Вместо "перестройки" в Китае укрепляется власть Компартии
Одним из важнейших итогов завершившегося в Пекине XIX съезда КПК стало принятие в устав партии идей Си Цзиньпина. Ранее теоретические разработки только двух китайских лидеров удостаивались такой чести – Мао Цзэдуна, основателя нового Китая, и Дэн Сяопина – "архитектора китайских реформ". Си Цзиньпин ещё во время своего первого срока на высшем государственном и партийном посту провозгласил "мечту о великом возрождении китайской нации". На съезде его постулаты были представлены в несколько иной формулировке и в итоге в уставе появились положения "о социализме с китайской спецификой в новую эпоху". Данная концепция состоит из 14 пунктов. О том, как она скажется на жизни в КНР и что "предъявляет" миру – читайте в материале Накануне.RU.
В принятых решениях видна преемственность, восходящая к наследию Дэн Сяопина. Теперь в устав будет внесена инициатива "Один пояс – один путь", а мечта о великом возрождении китайской нации названа "великим обещанием партии народу", так что все основные теоретические разработки нынешнего председателя попали в документ, став руководством к действию для крупнейшей в мире политической силы.
В устав попало и положение об основополагающей роли рынка в экономике и углублении реформ в сфере предложения, а на открытии съезда Си Цзиньпин говорил о необходимости "реформировать систему прав на хозяйствование государственным капиталом" и о возможной "либерализации".
Ожидается, что период между XIX и XX съездами станет решающим с точки зрения построения среднезажиточного общества. Для Коммунистической партии Советского Союза (а в Китае до сих пор изучают её опыт и отдают должное Октябрьской революции) ХХ съезд стал судьбоносным – с "развенчания культа личности" и решения строить, по сути, общество потребления начался разлад между КПСС и КПК, а в Поднебесной считают, что именно "хрущёвские ревизионисты" отклонились от марксистско-ленинской линии, что и привело к "перестройке" и крушению СССР.
В этой связи интересно посмотреть на что, что за "новая эпоха" наступила сейчас в Китае и как именно социализм с китайской спецификой будет строиться к ХХ съезду?
XIX съезд КПК
Экономика
Из доклада о достижениях за предыдущую пятилетку, сделанного Си Цзиньпином, и из того, что рассказал журналистам председатель Государственного комитета по развитию и реформам Хэ Лифэн, следует, что китайское руководство продолжает считать одной из своих заслуг сохранение высоких темпов роста ВВП. Впрочем, двузначных показателей давно уже не фиксируется. Некоторые отечественные специалисты, например, доктор экономических наук, профессор МГИМО Валентин Катасонов, полагают, что в реальности роста в 6-7% в КНР уже нет, а страна имеет огромный совокупный (государственный и корпоративный) долг. Хэ Лифэн констатировал и то, что росту экономики препятствует мировой финансовый кризис.
С другой стороны, о переходе к "новой нормальности" говорилось ещё на сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП – аналог Верховного совета в СССР) в 2015 г.. Изменения в законодательство уже тогда вносились с учётом того, что темпы роста экономики замедляются, но зато по абсолютной величине КНР прочно заняла второе (а, по некоторым оценкам, даже первое) место в мире.
Перепроизводство стали – одна из проблем в КНР
Социолог, кандидат политических наук Борис Кагарлицкий рассказал в интервью Накануне.RU, что Китай в некотором смысле уже является сверхдержавой, но его задача состоит не в том, чтобы занять более сильные геополитические позиции, которые соответствуют его экономическому весу, что сейчас является доминирующей идеей китайской элиты, а в том, чтобы адаптироваться к изменению глобальной экономической конъюнктуры, лишающей Китай того динамизма, который и сделал его сверхдержавой. Рынки, на которые работал бизнес, практически исчерпаны. И Китаю для того, чтобы удержать достигнутое, нужна не внешняя экспансия, а, наоборот, поворот внутрь себя и радикальные преобразования в социальном плане.
"Китай радикально отличается от того, чем он был 40 лет назад. Поэтому те структуры, которые 40 лет назад сложились, в начальном периоде реформ, они сейчас абсолютно неадекватны. И социальные, и классовые противоречия абсолютно чудовищны. Китаю нужно совершенно другое общество, чтобы соответствовать тому масштабу экономики, какой он достиг за прошедшие 20 лет. Я думаю, что Китай в этом смысле находится на пороге больших перемен, а, может быть, даже, потрясений", – полагает Борис Кагарлицкий.
Нельзя не учитывать и тот фактор, что роль негосударственного сектора в экономике КНР за годы реформ значительно возросла – сейчас на него приходится около 80% занятости, порядка 60% ВВП, около 50% налоговых поступлений и почти 70% китайских инвестиций за рубеж. Сочетание государственного и частного секторов в народном хозяйстве – вещь сама по себе нередкая, но ныне речь ведётся уже о построении "социалистической рыночной экономики", а председатель страны заговорил о совершенствовании управления разными типами государственных активов.
Доктор политических наук, главный научный сотрудник Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений Института Дальнего Востока РАН Владимир Петровский в беседе Накануне.RU отметил, что суть социализма с китайской спецификой кроется как раз в сочетании механизмов рынка с госрегулированием.
"В Конституции КНР говорится о том, что все формы собственности в Китае равны, и государственная, и коллективная, и частная. То есть, в принципе, сам рыночный механизм не противоречит идее социализма с китайской спецификой. Речь идёт о неком сочетании, и это важная тема не только для Китая, а для всего мира", – говорит Владимир Петровский.
По словам эксперта, Китай показывает свою историю успеха и предлагает изучать этот опыт. Внесение таких формулировок закрепляет понимание того, что частная собственность – это не табу, а инструмент, который можно использовать для развития. "Если мы вернёмся в историю ХХ в., мы увидим, что когда Ленин и Бухарин говорили про НЭП, они именно это имели в виду. Просто если утрировать, можно считать, что у китайцев их НЭП получился и теперь мы можем изучать этот опыт", – считает Владимир Петровский.
Рынок недвижимости
Одной из отраслей, где государственное вмешательство проявляется особенно наглядно, является рынок недвижимости. Председателем КНР был выдвинут принцип "жильё для того, чтобы жить там, а не для спекуляций". Покупка квадратных метров как способ инвестиций уже привела к раздуванию "пузыря" на рынке, к появлению пустых кварталов, а то и целых городов в слабо предназначенных для жизни местах, а с другой стороны – в столице и других мегаполисах недвижимость оказывается недосягаемой роскошью для китайцев со средним доходом.
Владимир Петровский отмечает, что данный вопрос имеет как финансовый, так и социальный аспект. "Думаю, смысл заключается в том, чтобы продвинуться к достижению социальных задач. Построение общества "сяокан" (малого достатка) подразумевает в том числе и доступное жильё", – отмечает эксперт. Если для борьбы с покупкой жилья, как со способом инвестиций, потребуется большая степень государственного регулирования, то она, возможно, будет применена.
Научный сотрудник Центра по изучению мировых проблем агентства "Синьхуа" Шэн Шилян рассказал Накануне.RU о способах борьбы со спекулянтами недвижимостью в Китае: "Во многих районах, и особенно в крупных городах, ограничивается продажа жилья – его нельзя продавать в ближайшие три года после покупки или даже пять лет. И ещё будет строиться больше жилья для аренды. Некоторые категории граждан, например, военные, пользуются правом получать кредиты под льготный процент".
Огромное количество жилья в КНР остаётся незаселённым
Собственность
Стоит ли в свете всего этого ожидать каких-то масштабных реформ и передела собственности? Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности "трудовых коллективов". Этот термин возник ещё на заре "реформ и открытости" и до сих пор окончательно не разъяснён. Фактически китайские крестьяне пользуются своими наделами в аренду на срок до 30 лет. Несколько лет назад эксперимент в деревне Укань провинции Гуандун, когда были проведены прямые выборы руководителя администрации, привёл к печальным последствиям – избранный глава продал часть сельскохозяйственных земель под застройку, а между крестьянами, отстаивающими свои права на землю, и чиновниками от КПК разгорелся конфликт.
Доктор исторических наук Юрий Галенович ещё в 2012 г. отмечал, что тогда высветились противоречия в руководстве КПК по вопросам о собственности на землю, о праве пользования землёй и о прямых выборах крестьянами органов власти в деревнях [Галенович Ю.М., Чжао Цзыян и реформы в Китае, М., 2012, с. 728]. Столкновения между крестьянами и полицией продолжились и позже, в частности, летом 2016 г.
В ходе XIX съезда КПК вопрос о собственности на землю не обсуждался, но, как уже говорилось выше, Си Цзиньпин призвал задуматься об изменении прав на хозяйствование государственным капиталом.
Владимир Петровский отмечает, что ещё не совсем понятно, о чём идёт речь, возможно – о шаге вперёд с точки зрения приватизации, возможно – об управлении этими активами с точки зрения рыночной экономики: "Мы увидим, что после съезда будет и очередное собрание ВСНП, и посмотрим, внесут ли какие-то корректировки результаты 13-й пятилетки, но очевидно, что есть значительный госсектор китайской экономики и иногда он порождает проблемы. Например, проблема долгового навеса, о которой столько говорится и пишется, идёт в основном от госкомпаний. Мы должны иметь в виду разные вопросы, связанные с регулированием системы функционирования китайской экономики. Она останется, но вопрос в том, будет ли меняться налогообложение, например, или механизмы регулирования. Все вопросы, связанные с ролью госкомпаний, будут сейчас решаться".
Что касается либерализации, упоминания о которой проскальзывали в речах председателя КНР, то и этот вопрос до конца неясен, по словам эксперта, речь может идти о либерализации в контексте управления госсектором. Или, например, о решении каких-то вопросов, которые поднимают западные партнёры Китая, в основном, американцы, когда они говорят, что излишне зарегулированы сферы инвестирования и финансового рынка, что у западных инвесторов нет доступа в финансово-банковский сектор КНР. Может быть, эти направления будут незначительно либерализованы.
Роль партии и идеология
Сходный исторический момент КНР уже пережила в 1989 г. Тогда страна в течение десяти лет проводила политику открытости и реформ. Дэн Сяопин поставил задачу "в течение 22 лет пройти путь, который другие страны проходили на протяжении 40-50 лет и даже больше", но на середине этого срока социально-экономические противоречия, возникшие вследствие модернизации маоистского государства и общества, вылились в столкновения на площади Тяньаньмэнь. Дэн Сяопин выступил резко против возможности введения многопартийности и перестройки по советскому образцу, а "китайского Горбачёва" Чжао Цзыяна до конца дней поместил под домашний арест. В итоге протесты были погашены, под руководством КПК экономические преобразования продолжились, а ВВП страны, если посчитать с 1979 по 2009 гг., вырос аж в 80 раз.
"Отвергаем как старый путь, с присущей ему замкнутостью и косностью, так и порочный путь смены знамён. Необходимо от начала и до конца стоять на позиции социализма с китайской спецификой", – отметил на открытии XIX съезда Си Цзиньпин. Рассказал он и о положительной роли всестороннего партийного контроля в течение предыдущей пятилетки.
Съезд подчеркнул, что КПК должна остаться марксистской и руководящей партией. В ходе мероприятия, наряду с именами Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, не раз подчёркивалась роль Маркса и Ленина в господствующей идеологии страны.
В последнее время в морально-нравственное воспитание китайских граждан всё чаще вкладываются нормы конфуцианства и других направлений китайской философии, как отмечает Владимир Петровский, возможно, пока не пришла пора говорить об этом, особенно вносить изменения в устав Компартии, но по факту происходит использование традиционного наследия.
В ходе съезда замглавы Единого фронта ЦК КПК Чжан Ицзюн подчеркнул, что существующие в стране религии должны "китаизироваться" и адаптироваться к условиям социалистического общества.
Монахи следят за XIX съездом
Таким образом, в важнейшую эпоху перед ХХ съездом послаблений в сфере идеологии не будет, напротив, делается ставка на повышение роли Компартии в жизни страны и общества, а также на воспитание в её членах политической сознательности и уважения к уставу организации.
Социальная сфера: к брежневскому социализму из сталинского?
Китай до сих пор не имеет полноценного социального государства, развитой пенсионной системы, полноценной системы формирования современных производственных кадров, отмечает Борис Кагарлицкий.
Изменение политической структуры, или многопартийность, в необходимых для Китая преобразованиях, по мнению социолога, не являются ключевыми вопросами, хотя он и допускает, что в процессе может иметь место демократизация. Но сейчас главными для Китая являются пенсионная система, жилищная политика и т.д. Китайское общество расколото, разделено, возможно, больше, чем когда-либо в своей истории. И социальные противоречия должны быть урегулированы за счёт того, что нужно не искать новые рынки вовне, а создавать внутренний рынок. Однако его невозможно создать, не изменив весь характер китайской экономики.
"Например, "мы будем больше платить, а они будут больше покупать китайских товаров" – это не так, потому что, в условиях, когда нет нормального социального государства, люди будут просто больше откладывать, с одной стороны. А с другой стороны, вы будете больше платить, значит, ваши товары будут дороже, и вы будете терять внешние рынки. Что нужно Китаю – это мощные вложения в социальную инфраструктуру", – считает эксперт.
Стоит отметить, что о реформе социального страхования на съезде говорилось многое. Си Цзиньпин обозначил противоречие между постоянно растущими потребностями народа в прекрасной жизни и неравномерностью и неполнотой развития, возникло это при вступлении социализма с китайской спецификой в новую эпоху.
Также китайский руководитель в своём докладе призвал интенсифицировать создание системы социального обеспечения. По его словам, необходимо создать надёжную многоуровневую сеть соцобеспечения, сделать его всенародным, совершенствовать систему медицинского обслуживания для сельского населения, создать единую платформу услуг социального страхования. Необходимо совершенствовать систему благотворительности и помощи льготным категориям граждан. Также Си Цзиньпин рассказал о необходимости повсеместно покончить с практикой существования больниц за счёт доходов от продажи медикаментов.
Владимир Петровский отметил, что, возможно, было решено слегка притормозить коммерциализацию медицины, чтобы помочь развитию системы соцстрахования. Она внедряется не только для городских рабочих, но и для жителей сельской местности. Это задача колоссальной сложности, которая требует соответствующих ресурсов.
Также можно вспомнить и другие масштабные начинания председателя Си – беспрецедентную антикоррупционную кампанию и ликвидацию бедности – они направлены на сглаживание социальных противоречий.
"Это шаги в верном направлении, – соглашается Борис Кагарлицкий, – но вопрос в том, хватит ли времени. Нужно обеспечить полноценной всеобъемлющей системой социального страхования и социального обеспечения 1 млрд 400 млн человек и сделать это за семь лет максимум, а, может быть, за три года. Если они [китайские руководители] этого не сделают – крах может случиться значительно раньше".
Зачастую социализм в Китае критикуется за недостаточное социальное обеспечение граждан (детский труд, отсутствие пенсий, дорогое жильё), однако при этом, за образец берётся, в лучшем случае, социализм брежневского образца. Можно вспомнить, например, сталинскую эпоху, когда социальным обеспечением было охвачено далеко не всё население, а тот же детский труд (особенно в годы войны и сразу после неё) был достаточно распространённым явлением. В КНР до недавнего времени общество во многом сохраняло традиционный уклад, а многие функции соцзащиты брала на себя семья. С проявлением последствий урбанизации и старения населения в результате политики "Одна семья – один ребёнок" появилось множество одиноких стариков, а количество людей пенсионного возраста в Китае превысило численность населения России.
Проводя относительную либерализацию экономики и реорганизацию управления госсобственностью, китайское государство не сбрасывает со своих плеч заботу о незащищённых слоях населения, как это произошло в нашей стране в "перестройку" и после, а наоборот, наращивает поддержку этих категорий граждан.
Уход за стариками – прерогатива семьи, но теперь всё больше – и государства
Вместо заключения
Китаю предрекают "перестройку" и сравнивают с СССР образца 1980-х гг., пожалуй, уже на протяжении четверти века. Однако Поднебесная сумела успешно преодолеть кризис 1989 г. и продолжить устойчивое развитие вплоть до настоящего момента. Сейчас же с вступлением в "новую эпоху" руководство партии не отказывается от "социализма с китайской спецификой" и построения рыночного капиталистического хозяйства. А залогом для дальнейшего развития и превращения КНР к середине века в богатую страну с мощной армией в столь непростые времена остаётся именно всестороннее руководство со стороны Компартии.