Рубль отпускают в свободное плавание или отправляют в шторм?
В Правительстве думают о полной либерализации валютного контроляУже в текущем году может быть проведена полная либерализация валютного контроля. Минфин запустил обсуждение отмены всех действующих в РФ валютных ограничений для юридических лиц и граждан. Для физлиц уже действует ряд послаблений: от валютного контроля избавлены россияне, живущие за границей более 183 дней в течение календарного года. Новый этап упростит работу экспортерам, они уже не будут обязаны возвращать валюту в Россию для проведения репатриации. Такая либерализация сопряжена с рисками для экономики, указывают эксперты: спекулянтам станет еще легче управлять курсом нацвалюты в условиях нестабильности, кроме того фактическое упразднение валютного контроля поспособствует еще большему увеличению оттока капитала из страны.
Подробности реформы озвучил заместитель министра финансов Алексей Моисеев:
"У нас есть три принципиальных ограничения, которые сохранялись: первое – это репатриация выручки экспортеров, второе – это обязанность возврата авансов по импорту, и третье – это ограничения режима счетов для граждан (валютных резидентов РФ – ред.)".
По его словам, проект обсуждается с ФНС, ФТС и Центральным банком. О сроках официального внесения документа в ГД чиновник не сообщил.
Напомним, с 1 января 2018 г. изменилось понятие валютного резидентства для физлиц, поправки в закон о валютном контроле также готовил Минфин. При пребывании за границей более 183 дней предусматривается освобождение от обязанности уведомлять налоговую о счетах и вкладах в иностранных банках, также разрешены любые валютные операции. Среди имеющихся валютных ограничений для физических лиц действительно есть нерациональные, отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Так, если гражданин России живет за границей, то он обязан осуществлять расчеты только через российские банки.
"В некоторых местах это технически невозможно сделать, потому что российские банки физически отсутствуют. А штраф за проведенные операции не через российские банки достигает 100% от суммы операции. Понятно, что это борьба с легализацией незаконных доходов и уходом от налогообложения, но оформлено это крайне неаккуратно. В части таких перегибов необходимо ослабление валютного регулирования", – рассказал Накануне.RU экономист.
Однако либерализация валютного контроля в отношении экспортеров означает снятие последних слабых ограничений, сдерживающих отток капитала, добавляет Делягин.
"Формально снятие ограничений облегчат вывод денег из России, но оно носит символический характер. Послабления будут иметь значение в критической ситуации, когда даже временная репатриация экспортной выручки будет позволять стабилизировать валютный рынок. Отказ от репатриации валютной выручки в этих условиях позволит спекулянтам значительно сильнее раскачивать валютный рынок и получать значительно большую прибыль за счет большего разрушения российской экономики. Сейчас угроза несерьезна, поскольку ситуация стабильна и рубль укрепляется. Но в ситуации дестабилизации эта вещь будет абсолютно пагубной. И позиция Банка России, который с осторожностью относится к идее Минфина, понятна: хотя регулятор отрицает свою конституционную обязанность обеспечения стабильности рубля, над ним постоянно висит домоклов меч – опасение того, что руководство России Конституцию вспомнит", – рассказал эксперт.
Примечательно, что в конце 2017 г. министерство продвигало обратную инициативу – ограничения конвертируемости рубля в кризис. Предлагалось дать Правительству в ручном режиме устанавливать обязательство продажи валютной выручки, право на покупку валюты по проекту Минфина компании могли получить лишь с разрешения властей. Проблемы с нехваткой валюты уже возникали во время кризиса 2014 г. Экспортеры придержали валюту на балансе, вмешиваться пришлось лично президенту, "по дружбе".
"Два дня назад я с некоторыми из них разговаривал по телефону, по дружбе, и задал вопрос: что же вы придерживаете? Я, кстати, не заставлял ничего делать. "Нам нужно платить по кредитам скоро". Я говорю: понятно, а если по сусекам поскрести, можно на рынок выйти? Подумал, через секунду отвечает: 3 млрд долларов у нас есть. 3 млрд в загашнике – понимаете, о чём идёт речь? Это же не 30 копеек. Это только у одной компании 3 млрд в загашнике. Так вот по 3 млрд, знаете, наберется не 30, а, может быть, 300 млрд", – рассказывал президент на пресс-конференции.
Однако он тут же оговорился, что "заставлять" продавать валюту нельзя. Курс на либерализацию остался неизменным.
Между тем ужесточение контроля в нестабильные времена – справедливая практика, это тот случай, когда Правительство намеревалось использовать разумный западный опыт.
"Когда в 2011 г. европейцы думали, не банкротить ли Грецию, и были неопределенные перспективы европейского финансового рынка, руководство Великобритании официально заявило: есть еврозона покажет признаки дестабилизации, то Великобритания оставляет за собой право ограничить трансграничное движение капитала. Великобритания крупная рыночная экономика, член ЕС, ее фунт стерлингов – одна из пяти полностью свободно конвертируемых валют, но даже для королевства в критических условиях ограничение движения капитала необходимо. Российские либералы справедливо рассудили: то, что позволено Юпитеру, не позволено быку", – замечает Михаил Делягин.
Отдельные эксперты связывают решение Правительства РФ с ожиданием публикации Минфином США доклада "об олигархах и полугосударственных организациях России", на основании которого будут приняты решения о санкциях. Обещание либерализации валютного режима – попытка помириться с Западом путем сдачи ему в рабство, категорично заявляет известный экономист, бывший заместитель председателя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев.
"Масштабное снятие ограничений для валютно-финансовых операций при столь слабой и зависимой от Запада экономики как нынешняя российская, это ужесточение колониального выкручивания рук Западом нам с вами. Это пресечение самой возможности как-то отвязаться от диктата Запада и начать свою жизнь. И это еще и публичная демонстрация того, что мы даже не пытаемся жить самостоятельно, мы стоим на коленках и готовы опуститься перед Западом еще ниже, лишь бы он нас простил.
Сделано это перед тем, как в США предадут огласке результаты расследования того, сколько приближенные и друзья президента, по существу, украли и вывезли из страны, где это находится и что с этим собираются США делать. В преддверии этого наша власть принимается декларировать свои попытки вымолить прощение. Это, прежде всего, ужасающе позорно. Утечка капитала в данном случае важна, но второстепенна. Это прежде всего демонстрация абсолютной покорности", – поделился своим мнением с Накануне.RU экономист.
Болдырев добавляет, что власть поставила страну в настолько уязвимое положение, что внешние факторы, такие как санкции Штатов, всегда влияют на экономику сильнее, чем любые действия Минфина.
Впрочем, урон новые идеи Минфина наносят небольшой – валютный контроль в России отсутствует уже давно, добавляет Делягин:
"В целом валютное регулирование в России отсутствует. Российские либералы отказываются от идеи реального валютного регулирования просто потому, что современный либерализм служит не своей стране и народу, а глобальному бизнесу, который носит спекулятивный характер. Поэтому либералы, даже работающие в Правительстве и Банке России, де-факто служат интересам не России, а спекулянтов. Для спекулянтов наличие даже самых слабых валютных ограничений неприятно и ограничивает тот объем денег, который можно выкачать из России. Исключительно в интересах спекулянтов и против интересов России замминистра финансов планирует снять валютные ограничения".
Отметим, что изначально Минфин предлагал законопроект об отмене для начала только обязательной репатриации выручки в рублях. Ранее в Минфине говорили, что это позволит экспортерам использовать рубль в международных расчетах без каких-либо ограничений, а также заимствование в российской валюте на зарубежных рынках. Однако для того, чтобы любая валюта была международно признанной, нужно нечто большее, чем решения Минфина. Международной валюту делает национальное производство, говорит экономист, член Генсовета "Партии Дела" Андрей Паршев.
"Когда валюта является сырьевой, как рубль, норвежская крона или канадский доллар, то и отношение к ней соответствующее и от циркуляров Министерства финансов оно никак не изменится. Поэтому к таким заявлениям нужно относиться со скепсисом. Будет ли рубль использоваться в международных расчетах, зависит только от долгосрочной экономической политики, задачей которой будет являться рост и диверсификация промышленного производства", – рассказал он Накануне.RU.