технологий, четвертая – о кадровом обеспечении, пятая – о поддержке развития экспорта российской промышленной продукции.

На первом заседании группы Якушев рассказал, что уже собраны предложения от ряда региональных команд и деловых кругов, которые озвучили основные проблемы и пути их решения.

Острейшей проблемой он назвал ограниченный доступ к источникам финансирования (очевидно, это камень, кинутый региональными деловыми кругами в огород Центробанка) – стоимость заемных денег составляет 11-18% годовых, хотя в большинстве развитых стран мира ставка кредитования находится в пределах 1-3%, а условия финансирования инвестиционных проектов, транспорта, логистики более лояльны.

"Таким образом, если мы говорим об интенсивном развитии промышленности и ее модернизации, то в существующей финансовой модели это невозможно. Нужны новые инструменты и максимально лояльные условия для реализации инвестпроектов, позволяющие сэкономить или, как еще говорят, "обнулить" существенную часть затрат, включая привлечение заемных денег", – высказал мнение регионов Владимир Якушев.

Вместе с тем масштабное развитие промышленности не в силах "оплатить" и госбюджет. По крайней мере, при существующих формах. Весь финансовый лимит Фонда развития промышленности составляет порядка 40 млрд руб., этого хватит на один крупный или несколько небольших проектов, заметил губернатор.

"Региональная промышленная политика должна быть тесно увязана с федеральной. Чтобы не было дублирования и не возникали проблемы со сбытом продукции", – подчеркнул на заседании рабочей группы секретарь Госсовета, помощник президента РФ Игорь Левитин, отметив, что ранее тема региональной промышленной политики на столь высоком уровне не обсуждалась.

Один из авторов первой версии закона о промышленной политике, депутат Госдумы от Тюменской области Павел Дорохин отмечает, что обсуждение концепции развития региональной промышленности зрело давно. Федеральный проект принимался параллельно с нормативными актами субъектов. Но региональные законы появились раньше, а для выработки единой стратегии документы нужно привести в соответствие, в чем и поможет доклад.

Совет по улучшению инвестклимата, экономическая активность городов и весь, Владимир Якушев|Фото: admtyumen.ru

"В частности, не во всех субъектах есть региональные фонды поддержки развития промышленности. Федеральный проект был принят два года назад, за это время появились новые практики в регионах. Надо выслушать губернаторов, промышленников, других региональных представителей и усилить систему поддержки. С одной стороны, накопленные проблемы объективно нужно решать, с другой президентские выборы это такой водораздел, период, в который многие вопросы должны исчезнуть", – рассказал он Накануне.RU.

Напомним, именно из "тюменской матрешки" в свое время стартовала налоговая реформа нефтяной отрасли, которая вылилась в законопроект о налоге на добавленный доход. У "промышленной" концепции под кураторством Якушева тоже большие перспективы, особенно, с учетом нового электорального цикла.

Федерация за счет мер поддержки пытается ответить на вызов неравномерности развития Москвы и регионов, отмечает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. По его словам, разработка концепции, учитывающей региональные особенности, является одним из инструментов для решения этой проблемы.

"Неравномерность развития территорий: разная бюджетная обеспеченность и экономические возможности, социальное расслоение важнейшая проблема, которая стоит перед Россией. Проблема имеет фундаментальный характер, её следствия низкое качество дорог, неразвитость инфраструктуры, качественно иной уровень жизни людей за пределами мегаполиса. Власть этот вызов осознает, в том числе, в контексте президентской избирательной кампании. Можно предположить, что в структуре повестки основного кандидата в президенты, которым с высокой степенью вероятности будет Владимир Путин, найдется место созданию условий и возможностей для развития всех регионов и территорий", – рассказал он Накануне.RU.

Еще одну реформу, но уже в энергетической отрасли, инициировал новоиспеченный губернатор Пермского края Максим Решетников. На площадке "Российской энергетической недели" он предложил перейти к управлению и к таргетированию цен на электроэнергию (то есть замахнулся на бывшую вотчину реформатора Анатолия Чубайса, раздробившего некогда единую энергосистему). Сейчас регулирование цен осуществляется децентрализовано, высокая стоимость ресурсов влечет за собой появление новых точек распределительной генерации, увеличивается финансовая нагрузка на региональные бюджеты.

"Крупные потребители энергоресурса – производственные компании – находят для себя более выгодное решение и строят собственные мощности, отсоединяются от ТЭЦ. В результате бюджетные потребители, население, небольшие машиностроительные предприятия, малый и средний бизнес и сельское хозяйство оплачивают вводы атомных электростанций, новые блоки, мусоросжигательные заводы", – сказал губернатор.

Максим Решетников, Российская энергетическая неделя|Фото: пресс-служба губернатора Пермского края

Отметим, что в прогнозе развития российской электроэнергетики до 2021 г. Аналитического кредитного рейтингового агентства отмечено, что цены на электроэнергию, как и прежде, будут обгонять инфляцию. Способствовать росту будут в основном повышенные тарифы для новых станций (добавят +3,5% к цене для промышленных потребителей ежегодно в период с 2017 по 2020 г.), преимущественно для АЭС (вклад +2,6%). Вместе с тем профицит энергии перестанет давить на цены на российском рынке, что добавит еще 0,3% к ежегодному росту стоимости в период до 2020 г.

Одной из главных проблем регионов остается задолженность перед федеральным бюджетом, недавно поручение пересмотреть кредиты дал президент Владимир Путин. Все регионы после реструктуризации обязуются ежегодно вносить платежи в течение семи лет в погашение накопленной задолженности: в 2018-2019 гг. — 5% от накопленной на 1 января 2018 г. задолженности, в 2020 г. — 10%, в 2021-2024 гг. — 20%.

Проблему долгов в процессе рассмотрения бюджета 2018-2020 гг., опять же, подняли губернаторы, они единым фронтом выступили на парламентских слушаниях в Совфеде. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров поднял вопрос о необходимости инвентаризации расходных полномочий, возложенных на субъекты РФ федеральными законами.

"Нагрузка на региональные бюджеты впоследствии передачи дополнительных полномочий увеличивалась и превышает темпы роста доходов регионов. В целях изыскания дополнительных источников софинансирования расходов регионы начали привлекать кредиты коммерческие и бюджетные", – заявил он на слушаниях, отметив, что решение о реструктуризации и помощь Минфина пока дает возможность балансировать республиканский бюджет. Однако, по словам Евкурова, вопрос о компенсации избыточных полномочий регионов посредством финансовой помощи остается открытым.

Максим Решетников на слушаниях отметил несправедливость распределения дотаций из госказны. Трансферты на выравнивание бюджетной обеспеченности растут на 30 млрд руб., при этом для 26 регионов дотации сокращаются на 18 млрд руб. Пермский край, например, не получит компенсации по централизации налога на прибыль. По словам Решетникова, снижение трансфертов в тот или иной регион происходит из-за отсутствия увязки дотаций госбюджета с исполнением регионами своих налоговых полномочий.

Спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что предложения губернаторов будут включены в резолюцию, а одну из инициатив — отмену льготы по налогам на недвижимое имущество, в эффективности которой усомнился всё тот Решетников, предложила провести через Госдуму уже при подготовке бюджета-2018. В более отдаленной перспективе Матвиенко предложила Правительству финансово поддержать регионы за счет передачи доходов от акцизов и других платежей.

послание, путин, медведев, матвиенко, иванов|Фото:

В регионах сложные проблемы экономического порядка, отмечает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, с 2014 г. субъекты активно занимают средства в частных кредитных организациях. По его словам, многие кадровые решения в субъектах РФ были связаны с ухудшением экономического положения.

"У некоторых субъектов доля средств на обслуживание кредитов очень серьезная. Задача молодых технократов подтянуть не столько политическую составляющую, сколько экономическую: обеспечить занятость на высоком уровне, отсутствие задержек социальных выплат, стабилизацию бюджетной системы. С этой точки зрения новый электоральный цикл и поддержка регионов со стороны федерации имеют связь", – рассказал Накануне.RU Абзалов.

Не исключено, что губернаторы, продемонстрировавшие успехи в "борьбе за бюджет", после сентября 2018-го получат повышение, считают наблюдатели. Переговоров с конкретными персонами не ведется, говорит Абзалов, так как сейчас этот процесс мог бы дестабилизировать ситуацию на местах.

"По некоторым данным, представители отдельных регионов имеют перспективы в кабмине. Но это не касается руководителей крупнейших российских столиц – Москвы и Санкт-Петербурга", – говорит политолог.

Стоит отметить, что, например, фамилия тюменского губернатора Якушева уже называлась в числе возможных сменщиков экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева. Пост занял Максим Орешкин, но этому "новому фавориту Путина" после выборов прочат повышение до премьера.

Впрочем, это повестка уже 2018 г., а пока обновление губернаторской команды, кажется, дает неожиданный результат, хотя начавшаяся критика вполне объяснима с точки зрения ухудшения социально-экономической ситуации почти во всех регионах. В субъектах начали открыто говорить о том, что промышленный рост и экономическое развитие невозможны при нынешней финансовой модели, и центру с этим пора что-то делать.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС