В России началась продажа государства. К чему приведет акционирование "Почты России"
В нашей семье случилось несчастье – умерла родственница. Позвонила бабушка, сказала, что надо отправить телеграмму близким от всей нашей семьи. Начали искать телефон, по которому это можно сделать. Безуспешно пытались дозвониться, в итоге посчитали, что самым надежным способом будет пойти на почту и подать телеграмму. Чтобы наверняка.
Пошли. Суббота. Отстояли очередь, подали. Нам еще говорили сократить текст, так как на бланк не влезает. Кое-как вместилось, заплатили, отправили.
Через неделю выяснилось, что телеграмма не дошла. Бабушка расстроена. Пришлось идти разбираться в то же отделение, откуда отправляли телеграмму. Там мне заявили: "А мы-то отсюда не отправляем, надо идти вам на Главпочтамт".
Вопрос серьезный. Нашла время, пошла на "Главпочтамт", ругалась. Выяснилось, что в отделении возле моего дома отправляют телеграммы сами, но по каким-то причинам они… просто не сделали этого.
***
И буквально в этот период разбирательства с почтовиками выясняется, что в Якутии, где собственно и происходят все эти события, в результате акционирования ФГУП "Почта России" планируется закрытие 147 (!) отделений почты в населенных пунктах с населением менее 500 человек. Об этом заявила местная Общественная палата и организовала слушания с участием всех заинтересованных сторон.
Проблема действительно есть и она острая. Проект закона разработан. Премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение внести в Госдуму его уже в этом году. Но вот ведь какая штука – если ФГУП станет ОАО или АО, пусть даже и со стопроцентным государственным участием, цель у него будет одна – извлечение прибыли.
Об этом пытались почтовикам и чиновникам сказать в Общественной палате Якутии. Но у тех свои аргументы – мол, с 2014 года почта не получает государственных дотаций, выживать как-то надо, а с ФГУПом этого никак не сделаешь. И приводят в пример "Газпром", "Роснефть", которые тоже акционировались и стали работать еще лучше. И клятвенно обещали, что все социальные услуги – доставку пенсий, пособий, почты и так далее – будут обязательно и исправно исполнять. Хотя и скрипя зубами признались, что, возможно, какое-то количество отделений связи будет сокращено.
***
То, что говорили чиновники и почтовики на этом заседании, отнюдь не новость. Акционировать почту задумали еще лет 15 назад. Специальный план разработали. Но тут бац – президент Владимир Путин внес ФГУП в список стратегических предприятий России. Но лоббистам закона это не помеха – они заявляют, что можно сначала ФГУП вывести из-под указа, а потом внести обратно в акционированном виде. А чтобы наверняка было – еще и подписанную Ельциным госпрограмму приватизации 1993 года, которой установлен запрет на приватизацию объектов Федерального управления почтовой связи, предлагают подкорректировать.
В 2014 году этот проект закона даже внесли в Госдуму. Там его депутаты разбили в пух и прах и отказались брать на себя ответственность за "высокие риски, коррупционные риски, риски отчуждения огромного массива земли и недвижимости".
Но ничего.
Как видим, лоббисты не успокоились и продолжают в том же духе – "Почту России" взять и поделить. Благо, депутатский корпус сменился и можно заново с людьми поработать.
И кстати говоря, министр связи РФ Николай Никифоров уже заявил, что сначала акционируем, а потом (если что) и народное IPO проведем.
Вот вам и государственная собственность.
***
Но меня в этой истории поразило другое.
С приходом Ельцина и его команды Россию разграбили начисто. И продолжают делать это до сих пор. Вся государственная система построена таким образом, чтобы из страны было удобно выкачивать не только углеводороды, но и деньги. Чем с успехом и пользуются допущенные к кормушке граждане.
Но ресурсы страны небезграничны. Видимо, финансовый поток, к которому можно присосаться, со временем становится больше похожим на ручеек. Значит, надо оглянуться вокруг и посмотреть, что можно взять еще.
И вот – о! – "Почта России". А это очень солидное предприятие, владеющее огромным имуществом, прибыльное (даже несмотря на отсутствие бюджетных вливаний!). Вполне себе лакомый кусок.
Вот и давят заинтересованные лица по всем фронтам.
Ну что же. И даже это для нас не впервой. Видели и не такое.
Но ведь в данном случае речь идет не об очередном заводе или пароходе, исчезновение которого скажется на экономике государства, да, но не приведет к катастрофе.
"Почта России" – совсем другое дело. Это стратегическое предприятие, которое просто обязано быть в руках государства, потому что оно обеспечивает национальную безопасность.
Кстати говоря, это очень хорошо понимали большевики, которые 100 лет назад в первую очередь взяли под контроль "почту, телеграф, мосты". Так как же можно отдать его в руки кому бы то ни было? С таким же успехом можно продавать и военные базы, секретные объекты и армию целиком. Да что там? Территорией можно начать торговать!
Но, видимо, лоббистов закона и премьера Медведева такие мелочи не смущают. Они приводят аргументы, ссылаются на Запад как всегда. Мол, там почты акционированы. Но даже этот тезис не выдерживает никакой критики. Акционированы почты на Западе – да, но они все равно стопроцентно находятся в руках государства. А у нас, как показывает уже набившая оскомину практика, только дай волю – не увидишь ничего, что выпустил из этих рук.
Разумеется, оздоравливать работу предприятия нужно. И вливания государственные тоже нужны. Так как наша страна не может сравниться ни с одной другой по расстояниям и климатическим условиям. Значит, надо находить оптимальные варианты, когда почта зарабатывает сама и имеет поддержку из бюджета. Если почта выполняет государственные задачи, она должна быть обеспечена государственным финансированием.
Но как, скажите, в этом вопросе может помочь акционирование? Что изменит в работе предприятия это действие? То, что глава "Почты России" сможет беспрепятственно выписывать себе премии под 100 млн руб. и закатывать для руководящего состава банкеты на несколько миллионов? То, что сможет самостоятельно продавать свое имущество, не оглядываясь ни на кого?
Опыт акционирования "Ростелекома" показал, что связь подорожала, но лучше-то не стала. Ту же телеграмму по телефону с домашнего телефона отправить я просто не смогла. Так каким образом акционирование почты поможет доставить телеграмму-соболезнование вовремя?
Ну, а если в результате всех перипетий будут все-таки сокращены неприбыльные отделения почтовой связи и особенно в районах Крайнего Севера, где кроме почты-то больше ничего и нет, в этом случае, как сказала на слушаниях Татьяна Асаева, председатель общественного совета поселка Тикси, который находится на побережье Северного Ледовитого океана, нас ждет социальный взрыв.