"Поеду куда угодно. Меня можно щупать, сколько хотите". Как коммунисты выдвигали Павла Грудинина
"В КПРФ наконец-то появился рок-н-ролл"Выдвижение кандидатуры директора совхоза имени Ленина Павла Грудинина на выборы президента России взорвало медиа и соцсети. Отвыкшая от серьезного внимания федеральной прессы КПРФ получила полный аншлаг на своем съезде. Коммунисты сделали "ход конем" и "оседлали" повестку. Вопрос в том, сумеют ли "красные" развить успех и конвертировать сочувствие левой идее в народе в реальные проценты и голоса. О том, как происходило выдвижение Павла Грудинина, которое Накануне.RU прогнозировало еще 14 ноября, читайте в нашем материале.
В подмосковный санаторий "Снегири", где проходил съезд, первым прибыл глава КПРФ Геннадий Зюганов. Он сразу дал понять, что слухи о расколе в партии, якобы благодаря которому президиум ЦК решил рекомендовать съезду беспартийного подмосковного бизнесмена в качестве кандидата в президенты, беспочвенны. Зюганов решительно заявил, что создание и поддержка народных предприятий – его идея, и тем самым дал понять, что слава одного из руководителей такого предприятия Павла Грудинина как наиболее эффективного складывалась не без его участия.
Появление в фойе конференц-зала самого гендиректора совхоза произвело фурор. Он с трудом смог протиснуться к стойке регистрации, то и дело задерживаясь для того, чтобы дать комментарии журналистам.
Съезд начался с демонстрации фильма об успехах совхоза Грудинина. Впрочем, делегатам директор предприятия с ласкающим слух аудитории названием был давно известен. В кулуарах собрания корреспонденту Накануне.RU рассказывали, что уже несколько лет подряд члены партии ездят туда заготавливать клубнику. Общая атмосфера съезда настраивала на мысль, что выдвижение Грудинина – уже дело решенное.
Зюганов ясно дал понять, что ситуация в партии полностью в его руках, а кандидатура Грудинина – его решение. Предвыборную программу на съезде озвучил именно лидер КПРФ. По сути, его доклад представлял несколько вольный пересказ программы "10 шагов к достойной жизни", озвученной на Московском экономическом форуме. Новой стала только позиция по так называемой "русской статье". Зюганов с трибуны съезда пообещал реабилитацию заключенным по 282 статье Уголовного кодекса об экстремизме.
Грудинин подтвердил, что полностью поддерживает программу, предложенную Зюгановым.
"Не буду раскрывать вам программу, ее лучше всех раскрыл Геннадий Андреевич. Я только хотел сказать большое спасибо Коммунистической партии Российской Федерации", - говорил в своем выступлении Грудинин. Директор совхоза имени Ленина заявил, что и Левченко, и Локоть, и Афонин достойны того, чтобы быть кандидатами в президенты от КПРФ.
"Но получилось так, что Геннадий Андреевич убедил Президиум, что именно сплав этих людей (руководства КПРФ, - прим. Накануне.RU) и того, что сделал совхоз имени Ленина, будет эффективным", – заявил Грудинин.
Член Президиума ЦК партии Леонид Калашников в кулуарах съезда рассказал корреспонденту Накануне.RU, что только трое из 18 его членов голосовали против решения предложить съезду выдвинуть Грудинина. В политических телеграм-каналах распространялась информация, что противником этого решения был губернатор Иркутской области Сергей Левченко, анонимные аналитики уже начали искать свои "башни" внутри КПРФ и кланы. Однако в разговоре с корреспондентом Накануне.RU Левченко опроверг слухи о том, что был против выдвижения Грудинина.
"Поеду куда угодно, меня можно щупать, сколько хотите", – говорил Грудинин с трибуны съезда. На перспективы президентской кампании Грудинина в партии, как оказалось, смотрят с оптимизмом. И он сам попросил, чтобы его избирательный штаб возглавил Геннадий Зюганов, очевидно для того, чтобы успокоить скептиков внутри партии.
На вопросы о низкой узнаваемости кандидата в КПРФ справедливо отвечали, что ядерный электорат партии и патриотическое движение знакомы с Грудининым достаточно хорошо, а то, что директором совхоза имени Ленина не интересовалась большая пресса – проблемы большой прессы.
Если за Грудининым весь день охотилась пресса, то "серому кардиналу" патриотической коалиции, экономисту Юрию Болдыреву, проходу не давали счастливые партийцы.
"Головы вы всем поставили на место, спасибо!"
"Участие? Ничего себе участие! Вы тут самый главный организатор".
"Юрий Юрьевич, Чита вас приветствует!"
"Мы из Черноголовки. Спасибо вам, но наши ученые надеялись, что все-таки вас сделают кандидатом". – "Понимаете, мы формируем команду, не толкаемся локтями, а готовы подставить плечо", – объяснял Болдырев.
По его словам, работа над коалицией в новом формате началась в 2012 году после нерегистрации на президентских выборах генерала Леонида Ивашова. Однако качественно новый уровень кооперации с коммунистами начался после провала КПРФ на думских выборах в 2016 году.
Со сцены съезда Болдырев отдельно отмечал, что весь год федеральная пресса игнорировала сам факт объединения патриотов под знаменами КПРФ, и решением выдвинуть Грудинина патриотам и коммунистам удалось пробить стену молчания. Теперь Грудинина "приголубят на всех дождях", но он-то будет везде говорить, что идет от КПРФ и патриотов, говорил Болдырев.
Вопрос: Все закончилось так, как вы хотели, как планировали?
Юрий Болдырев: Все верно, кроме слова "заканчивается". Могу сказать одно - за этим стоит огромная работа не одного года. Работу начали после неуспешного выдвижения генерала Ивашова в 2012 году. Его тогда не зарегистрировали. И мы начали искать правильную формулу. Все люди очень амбициозные, все хотят быть первыми, а мы сумели найти формулу, когда ни Савельев не подчиняется Филину, ни Филин Савельеву. Создали структуру как совещание национально-патриотических сил. Далее создали блок для переговоров с КПРФ. Но возобновились переговоры всерьез, к сожалению, только после поражения КПРФ на думских выборах.
Вопрос: Но КПРФ его не признала ведь.
Юрий Болдырев: По сути, надо понимать, что если вы сильны сами по себе, то вам не нужны партнеры. Нужда в партнерах возникает, когда ты видишь, что не вытягиваешь. Это не в упрек, это, слава Богу, что они это увидели. Нужда в партнерах возникает тогда, когда ты видишь, что дальше в одиночку – путь в никуда.
Вопрос: Но еще недавно же бытовало мнение, что путь в никуда, путь, грубо говоря, на место четвертой-третьей партии страны - это нормально и неизбежно.
Юрий Болдырев: Я бы сказал так, вот мы ПДС НПСР – для нас путь в никуда был бы не страшен, если бы рядом было еще несколько подобных организаций. Если рядом были другие мощные коммунистические и одновременно национально ориентированные организации, представленные в парламенте, то, конечно, не страшно. Одни проиграли, другие пришли на их место. Но если такая организация оказывается в единственном числе, а все остальные просто подставные, тут уже надо думать, как ее сохранить, развернуть, влить новую кровь, влить новые смыслы, собрать союзников.
Вопрос: А кто начал переговоры, вы или КПРФ?
Юрий Болдырев: Переговоры велись всегда, контакты были всегда. Но люди то контактируют, то отдаляются. Но приведу пример: если скажу, что я человек честолюбивый, сказал бы, что я, а если я человек, который хочет приподнять партнера, то я, конечно, скажу, что это его воля. И такая и такая версия имеют право на существование. Но главное, что мы это продолжили, мы договорились о едином плане работы.
Характерно, что рядовые партийцы находились в необычайном воодушевлении, читали нотации журналистам федеральных каналов, которые записывали стенд-апы об ослаблении позиций КПРФ, очень обижались на любые скептические высказывания по поводу электоральных перспектив Грудинина. Парадоксальным образом, своим решением не выдвигаться Зюганову удалось сплотить партию вокруг себя и воодушевить. "В КПРФ наконец-то появился рок-н-ролл", – делился с Накануне.RU молодой депутат из республики Коми.
В кулуарах часто звучал вопрос, стоит ли теперь попытаться перехватить электорат у блогера Алексея Навального или же даже начать сотрудничество. Задавали такой вопрос и Юрию Болдыреву.
"Это теперь воля кандидата и его штаба. Нужно подтягивать всех избирателей, но не дать себя дискредитировать. Один шаг, одно неаккуратное слово... и дискредитация всего дела", – отвечал Болдырев.