Время исправлять демографию материальными мерами ушло
Президент России Владимир Путин объявил о масштабной "перезагрузке политики демографического развития". Это заявление он сделал на заседании координационного совета по реализации национальной стратегии действий в интересах детей, предложив ряд мер, подкрепленных финансовым обеспечением. Президент повторил, что Россия вползает в новую демографическую яму и нужно не допустить снижения численности населения России в ближайшее десятилетие. Об этой угрозе, в частности, свидетельствует то, что в 2017 году в России родится примерно на 200 тыс. детей меньше, чем годом ранее. В этом смысле радует оперативность реагирования на демографические угрозы. Однако при этом есть основания полагать, что огромные финансовые вливания дадут минимальный демографический эффект и не смогут остановить вымирание страны. Об этом – в материале Накануне.RU.
Что предлагается?
"Сегодня необходимо принять комплекс мер, которые позволят не допустить снижения численности населения России. Здесь нужна активная последовательная работа по всем направлениям: и по снижению смертности, и по стимулированию рождаемости – фактически нам нужно перезагрузить нашу политику демографического развития", – сказал Путин.
В качестве мер президентом предложено с января 2018 года установить ежемесячную денежную выплату, которая будет предоставляться при рождении первого ребенка и выплачиваться до достижения им 1,5 лет.
Во-вторых, продлевается действие программы материнского капитала до конца 2021 года и будут введены дополнительные возможности его использования, а именно – средства из материнского капитала можно будет получать в виде ежемесячных выплат тем семьям, которые особо нуждаются.
В-третьих, расширяется количество регионов, которые получат софинансирование из федерального бюджета на выплату пособия на третьего ребенка. Речь идет о тех регионах, где суммарный коэффициент рождаемости ниже среднего по России. В текущем году такими условиями софинансирования воспользовались 50 регионов, а с нового года их число увеличится до 60.
В-четвертых, будет запущена программа ипотечного кредитования для семей, в которых с 1 января 2018 года рождается второй или третий ребенок. Семьи смогут рассчитывать на субсидирование государством процентной ставки сверх 6% годовых. По оценке Минстроя, в предстоящие пять лет эта программа может охватить более 500 тыс. семей.
В-пятых, планируется быстро ликвидировать очереди в яслях – для детей от двух месяцев до трех лет. Более 326 тыс. ясельных мест запланировано создать в ближайшие два года.
В-шестых, речь идет об улучшении медицинского обслуживания детей.
Поставить правильный диагноз
Эти меры, конечно, не могут не радовать, как и то, что демографическая проблема озвучивается на самом высоком уровне. В то же время ее решение подразумевает вначале постановку правильного диагноза. С этим уже сложнее. Президент вновь сослался на демографические потери во время Великой Отечественной войны, которые будто бы чувствуются до сих пор, тем более, что они наложились на провал 90-х и привели к еще большему падению. Однако, как уже писало Накануне.RU, доля влияния войны на демографическую катастрофу 90-х была порядка 10%. Сейчас же, спустя еще одно поколение, этот процент еще ниже и вряд ли существенно превышает несколько процентов. Главная проблема не в кратковременных провалах, хотя они и портят структуру населения, а в том, что вся история России последних 100 лет – это история постоянного падения рождаемости при кратковременных периодах стабилизации.
Накануне 1917 года каждая женщина рожала в среднем 7-8 детей. После гражданской войны рождаемость почти восстановилась, превысив шесть детей к середине 20-х, но затем началась индустриализация, коллективизация, и женщины стали массово уходить из семьи на работу, так что к концу 30-х рождаемость снизилась до 4,5 детей. После войны и до средины 50-х она сохранялась на уровне около трех детей, после чего снова пошла вниз. Уже к концу 60-х рождаемость опустилась ниже уровня воспроизводства – до двух детей или чуть ниже, а к концу 90-х и вовсе обвалилась до 1,2-1,3 детей. Правда, с начала нулевых она медленно растет, но даже не достигла 1,8, а в 2017 году будет около 1,6.
Последние 100 лет в истории России случилось несколько потрясений, которые приводили к резкому падению рождаемости: гражданская война, голод начала 30-х, Великая Отечественная война и катастрофа 90-х. После каждого катаклизма рождаемость быстро восстанавливалась, но так и не достигала уровня, с которого падала. Вот и сейчас рождаемость даже не дотягивает до уровня 1990 года. И если при СССР еще был инерционный запас прочности, то в настоящее время он исчерпан. В самые ближайшие годы начнется быстрая убыль населения, но не потому, что виновата война или провал 90-х (эти факторы лишь ускорят процесс), а потому, что рождаемость находится намного ниже уровня воспроизводства.
Что будет при нынешних тенденциях?
Прогноз демографии России при нынешних тенденциях дает неутешительные результаты. Отталкиваясь от распределения населения по полу и возрасту на 1 января 2017 года и учитывая ожидаемую рождаемость и смертность по всем возрастам в уходящем году (это уже несложно сделать), можно заглянуть в будущее. При сохранении динамики 2017 года графики рождаемости и смертности будут выглядеть так.
То есть убыль населения (без миграции) будет постоянно расти, и уже через пять лет достигнет 500 тыс. в год, а к 2030 году – 850 тыс.
Фактически нас ждет повторение 90-х, но не из-за самих 90-х, а из-за того, что вошло в привычку сваливать все на них, не обращая внимание на самое главное – на то, что в России катастрофически низкая рождаемость. Она обеспечивает воспроизводство населения менее, чем на 80% (так называемый чистый коэффициент воспроизводства населения). То есть численность следующего поколения родителей будет составлять менее 80% от нынешнего. В этих условиях прикрываться провалом 90-х – это то же самое, что через 20 лет прикрываться тем провалом, который сейчас начинается на наших глазах. Получается порочный круг, а точнее – порочная закручивающаяся спираль, выйти из которой будет все сложнее.
Материальная поддержка – это социальная политика, а не демографическая
К сожалению, чиновничье мышление до сих пор преобладает на самом высоком уровне: это отчет о достигнутых успехах и процентах роста. Они действительно есть, но этого очень мало. Само будущее России остается под огромным вопросом, пока рождаемость столь мала. Современные россияне не имеют духовных сил, достаточных для самосохранения, и вопрос здесь вовсе не в материальном достатке. То, что семьям оказывается поддержка, очень хорошо. То, что она будет расширена, еще лучше. Но все это является мерами социальной политики, а не собственно демографической, и преследует цель поддержки семей с детьми.
"Пособие на рождение первенца – мера позитивная, она улучшит положение женщин и детей, но ожидать от нее кардинального решения демографической проблемы не приходится. Это будет лишь некоторое облегчение", – отмечает независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков.
Россияне признают: они не хотят больше детей при улучшении материальных условий
В искренности намерений президента сомневаться не приходится, как и в том, что новые меры улучшат положение семей с детьми. Все это замечательно. Однако при этом предлагается принять утверждение, что рождаемость определяется материальными условиями. По существу речь идет о догмате, в который нужно поверить: больше денег (жилплощади) – больше детей. Это совершенно не так, и детородные установки не зависят от материального достатка, что, согласно опросу, совокупно признают сами россияне. Он был посвящен репродуктивным планам населения и проводился осенью 2012 года в 30 субъектах Российской Федерации, а опрошено было 10 тыс. человек.
Самыми распространенными причинами, препятствующими деторождению, россияне действительно назвали финансовые трудности, неуверенность в завтрашнем дне и проблемы с жильем. Однако при ответе на вопрос о желаемом и ожидаемом числе детей эти факторы никак не проявились. Вот как распределились желаемое (при наличии возможностей) и ожидаемое (при тех условиях, которые человек ожидает в своей жизни) число детей в зависимости от оценки уровня жизни. Люди, которые оценили свой уровень жизни наиболее низко, высказали желание иметь 2,37 детей. Те же, кто оценил свой уровень жизни наиболее высоко, пожелали иметь 2,30 детей. Что касается ожидаемого числа детей, то люди с низким доходом ожидают 1,88 детей, с высоким – 1,98. То есть бедные люди хотят иметь лишь чуть больше детей, а ожидают – лишь чуть меньше. Итак, вывод: уровень жизни, доходов, материальные условия, согласно опросу россиян, практически НИКАК не влияют на желаемое число детей.
Задавался вопрос и о влиянии материнского капитала. У респондентов, у которых ребенок родился после появления материнского капитала, спрашивали, помогло ли это принять им решение о рождении. Только 23% ответили, что помогло. При этом 57% ответили, что это не повлияло на принятие решения о рождении ребенка, и еще 20% затруднились сказать. То есть только каждый четвертый оценил материнский капитал как стимул к деторождению. Это существенная материальная помощь, мера поддержки, и с этим не поспоришь. Но считать, что существует прямая связь между материальным достатком и рождаемостью, – это заблуждение.
Достаток уменьшает потребность в детях
В этом отношении показательным является такой график. Он демонстрирует суммарный коэффициент рождаемости в зависимости от ВВП на душу населения в 2009 году. На графике хорошо видно, что в странах с низким ВВП разброс рождаемости велик, но почти везде превышает 2 ребенка. А вот с увеличением ВВП он быстро уменьшается, и почти во всех странах со средним или высоким доходом рождаемость ниже уровня воспроизводства. Таким образом, достаток СНИЖАЕТ рождаемость.
Это говорит не о том, что семьям не нужно помогать, а о том, что нынешнее демографическое мышление построено на неверных посылках. Оно исходит из веры в комфортную и удобную жизнь как источник детей. Это огромная ошибка.
Россияне признают: жилищные условия тоже ни при чем
Да, в России последние 15 лет рос достаток людей и росла рождаемость. Но она росла с беспрецедентно низких значений, и во многом была связана с явлением демографической компенсации – восстановления после кошмара 90-х. Последние же годы рождаемость перестала расти и начала падать. Отчасти это связано с новой волной экономических трудностей. Среди них называется жилищная проблема. В том, что она существует, сомнений ни у кого нет, но есть опровержение того, что она не дает повышать рождаемость. Согласно тому же опросу, те, кто оценили свои жилищные условия наиболее низко, желают иметь 2,40 детей, наиболее высоко – всего 2,27. А вот ожидаемое же число детей таково. Люди с наиболее плохими жилищными условиями ожидают 1,97 детей, с наиболее хорошими – всего 1,92. Это значит, что россияне, которые живут в хороших жилищных условиях, ничуть не желают и не ожидают иметь больше детей.
Можно ли при таких результатах опроса поверить в то, что новые меры материальной помощи существенно повысят рождаемость? Таких оснований нет. Они помогут лишь небольшой части населения и в масштабах всей страны дадут несколько процентов прироста.
Если нужны "причины" для рождения детей, то человек болен
Главная беда – в мировоззрении людей, которым нужны "причины" для рождения своих детей. Такое сознание является глубоко порочными и к тому же противоречивым. Примером могут служить слова вице-спикера верхней палаты Галины Кареловой.
"Многие женщины хотели бы быстрее вернуться на работу или продолжать учебу после рождения ребенка. Но доходы или состав семьи не всегда позволяют это сделать. Возможность использования материнского капитала на эти цели станет колоссальным подспорьем для сотен тысяч молодых мам, позволит им сохранить или повысить свою квалификацию, не делать больших перерывов в карьере", – сказала она.
То есть именно та установка, которая сдерживает рождение детей – стремление делать карьеру, зарабатывать деньги, быть независимой, – поощряется. То же самое относится к яслям и детсадам. Это мера, направленная против повышения рождаемости, поскольку она освобождает женщину от семьи. Традиционная семья – это та семья, в которой кормильцем и главой семьи является муж, а жена привязана к дому и детям. Та семья, где женщина работает и делает карьеру, традиционной не является, и ожидать от нее повышения рождаемости бесполезно. Такой семье нужно "принять решение" о рождении ребенка. Рожать же, как в традиционной семье, "столько детей, сколько даст Бог", считается пережитком прошлого, потому что умами владеет "абортивно-контрацептивное сознание", культивируемое через СМИ.
Приняты стратегии в интересах детей, в интересах женщин, но нет в интересах традиционной семьи. А ведь финансовые инструменты могли бы быть очень эффективно использованы, если бы государство обозначило желаемый образ семьи. Сейчас его нет, поддерживаются те семьи, которые уже рожают детей. Но нет детальной дифференциации, кроме очередности ребенка. Между тем, они обязаны быть, чтобы поддерживать образ желаемой семьи. Статистически плодовитой может быть только семья, созданная в девстве один раз на всю жизнь, в которой муж – кормилец, а жена занята детьми и домашним хозяйством. На практике это легко реализовать через понижающие коэффициенты, например, при наличии вне- или добрачных детей, второго или последующего брака, при выходе матери на работу и так далее.
Таким образом государство обозначало бы тот образ семьи, который оно намерено поддерживать больше всего. Это заставило бы молодежь серьезнее задуматься о соблазне "сначала пожить вместе", разводах, отдании маленьких детей в чужие руки воспитателя (воспитывать должны родители!) и тому подобное. Пока такая задача не поставлена, а государство не понимает, какую именно семью она видит идеальной, принимаемые меры эффекта не дадут. Разница только в том, будет ли Россия вымирать быстрее или медленнее. И в ближайшие годы власть и народ это поймут.
Одними материальными мерами демографию уже не исправить
Основанием для такого утверждения служат результаты расчета. В него заложены целевые показатели, которых планируется достичь: ожидаемой продолжительности жизни при рождении (ОПЖ) – 76 лет к 2025 году, а рождаемость – примерно 1,9 ребенка на женщину. По рождаемости пока и речи не идет о достижении вожделенного уровня воспроизводства. Итак, при постепенно и равномерном движении к этим показателям в ближайшие 10 лет и последующей их остановке рождаемость и смертность будут изменяться примерно так.
Отсюда видно, что при таком сценарии смертность в ближайшие 10 лет стабилизируется на нынешнем уровне – около 1,85 млн в год, а вот рождаемость так и не превысит 1,7 млн, так что убыль населения в 150-200 тыс. в год будет компенсироваться только миграцией. После же прекращения роста ОПЖ нас ждет рост абсолютной смертности. Иными словами, чтобы ее сдерживать, нужно постоянно повышать ОПЖ. Что касается рождаемости, то любое ее повышение, не дотягивающее до 2,1 детей на женщину, будет недостаточным, а такой уровень кажется совершенно недостижимым. Чтобы его достичь, нужно совершить коренной перелом в сознании людей, невозможный в условиях современного общества.
Россия вступает в новый для себя этап, когда придется столкнуться с жестокой реальностью и оставить иллюзии, что демографию можно исправить только мерами материальной поддержки без мировоззренческого, духовного, идеологического, религиозного наполнения. Это время давно ушло.