Миграция меняет лицо России
Россия стремительно меняется. Меняется ее этнический, языковый, конфессиональный состав – весь социокультурный облик страны, что в конечном итоге изменит Россию как цивилизацию. Это все происходит на наших глазах. Крайне низкая рождаемость русских компенсируется намного более высокой рождаемостью у других народов России и миграционным приростом. С 1991 года страна "приросла" почти 10 млн мигрантов, но даже это не спасло от убыли населения – настолько катастрофичными стали демографические последствия разрушительных "реформ". При этом руководством России сделана негласная ставка на миграцию для сохранения численности населения страны. Возможно и даже вполне вероятно, что это действительно позволит сохранить численность. Но позволит ли это сохранить единую страну? Об этом – в материале Накануне.RU.
Русские убывают. Кавказ и Средняя Азия прибывают
Уже перепись населения 2010 года зафиксировала огромные изменения этнического состава России по сравнению с переписью 1989 года. Называть его национальным неверно по той причине, что только в СССР слово "национальность" использовалось для обозначения этнической принадлежности. В Европе, откуда оно родом, национальность (nationality) – это гражданство, поскольку государства и нации там суть одно и то же. Поэтому вместо европейского политического термина "национальность" для России следует использовать более точный термин этничность. Так вот всего за 21 год этнический состав России претерпел кардинальные изменения, и можно не сомневаться, что перепись 2020 года зафиксирует еще большее изменение баланса.
Да, русские остаются наиболее многочисленным и державообразующим народом России, оставляя далеко позади всех вместе взятых, и это положение сохранится еще много десятилетий. Но в демографических процессах важна динамика. А она бросается в глаза. Если в 1989 году русских было почти 120 млн, то в 2010 году – всего 111 млн. Доля сократилась с 81,5% до 77,7%. На первый взгляд, 3,8% – это не так уж и много, но не за такой короткий срок.
Второй по численности графой стали те, кто не указал свою этническую принадлежность, и их доля за 21 год выросла – внимание! – в 363 раза. В 2010 году таких было 5,6 млн против 15 тыс. ранее. Это говорит о том, что огромная масса людей перестала воспринимать себя как часть общности и стала – как индивидов. С одной стороны, размывание идентичности является глобальным процессом. Но с другой – посмотрим на этнический состав далее.
Татары остались вторым по численности народом, почти не изменив свою численность – 5,3 млн. А вот украинцев и белорусов стало меньше более чем на 50%. В результате украинцы скоро потеряют даже третье место по численности, а белорусы уже в 2010 году опустились на 16 строку. Этот факт можно объяснить. Те жители России, кто считал себя украинцами и белорусами, стали считать себя просто русскими. И речи быть не может о массовом их бегстве на Украину и в Беларусь, где фиксировался бы совершенно другой миграционный приток. Значит, эти жители России (около 3 млн) легко ассимилировались, может быть, даже незаметно для себя. Это указывает на большой потенциал прироста русских за счет выходцев с Украины и Беларуси, которые в России быстро ассимилируются. И в этих условиях, за счет белорусско-украинского притока, убыль русских на 9 млн за 21 год тем более является катастрофой.
Другие этнические группы демонстрируют динамику, из которой можно сделать важные выводы. В таблице приведены в порядке убывания все этнические группы России численностью более 100 тыс., причем красным цветом выделены те, численность которых уменьшилась. Видно, что большинство этносов стали многочисленнее, а некоторые и вовсе увеличились в разы. Так, турков стало в 10 раз больше, таджиков – в 5 раз, армян, ингушей, узбеков, киргизов – более чем в 2 раза, чеченцев, аварцев, азербайджанцев, даргинцев, кумыков, лезгин, лакцев, табасаран – более чем в 1,5 раза. То есть быстро прирастают этносы Кавказа и Средней Азии.
Кто же убывает? Прежде всего, это русские, украинцы и белорусы. Во-вторых, это чуваши, мордва, удмурты, марийцы, коми. В-третьих, резко уменьшилось число немцев и евреев, которые после 1991 года уехали на свою историческую родину. Это позволяет сделать следующий вывод: в России быстро убывают коренной народ – русские, а также те этносы, которые веками живут среди русских и почти слились с ними (чуваши и др.). А вот прирастают те этносы, которые компактно проживают на своей земле, но относительно обособленно от русских, а не среди них. Это важнейший эмпирический факт, который представляет настоящую угрозу для внутренней стабильности России, поскольку упрощенно этнокультурная динамика выглядит так: русские и очень близкие им этносы теряют идентичность и убывают (а это внутреннее ядро государства), а этносы периферии государства или ближнего зарубежья, напротив, прибывают. Еще более упрощенно можно сказать так: центр убывает, периферия прибывает – и числом, и в центр, замещая исчезающих в центре.
Этническая картина России стала более пестрой. Если в 1989 году этносов численностью свыше 100 тыс. было 37, то в 2010 году – уже 41. Из них выросли 29, из которых 16 преимущественно исповедуют ислам. Всего численность этих этносов исламского вероисповедания выросла с 4,5 до 7 млн – более чем в 1,5 раза. Разумеется, мусульман в России гораздо больше, речь идет о численности самих этносов мусульманской культуры. Почему этнический состав страны так быстро и так резко изменился?
Вымирание при миграционном приросте
С 1992 года Россия вымирает. Точнее говоря, вымирают русские и смешавшиеся с ними этносы. Этносы Кавказа и Средней Азии растут или приезжают в страну. В целом по России естественный и миграционный прирост приведены на графике, из которого все видно: коренное население замещается мигрантами. Эти мигранты не такие чужие для России, как мигранты для Европы, поскольку веками живут рядом с русскими и во многом представляют ту же евразийскую цивилизацию. Проблема в том, что уникальная евразийская цивилизация возникла вокруг русских и с убылью русских может претерпеть очень болезненные изменения, вызванные изменением этнического и конфессионального баланса внутри нее. Да, у нас еще есть время, в отличие от европейцев, которым уже не помочь. Беда в том, что признаков улучшения не наблюдается. Русских становится все меньше…
Старые русские и молодые мигранты
Происходящие изменения можно проиллюстрировать графиком возрастной структуры населения России и мигрантов. На нем бросается в глаза тот факт, что процент мигрантов в возрасте от 15 до 40 лет в 1,5-2 раза превышает процент россиян в тех же возрастах. Например, если среди россиян доля людей 25-29 лет составляет 8%, то среди мигрантов это почти 14%. Причины этого понятны: в Россию едут работать в основном молодые люди. Но это постепенно меняет пропорции между россиянами и мигрантами, причем сильнее всего именно в молодых возрастах. То есть скорость наполнения России мигрантами в возрастной категории 15-40 лет примерно в два раза выше, чем в целом по всем возрастам.
Всего с 1992 года население России сократилось на 13,3 млн за счет превышения смертности над рождаемостью. За тот же срок Россия приросла на 9,4 млн за счет миграционного прироста. Что будет дальше? Россия будет сползать в пропасть. Называть это ямой слишком оптимистично. По прогнозу Росстата, который сделал три варианта – высокий, средний и низкий, убыль населения резко ускорится. Отметим, что низкий вариант прогноза является инерционным, т.е. при сохранении текущих рождаемости и смертности. В этом случае уже через несколько лет Россия будет вымирать на полмиллиона в год. Естественно, это приведет к росту миграции. Поскольку предпосылок к существенному изменению демографической динамики нет, наиболее вероятным представляется вариант на графике, когда естественный прирост будет близок к самой низкой кривой, а миграционный – к самой высокой.
Но даже в этом случае население России будет изменяться примерно так.
То есть в ближайшие годы за счет миграции население страны будет примерно постоянным, и самая большая опасность – что этот факт может использоваться для оправдания текущей демографической политики (точнее, ее отсутствия). Так, в отчете РАНХиГС о миграции по итогам 2017 года говорится: "Этого пока достаточно, чтобы компенсировать возобновившуюся естественную убыль населения, но рост населения страны будет незначительным". Фраза сама по себе характеризует демографические взгляды власти, которая негласно делает ставку на миграцию. В дальнейшем же и миграция не сможет удерживать население на прежнем уровне. А значит, она будет увеличиваться, чтобы не допустить снижения численности населения, на которое власть пойти не может. Вероятно, это будет сделано через упрощение программ переселения в Россию или работы в России.
Россия перестает быть русской и становится "евразийской"?
Общая картина демографических процессов на ближайшее будущее ясна: ускоряющееся вымирание при нарастании миграции. До 2035 года население сократится еще на 11-12 млн, а миграционный прирост составит 7-8 млн. С 1992 года потери населения составят около 25 млн, а миграция – около 17 млн. То есть исчезнет шестая часть населения и почти целиком будет заменена приезжими. Как это изменит социокультурный облик страны?
Уже сейчас можно констатировать резкий рост числа межэтнических браков. Так, если в середине 90-х годов доля смешанных браков в Москве составляла 22%, то в середине 2000-х – уже 58%. Вероятно, сейчас эта цифра еще выше. Каждый год около 15% браков, заключаемых в Москве, являются смешанными. При этом характерно, что русские женщины почти в два раза чаще создают смешанную семью, чем русские мужчины. Это значит, что русские мужчины гораздо больше хотят иметь русскую жену, чем те – русского мужа. Иными словами, русские мужчины в меньшей степени соответствуют предъявляемым требованиям, поскольку их легче отклоняют в качестве потенциальных супругов. Может быть, это связано с тем, что многие русские мужчины утратили те качества, которые привлекают женщин: чадолюбие, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, готовность самостоятельно обеспечивать семью?
Сегодня в Москве браков между уроженцами Москвы насчитывается около 40% процентов. Примерно столько же – с участием приезжих. Еще 20% – между самими приезжими. Но это среди всех браков. Можно предположить, что среди молодых московских семей подавляющее большинство браков уже сейчас заключается с участием приезжих. То есть в Москве уже сегодня русские браки составляют меньшинство. При этом интересно, что в смешанных семьях в 70% случаев родители все равно считают ребенка русским. Безусловно, это говорит о том, что присутствует фактор ассимиляции. Однако сама русскость претерпевает неизбежные изменения.
Если считать от конца XIX века, когда Москва была этнически почти однородной, то исходный генофонд русских москвичей на 70% будет заменен примерно за 10 поколений. Это около 250 лет, более 100 из которых уже прошли. Значит, максимум к середине XXII века Москва по существу перестанет быть русской и станет "евразийской".
По словам ведущего научного сотрудника Института общей генетики РАН Ольги Курбатовой, за последние годы количество браков с уроженцами Кавказа в Москве выросло в разы (по одним подсчетам, в четыре раза, по другим – в десять). В СССР среди межэтнических браков в Москве самыми распространенными были браки по модели "русская - украинец", далее шли "русская - "еврей", "русская - белорус", "русская - армянин", "русская - татарин". Сейчас же доля русско-украинских браков уменьшилась наполовину, и с ними практически сравнялись браки между русскими женщинами и мужчинами-армянами. Русско-еврейских браков стало гораздо меньше, зато в рост пошли браки с грузинами и азербайджанцами (соответственно в 4 и 7 раз), а также с другими народами Кавказа (рост более чем в 10 раз) – дагестанцами, чеченцами, ингушами и др.
Всего в России сейчас примерно 25% живет в смешанных семьях. А вот отношение к этому явлению в целом нейтральное: около трети относятся положительно, около трети – отрицательно, около трети – затрудняются ответить. Ясно, что чем дальше, тем больше крен будет смещаться в сторону положительного отношения к межэтническим бракам.
Последний оплот – евразийская идентичность
Итак, будет возрастать не только миграция, но и увеличиваться число смешанных семей и детей в них. К каким последствиям это приведет? Идентичность русских будет размываться все больше. С одной стороны, будет выплавляться новый евразийский тип населения России, с другой – расти протест против миграции, ислама, жителей Кавказа и др. Сталкиваясь с исламом, будет расти протест разных движений, "активистов" и провокаторов. По существу это крик души, утратившей идентичность и понявшей это со всей ясностью. В то же время религиозная идентичность тоже будет нарастать, но приобретать поверхностные формы.
Способно ли будет российское общество "переварить" эти изменения, сейчас не знает никто. Однако при этом важно не поддаться глобальной разлагающей "толерантности", когда у российских граждан вообще не останется никакой идентичности. Сейчас подавляющее большинство мигрантов – это выходцы из СНГ. С ними же заключается и подавляющее большинство межэтнических браков. Это значит, что цивилизационная идентичность у россиян все-таки сохраняется. Важно не утратить этот последний оплот.
Большой опасностью являются сами российские законы и конституция, которые не предполагают никаких установленных форм идентичности, кроме гражданства. Остальные считаются "личным делом каждого", т.е. несущественным фактором. Да и само гражданство имеет только то преимущество, что фиксируется документально. По конституции (ст. 19), "государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений".
В этих условиях, когда государство не считает вопрос идентичности важным, повторяя либерал-глобалистские лозунги, ожидать решения демографических проблем бесполезно. Россия будет вымирать и дальше, миграция будет увеличиваться, а власть будет ссылаться на "общемировые тенденции". Об этом, например, свидетельствуют слова министра труда Максима Топилина на последнем форуме ОНФ, где он заявил, что нужно делать ставку не на рождаемость, а на миграцию.
"Рождаемость сегодня – это не тот фактор, который… может дать увеличение населения, если не учитывать миграцию… Мы по уровню рождаемости, по суммарному коэффициенту, находимся в очень неплохой ситуации по отношению к развитым европейским странам. А вот что касается смертности, то мы находимся на уровне неевропейских стран", – сказал Топилин.
По сути, он заявил: правительство довольно тем, что в России рождаемость не ниже, чем в вымирающих странах Европы. Эта преступная позиция не оставляет никаких надежд на правительство. Единственная надежда – только на самих себя.
Как точно отметил директор Института демографических исследований Игорь Белобородов, в конечном итоге "виноваты будут не мигранты и власть, а наше собственное нежелание иметь детей".