Киев доигрался. От него отшатнулась Варшава
"Так, как сегодня с нами говорят поляки, так с нами не говорили даже из Москвы. Такое впечатление, будто план разделения Украины пишут не в России, а в Польше", – заявил депутат Верховной Рады Виктор Балога.
Его бывший коллега по украинскому парламенту Юрий Михальчишин пошел дальше, обвинивзападную соседку в подготовке вторжения на Украину: "Не забываем, что идет подготовка к другой фазе — раздачи карточек поляка, польских паспортов, вербальная активность польских спецслужб, агентурное проникновение в органы украинской власти (прежде всего, западных областей Украины) и создание агентурных позиций для новой фазы гибридной войны".
Откуда такая истерика? Просто тон Варшавы по отношению к Киеву резко сменился с покровительственного на раздраженный.
"Мы признали, что нас используют, что Украина достаточно беззаботно смотрит на эту проблему и выходит из расчета, что мы безусловно будем поддерживать безопасность и независимость Украины, стоять на ее стороне в конфликте с Россией и не требовать решения двусторонних проблем – исторических или образовательных", – говорит глава МИД Польши Витольд Ващиковский.
Ващиковский пообещал запретить въезд в Польшу тем, кто придерживается на Украине "антипольских взглядов" и героизирует членов вооруженных формирований, которые вырезали поляков в годы Второй мировой войны.
Первой ласточкой стал запрет на въезд для директора Украинского института национальной памяти Владимира Вятровича, этого "крестного отца" политики "декоммунизации", в ходе которой с 2015 года десятки улиц украинских городов были переименованы в честь Бандеры, Шухевича и Коновальца. На очереди – другие видные персоны, которые, как прозрачно заявил Ващиковский, занимают сейчас места в рядах украинской власти.
Правящую консервативную партию "Право и справедливость" толкает в спину не так давно созданная ультраправая партия "Движение Кукиза" ("К’15"), с ходу завоевавшая в 2015 году 42 депутатских места в Сейме. В июле 2016 года Кукиз внес в Сейм закон о запрете "идеологии бандеризма", что грозит его симпатизантам в Польше уголовным преследованием.
Что касается упомянутых Балогой "планов раздела Украины", очевидно, речь про слова вице-консула Польши Марека Запура, в ходе недавнего круглого стола, назвавшего Львов "польским городом", оккупированным в свое время украинцами. Такого мнения давно придерживаются польские националисты – зримым примером чему стал огромный баннер с гербами и названиями Львова и Вильнюса на фоне флага Польши, вывешенный фанатами варшавской "Легии" на матче в Киеве в 2015 году. На поддержку Варшавой подобных мыслей наводит и недавнее размещение Памятника орлятам (членам молодежного польского формирования, боровшегося за то, что сохранить город в составе Польши) на кладбище во Львове на проекте нового польского загранпаспорта, еще один вариант – Острая Брама в Вильнюсе.
Попытки украинского МИД нормализовать ситуацию выглядят явно неудачными на фоне недавнего закона, запрещающего образование на национальных языках (включая в том числе польский) в государственных школах Украины. Этот закон уже поставил на дыбы многих соседей Украины, в том числе Румынию и Венгрию. "Теперь уже острый конфликт с Польшей, который вышел на уровень президентов. В придачу к войне с Россией, конфронтации из-за закона об образовании с Венгрией, Молдовой и Румынией и трениям с Беларусью... Украина в кольце врагов", – признает бывший глава информационного департамента МИД Украины Олег Волошин.
Лактюшин Владимир, КМ.ру