Киногид: каких премьер ждать в 2018-м и что смотреть уже в праздники
Ушедший киногод в России прошел с огоньком, если вспомнить самый обсуждаемый фильм "Матильда". Но, по данным ВЦИОМ, который интересовался вопросом о том, какой отечественный фильм россияне считают лучшим в 2017 году, пальму первенства взял не он, ее разделили сразу три картины: "Салют-7", "Последний богатырь" и "Легенда о Коловрате". Гильдия критиков фильмом года назвала "Аритмию". Каких событий ждут в 2018 году в российской и зарубежной киноиндустрии и на что стоит пойти уже в новогодние каникулы?
Что приготовили на праздники?
В праздники, кончено, можно пойти по пути наименьшего сопротивления и отправиться на традиционные "Елки Новые", где главные роли играют телеведущие, КВНщики, видеоблогеры и амбассадоры сотовых компаний вроде Дмитрия Нагиева – юмор, оливье, тонны конфетти в клиповых историях, объединенных Новым годом, любовью, спиртным и, конечно, елками.
Спортивная драма (а у нас в спорте как раз одни драмы) "Движение вверх" – стопроцентный выбор для всех поклонников "Легенды №17". Владимир Машков в роли нового амбиционного тренера баскетбольной сборной СССР начала 70-х, который собирается привести команду к победе на мюнхенской олимпиаде. Чего ждать? Работали над картиной режиссер "Легенды №17", сценарист "Экипажа", действия разворачиваются вокруг трагической Олимпиады-72, так что спортивный фильм-катастрофа обещает быть захватывающим.
Для любителей фильмов поспокойней – блистательная Джуди Дэнч в свои "80 с хвостиком" играет престарелую королеву Викторию. Идея съемок появилась после того, как были раскрыты архивы и найдены письма знаменитой правительницы – оказалось, блюстительница чести, чье имя присвоили самой сдержанной эпохе, на старости лет влюбилась, как девочка, в слугу-индийца. О высоких отношениях и тонких чувствах в викторианских костюмах – смотрите в фильме "Виктория и Абдул".
Французская комедия положений "Праздничный переполох" от создателей трогательной истории "1+1" с элементами классовой сатиры. Фильм обещает продолжить традицию создавать узнаваемые типажи и обличать сложность социальных отношений, к тому же, будет смешно.
Для детей в каникулы покажут продолжение знакомого всем "Джуманджи", фильм идет в ногу со временем, и теперь подростки попадают не на дикий остров в джунгли, а в видеоигру.
Авторы "Ледникового периода" очаруют и умилят "Фердинандом" – миролюбивым быком, которого посылают на корриду. Отечественный производитель продолжает геройско-былинную тему.
"Три богатыря и принцесса Египта" – такой дуэт может озадачить взрослых, но заинтересует детей. Из этой же серии "Чудо-юдо" – мультик про приключения древнерусских героев.
Самые ожидаемые отечественные фильмы в 2018-м
Критик и публицист Виктор Мараховский прогнозирует, что отечественный производитель в 2018 году разродится "фильмами-двойниками", причем нынешний помет будет копировать голливудские аналоги с опозданием в 2-3 года, как это обычно и бывает. Чем объяснить всевозможные копии фильмов категории "Б"?
"Очевидно, когда режиссеры презентуют проект будущего кино, которое должно стать успешным на 100% в Министерстве культуры или в Фонде кино на так называемых "питчингах", то объясняют, что надо дать им денег, потому что они собираются дать ответ вот этому конкретному голливудскому хиту, – говорит эксперт в беседе с Накануне.RU. – Съемки – дело долгое, и кто-то может получить финансирование на подобный проект еще десять раз. В итоге и получается так, что в один год выходит сразу три одинаково идиотских фильма про вампиров".
В следующем году таких фильмов будет меньше, отмечает Виктор Мараховский, но тенденция осталась – например, выйдет наш вариант "Иллюзии обмана" – это фильм "За гранью реальности" с элементами геройских комиксов, где собирают мутантов и отправляют бороться со злом, только в нашем случае – грабить казино.
Также новинки по законам успешности начинают копировать и отечественный кинопром. В ушедшем году, как мы помним, с довольно хорошими сборами прошел фильм "Легенда о Коловрате". Успех заключался больше в кассовых сборах, чем в творческих достижениях, да и критики приняли его с прохладцей, но, несмотря на все иронические рецензии, зритель пошел, а это в капиталистической системе главное. "Викинг" также в прошлом году вызвал неоднозначное отношение, Константина Эрнста (как продюсера) даже пожурили за такой кровавый разврат в духе "Игры престолов", историки, на языке молодежи, зашлись в синхронном "фейспалме", но, тем не менее, широкому зрителю киношка понравилась. Вот и дубль два – фильмы "Вещий Олег" и славянское фэнтези "Скиф". Читает описание критик Виктор Мараховский:
"Ушли в небытие гордые воины – скифы, их вымирающие потомки превратились в безжалостных наемных убийц, "волков Ареса". Ратнику Лютобору предстоит тяжелое испытание". Я не шучу – ратника зовут Лютобор! Заметим, что когда не удалось снять фильм про волкодава, то вот вся эта фэнтезийная героическая мифология рвется на амбразуру отечественного кино, компьютерные медведи штампуются в большом количестве. Даже по аннотации видно, какой там будет дикий трэшак", – комментирует эксперт.
А на волне успеха "28 панфиловцев" в 2017 году было запущено множество военных фильмов, но, по мнению критиков, событиями они уже стать не могут. Хотя бы потому, что картина о панфиловцах снималась на народные деньги, и только потом к проекту подключилось Министерство культуры. Сейчас Ким Дружинин снимает исторический фильм-экшн "Увидеть Сталина", на экране покажут историю тайного пробега прототипа танка Т-34, создатель которого советский инженер Михаил Кошкин поставил для себя цель – показать советскому руководителю свою экспериментальную машину, и останавливаться он не собирается не перед какими преградами.
"Да, я с интересом слежу за этим проектом, фильм было бы интересно посмотреть, – говорит в беседе с Накануне.RU кинообозреватель Дмитрий "Гоблин" Пучков. – В меру сил информационно помогаю данному проекту. Но, как вы понимаете, полтора миллиарда рублей, как на какую-нибудь идиотскую "Матильду", которая неинтересна вообще никому, никто не выдал. На рекламу 100 млн руб. тоже никто не даст, а без этого в капиталистическом обществе ни о каком коммерческом успехе говорить нельзя. То есть реклама – только через интернет, но этого недостаточно. Поэтому я не могу сказать, что будут какие-то гигантские сборы. Но кино, надеюсь, получится хорошее, я сценарий читал – мне понравился".
Знаменитый танк привлек внимание и других продюсеров. Так, фильм "Т-34" Алексея Сидорова (зрителю известен как автор "Бригады" и фильма "Бой с тенью") тоже планируется выпустить в прокат в 2018 году, хотя это не точно. Вообще про этот проект мало что известно, проходят ли съемки, но хайповый трейлер активно распространялся в сети, и был показан на Каннском фестивале в российском павильоне с соответствующим антуражем и боевым настроем. Сюжет фильма, как следует из описания, заключается в том, что сбежавший из концлагеря заключенный захватывает у немцев Т-34 (который они до этого, естественно, реквизировали у наших), и герою фильма предстоит сразиться один на один с немецким танком. Стоит ли идти?
"Трейлер чудовищный, просто чудовищный, я бы на месте зрителей такое "Г" не стал бы трогать даже трехметровой палкой", – отговаривает Дмитрий Пучков.
Следующий российский военный фильм, как это ни странно – но тоже о побеге из концлагеря, причем это знаменитая история Александра Печерского, офицера Красной армии, который, попав к нацистам, не растерялся и устроил восстание в лагере смерти. Интересно, что советский военный остался в истории как руководитель единственного успешного восстания в лагере смерти в годы Второй мировой войны. Рассказ о восстании лег в основу очерка Вениамина Каверина "Восстание в Собиборе". Так что представить, о чем будет военная драма, нетрудно, уже пошли сравнения со "Списком Шиндлера" и так далее. Другое дело – как подадут историю красного офицера – ведь их сегодня не жалуют на большом экране, но по удачному стечению обстоятельств, для мирового кинобомонда герой оказался евреем, и потому успех на мировом экране обеспечен – ведь холокостодрамы (конечно, по случайному стечению обстоятельств) всегда получают высшую оценку. Фильм станет режиссерским дебютом Константина Хабенского, который и сыграет главную роль.
"Во-первых, он не еврей, начнем отсюда, а советский человек, и, скорее всего, – не побоюсь таких слов – коммунист и военный, который давал присягу Советскому Союзу на верность. Вот это главное, а то, что он еврей – это сугубо вторично, – напоминает Дмитрий Пучков. – В лагере, да, отношение к коммунистам и к евреям было однозначное, их убивали в первую очередь. Но посмотрите – про евреев вам теперь рассказывают, а про коммунистов ничего не говорят. Ну, а тут хороший пример – и еврей, и коммунист, все в одном флаконе, интересно будет посмотреть. Но не сомневаюсь, что туда засунули какой-нибудь антисоветчины. Сходим, посмотрим, нельзя наперед загадывать".
Как мы уже поняли, российские творцы с каждым годом все с большим удовольствием начинают снимать фильмы по западным лекалам. Более того, появляются чисто западные жанры, например, хоррор. В этом году мировая киноиндустрия зрителей будет пугать новым "Астралом" и продолжениями других популярных мистических ужастиков. У нас в ответ экранизируют самого маэстро мистики русской классики Гоголя – причем не произведения, а его самого, как персонажа в затуманенной вселенной его собственных иллюзий. В 2018 году выйдет продолжение "Гоголя" – знаменитый "Вий".
"Я глубоко восхищен, потому что создателям хватило наглости снять телесериальчик, разбить его на три куска по две главы и каждую из этих глав выпустить под видом отдельного художественного фильма – тут уже нужна не наглость, а смелость, – говорит Виктор Мараховский. – Как мини-серил, это, как мне кажется, вполне ничего, полтора эпизода я высидел, первый фильм почти до конца досмотрел, нормально, небогато, но от души. То, что они на этом еще и денег подняли – что делать будем? Завидовать будем".
Еще один "повод для зависти" – фильм Звягинцева "Нелюбовь" номинирован на "Оскар" и даже вошел в шортлист. Российский оскаровский комитет в списке претендентов рассматривал также картины: "Аритмия" – по единодушному мнению российских фестивалей, лучший фильм года, "Матильда" – по единодушному мнению критиков, худший фильм года, и "Анна Каренина. История Вронского", про который общественное мнение внятной оценки не сформулировало.
В широком прокате фильм Звягинцева традиционно много не заработал, редкий зритель оценил новый шедевр автора "Левиафана". Получит ли "Нелюбовь" вожделенный приз от американской кионакадемии – большой вопрос, считает Виктор Мараховский, в этом году на "Оскар", скорее, мог бы рассчитывать какой-нибудь иранский режиссер или творец из Китая, снявший фильм о трудностях семьи, пережившей культурную революцию. Россия – это уже попса. А если серьезно?
"В самом начале девяностых, когда наше руководство заявило о разрушении страны и объявило самороспуск СССР, дабы утешить общество, дали "Оскар" Никите Сергеевичу Михалкову за "Утомленных солнцем". И потом все отечественное кино лет еще 15 из всех сил пыталось снять для западного фестиваля такое вот нечто страшное про Россию. И вы знаете, иногда получается. Но получается раз в 15 лет. Еще недавно я бы сказал – нет, "Оскара" "Нелюбовь" не получит, но с учетом того, что в нынешнем году приз за лучший фильм получила художественная драма о непростой жизни чернокожего гея-подростка, – читатели ваши даже, наверное, и не смотрели? И никто не смотрел! – а он получил номинацию как лучший фильм в мире. Так что сейчас "Оскар" может получить все что угодно".
Что снимают за рубежом? – Фильмы про Россию!
Что касается Голливуда, то в наступившем 2018 году ожидается премьера экранизации романа бывшего сотрудника ЦРУ "Красный воробей" – опять же, про нас! Возвращаемся к временам Ла Карре и романтике Холодной войны? Главную роль отдали Дженифер Лоуренс, которую не покидает птичья личность – здесь сойка-пересмешница станет красным воробьем, офицером российской разведки с простым русским именем Доминика. Сотрудница ФСБ переходит на сторону американцев, чтобы заручиться поддержкой Вашингтона в борьбе с бывшими друзьями. Стоит смотреть?
"Лично меня судьба предателей не сильно интересует, - говорит Дмитрий "Гоблин" Пучков в беседе с Накануне.RU. - Если поставить кино про генерала Власова, в моем отношении к данному персонажу ничего не изменится – это предатель, подонок и тварь, справедливо повешенная. Если вот этого "Красного воробья" в конце фильма повесят, ну, тогда, наверное, да – интересно посмотреть".
Снимают на Западе не только про наши спецслужбы, но и про наши Вооруженные силы, а если точнее – флот. Трагедия атомного подводного ракетоносного крейсера "Курск" вдохновила французских, бельгийских и люксембургских кинематографистов на создание одноименного фильма. Авторы уверяют, что именно их лента расскажет о том, что же произошло на самом деле 12 августа 2000 года в Баренцевом море. В основу киноленты "Курск" положили работу британского тележурналиста Роберта Мура "Время умирать".
Фильм "Сибирь" Киану Ривза в России покажут в течении 2018 года, точная дата пока неизвестна, как и сама причина, почему Ривз решил снимать кино про Россию. Вообще, конечно, актер завидно отличается от общей массы голливудского бомонда своей вдумчивостью и "незвездностью", но не до такой же степени, чтобы ехать снимать кино в Сибирь? Да, не до такой – съемки будут проходить в Канаде, но в нашей стране "Нео" уже побывал, собрал фактурку. Никакой политики: "Сибирь" – это криминальная драма с яркой любовной линией. По мнению Ривза, в Сибири мечтает побывать каждый путешественник.
"Ну, парень он способный, как к личности я отношусь к нему с уважением, силен Киану. Во всяком барахле, в фильме с мерзостью он не снимался. Чего ждать от фильма – если про уголовников, то это, наверное, так… боевик. Хотя и там нас покажут с самых замечательных сторон", – поделился ожиданиями Дмитрий Пучков.
Британская киноиндустрия, обрадовав нас в прошлом году патриотическим "Дюнкерком", в январе дорадует окончательно очередной военной драмой про Уинстона Черчилля. Лента "Тяжелые времена" сделает ключевым персонажем острого на язык премьер-министра. Ключевым не только в кино, но и в мире. Фильм Джо Райта покажет, как Черчилль вел свою борьбу против Гитлера, как он собрал народы Европы и не только Европы, чтобы всем вместе вдарить по фашисткой заразе. Конечно, как это часто бывает, о нежелании открывать второй фронт вряд ли расскажут. А ведь пока большая часть Европы сражалась против Советского Союза в рядах гитлеровцев, через линию фронта к Винни на бомбардировщике летал Молотов, второй человек в нашей стране, чтобы договориться с тем самым – кого сегодня представляют спасителем человечества – спасти человечество.
После войны из Черчилля, действительно, сделали настоящий культ, для англичан он – символ победы. Что же касается наших символов победы – предводителей, то даже главнокомандующий войск в современном российском кино – в лучшем случае фигура умолчания, что расстраивает. Ну, раз мы не снимаем про Сталина фильмы, то те же британцы постарались тут за нас. В прокат выходит комедия черного юмора "Смерть Сталина". Многие сомневались, что фильм получит прокатное удостоверение, но премьера состоится в январе без лишнего шума.
"Как могли бы не пустить в прокат фильм, который поливает грязью руководителей Советского Союза? Тут никаких сомнений быть не может. Это именно то, что должны видеть российские зрители. Коммунисты – они же "плохие". Гитлер "правильно делал, что убивал коммунистов", Гитлер-то "хороший" – к этому, увы, ведет антисоветская логика", – комментирует Дмитрий "Гоблин" Пучков.
Картина снята по графическому роману (грубо говоря, по комиксу), режиссер Армандо Иануччи известен своими комедиями в жанре политической сатиры, действие происходит в начале 1950-х годов, когда после смерти Сталина начинается борьба за власть. Были общественники, которые выступали против этого "шедевра".
"Если какой-то депутат вылезает со словами "а давайте запретим данный фильм" – это говорит только о том, что депутат не знает законов. Потому что по закону Министерство культуры в принципе не может не давать прокатное разрешение, – говорит Виктор Мараховский. – Что касается черной комедии "Смерть Сталина" – мы вообще не поймем, о чем это, потому что это их капустник, их личные Сталин, Берия, Маленков и Хрущев, к реальным историческим персонажам никакого отношения не имеющие".
Что же касается любителей экспертиз и пылающих автомобилей, Виктор Мараховский хотел бы отметить "Матильду" особо как фильм, который так и не стал событием прошлого года.
"Никто, даже Наталья Владимировна Поклонская не в состоянии делать пиар для нового фильма, если это просто тупое и дрянное кино. Учитель знаменит тем, что за всю свою карьеру не снял ни одного фильма, который окупился бы в прокате. Зачем человеку, который всю жизнь снимал какие-то экзальтированные фильмы про адюльтеры и треугольники, альковы, подвязки и кружевное бельишко, дали в руки такую дикую сумму денег, и что ждали чего-то другого, а не чулки? Зачем дали – это главная загадка. Зато "Матильда" теперь – такой вечный и незримый эталон, пример того, как нельзя. Нельзя, блин, выдавать деньги по признаку "ну, свой пацан", еще и "царебожников" всколыхнул ненароком".
Накануне.RU желает всем приятного киногода. О самых волнующих новинках мы будем сообщать на страницах нашего издания на протяжении 2018-го, а в новогодние каникулы советуем смотреть больше классических фильмов "на все времена" и советских комедий. Ну и, конечно, ходить в кино всей семьей, ведь оно для нас по-прежнему важнейшее из искусств.