"Мигрантов чаще вербуют в радикалы не в мечетях, а в мессенджерах"
С тех пор, как входившие в состав СССР среднеазиатские республики стали независимыми государствами, прежние экономические связи оказались нарушены, тяжелая финансовая ситуация привела к тому, что мигранты из них стали неотъемлемой частью жизни всей России, и Свердловская область здесь не исключение. Россия и среднеазиатские страны по-прежнему имеют друг для друга очень важное значение, но заново учатся жить вместе. Теме угроз миграции и мифов о ней был посвящён круглый стол "Как вывести в информационную повестку Свердловской области взаимодействие региона со странами Центральной Азии?", организованный экспертным клубом "Урал-Евразия". Подробности – в материале Накануне.RU.
Директор Центрально-азиатского научно-исследовательского центра УрФУ Рустам Ганиев напомнил, что каждое государство Средней Азии после распада СССР развивалось по-своему, в них отличается политическая ситуация и характер отношений с Россией.
Только Туркменистан, взяв добровольный курс на "вечный нейтралитет", оказался фактически в добровольной изоляции от внешнего мира, которую удобно поддерживать благодаря огромным запасам природного газа и небольшой численности населения. В Узбекистане в целом удалось сохранить работоспособную экономику, но ситуация там осложняется демографическими факторами – на относительно небольшой площади в стране живёт уже почти 40 млн человек. Киргизия пережила две революции, а Таджикистан – гражданскую войну.
Замруководителя центра по противодействию экстремизму при ГУ МВД по Свердловской области Сергей Кузнецов рассказал, что порой всё ещё встречаются случаи нелегального проникновения иностранцев на территорию РФ. Иногда они готовят подложные документы у себя и заезжают под другими именем и фамилией и иногда автомобильным транспортом через Казахстан въезжают через Курган, Челябинск в Свердловскую область и другие регионы. Некоторые попадают в РФ совсем без документов, и таких людей достаточно сложно установить.
Нелегальные мигранты – это потенциальная угроза не только для стран Центральной Азии, но и для России. Они сразу попадают в нелегальную сферу, кроме того, могут стать приверженцами радикальных настроений. Поэтому необходимо изучать причины перехода мигрантов в нелегальную сферу на территории России. Например, стоит обсудить вопрос о снижении цены на патенты. У нас же, наоборот, её собираются повышать, что может быть одной из причин ухода мигрантов в тень. При этом, многие негативные факторы и угрозы миграции преувеличены, а порою и вовсе мифологизированы, об этом рассказал эксперт клуба "Урал - Евразия" Вадим Рудаков. Он выделил несколько основных мифов.
Первый – о многочисленности мигрантов. Их численность составляет 8% от населения РФ.
Второй миф о том, будто приезжими совершается большинство преступлений. Действительно, за последние годы растёт количество тяжких преступлений, но на долю иностранных граждан, проживающих в РФ, приходится 2% совершающихся в стране преступлений.
Третий миф – что большинство мигрантов работают нелегально. Нелегальная миграция объективно не поддаётся официальному учёту и речь может идти лишь о субъективных оценках экспертов.
Четвёртый миф – выходцы из Средней Азии будто бы являются носителями радикальных течений ислама. Не существует прямой зависимости между страной, откуда приехал человек, и его взглядами. Ряды экстремистских группировок всё чаще пополняются коренными жителями страны, в том числе и этническими русскими.
Социологи свидетельствуют о значительной роли СМИ в формировании этих мифов. В этой связи, как отметил эксперт, очень важно показывать примеры позитивной адаптации мигрантов в российском обществе.
Касаясь вопроса о том, сколько мигрантов стремятся получить российское гражданство и остаются жить здесь, директор экспертного клуба "Урал-Евразия" Константин Погорельский подчеркнул, что потоки мигрантов диверсифицированы. Из числа студентов, поступающих из Казахстана на бакалавриат в местные вузы, 80% хотят остаться работать в России, 20% хотят вернуться к себе на родину. В магистратуре ситуация обратная, только 20% хотят остаться, а 80% намерены вернуться и встроиться в родную экономику. Из Таджикистана порядка 60% бакалавров хотят вернуться в свою страну – там диплом российского вуза ценится очень высоко и есть шанс получить хорошую должность. Что касается ассимиляции среди трудовых мигрантов, она тоже не так велика, как кажется. Согласно данным статистики, больше всего желают остаться в РФ приезжие не из Средней Азии, а из Армении (72%), меньше всего – из Узбекистана.
Сами среднеазиатские республики по-разному относятся к своим гражданам, уехавшим на заработки и пока об их отлаженной и централизованной поддержке говорить не приходится. Часто оказавшиеся на чужбине мигранты, особенно те, кто приехал без друзей и родственников, отрезаны от поддержки родины и уязвимы для восприятия радикальных идеологических течений.
Сотрудник Уральской ассоциации "Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма" Алексей Старостин говорит, что мигранты попадают под воздействие радикальной идеологии по различным причинам. В 2013 г., по соцопросам, фиксировалась не очень высокая религиозность выходцев из Средней Азии. Существуют противоречивые оценки, согласно некоторым из них, религиозность мигрантов на чужбине повышается, но некоторые, бывшие набожными на родине, начинают вести светский образ жизни. Человек, оказавшись на чужбине, идёт в мечеть как в родной для своей культуры институт, надеясь найти там земляков, помощь в трудоустройстве, в решении каких-то своих проблем. То есть мечеть выступает способом социализации, встраивания в российское общество.
Напомним, известный религиовед Роман Силантьев уже рассказывал, что некоторые из мусульманских юрисдикций могут отличаться ухудшенной репутацией и относиться к нетрадиционному, ваххабитскому исламу. 10-15 лет назад ваххабиты даже захватывали традиционные мечети, хотя сейчас наблюдается обратная ситуация.
И, всё же, как отмечают эксперты, встретиться с радикальной идеологией у мигранта больше шансов не в мечетях, а на рынках, стройках, в нелегальных молельных домах, и, самое главное, - в мессенджерах. В открытую проповедники радикальных течений сейчас уже стараются не осуществлять никаких действий. Есть закрытые группы, где они переписываются между собой. В силу этого также затруднительно сделать вывод о том, приезжают ли выходцы из стран Средней Азии уже сформировавшимися носителями экстремистской идеологии, или же попадают под её воздействие на территории РФ.
Важным направлением работы являются профилактические беседы на рабочих местах мигрантов, не посещающих мечети, а также в местах лишения свободы, ведь зачастую выявленные и отправленные в колонии радикалы начинают вести агитацию уже там.
Недавно было заключено соглашение о сотрудничестве между региональным духовным управлением мусульман Свердловской области и ГУФСИН России, теперь за каждой колонией закреплён имам. Нужны авторитетные духовные лидеры, способные вести полемику, но их, к сожалению, не очень много. А вербовщики и идеологи экстремистских течений пользуются религиозной неграмотностью центральноазиатской молодёжи.
В целом же, профилактическая работа среди мигрантов из стран Центральной Азии должна быть частью общей политики по социокультурной адаптации мигрантов в российское общество, заключили эксперты.