Журналист и жертва террора. Зачем в Екатеринбурге переименовывают улицу Володарского?
Епархия и власти хотели бороться с "улицами имени террористов", а получается наоборотМетодичная десоветизация, запущенная в 90-е годы, усилилась в 2018 году, этот процесс в столице Урала объединяет совершенно разные силы: митрополит Кирилл и мэр Евгений Ройзман что ни день выступают в СМИ с предложениями переименовывать улицы – убирать советские, возвращать дореволюционные либо придумывать новые. Да что улицы – Свердловскую область некоторые хотят превратить в Екатеринбургскую или даже Романовскую.
Переименователи от власти зачастую встречают отпор от простых жителей, наталкиваются на протесты (сразу 13 (!) общественных организаций Среднего Урала выступили с открытым письмом к губернатору Евгению Куйвашеву с просьбой "прекратить политику огульного переименования всего и вся"), но деятельности своей не прекращают.
На днях и Владимир Путин выступил в защиту советского прошлого, призвав не трогать Мавзолей Ленина и сравнив покоящееся там тело с мощами святых. Вторя ему, Куйвашев "как губернатор" заявил, что в таких вопросах надо опираться на мнение народа. Но "от себя", говоря про памятник Ленину на Площади 1905 года в Екатеринбурге, добавил: "Если я утром проснусь, а его не будет – не расстроюсь".
О методичности работы декоммунизаторов в Екатеринбурге говорит многое. Например, пять лет назад под покровом ночи была снесена Краснознамемнная группа, а Орден Ленина, которым отметили Свердловск за вклад в Великую Победу, убрали с нее еще раньше и на место так и не вернули. Тогда власти неловко переминались, мол, голосование было на каком-то сайте, и это якобы воля народа. Но показания менялись каждый день, и представители мэрии договорились до того, что Краснознаменная группа была удалена "временно на реконструкцию", но после того, как активисты выложили фото со сваленными в кучу, ржавеющими элементами предмета гордости старшего поколения горожан, стало ясно – символ убрали и уже не вернут. На месте поругания памяти появились веселенькие часы, отсчитывающие время до начала Олимпиады. Вот, что власти посчитали важнее – встраивание в масштабное спорт-шоу (ответ от благодарного международного сообщества не заставил себя долго ждать – допинг-скандалы, попытки отобрать победу в Сочи и неучастие сборной в ОИ-2018).
Сегодня мэр Екатеринбурга и митрополит Кирилл готовят почву для дальнейших переименований – почему же так оживились? Кто-то объясняет это участием в очередном международном соревновании, якобы ФИФА объявила о достижении договоренности с Россией о ликвидации коммунистической символики на улицах городов, которые будут принимать Чемпионат мира по футболу в 2018 году – чтобы иностранных болельщиков не шокировать.
"Потому что это немыслимо, чтобы зрители из Венгрии, Германии, Чехии, Украины и других стран, "пострадавших от советского режима", приезжали и селились на улицах имени Ленина, Сталина, Люксембург или любых других деятелей режима", — якобы заявил пресс-секретарь ФИФА.
В частности, как пишут различные СМИ, памятники Ленину будут помещены в специальные кубы, на гранях которых разместят рекламу спортивных мероприятий. Также ряд улиц получат временные названия. По словам представителей ФИФА, власти отдельных городов выразили готовность выполнить не временные, а постоянные переименования и "избавиться от коммунистического наследия окончательно".
Если даже требование ФИФА не носило официальный характер, хотя есть ссылки на заявление пресс-службы международной федерации, то суть массовой ликвидации советской символики и смены названий улиц становится понятной – понравиться иностранцам. Конечно, город "Ельцин-центра" здесь должен быть впереди планеты всей. На днях Ройзман на заседании комиссии по городским наименованиям предложил переименовать улицу Володарского.
"С одной стороны, мы с упорством, достойным лучшего применения, ругаем Запад и их ложные ценности, говорим об их лицемерии, двойной морали, с другой стороны, у нас власти всячески пытаются от своих корней дистанцироваться и под их "ложные цели" прогнуться, – комментирует ситуацию историк, писатель и публицист Александр Колпакиди в беседе с Накануне.RU. – Зачем вы так хотите вписаться в систему, которую вы не приемлете? Двусмысленность, которая сопровождает нас все эти годы, ни к чему хорошему не приведет. Действительно, переименовывать улицы, подобно украинцам – это анекдот".
Но и признаваться, что переименование улиц, станций метро и площадей происходит для того, чтобы не шокировать советской символикой иностранцев, чиновники не хотят. Зачастую неугодные деятели, чьи имена дали название улицам и даже городам, объявляются террористами, убийцами или преступниками. Под общую гребенку попадают все улицы, имеющие "революционные" названия – так выбеливается целый пласт истории. Городские власти во взаимодействии с епархией уже отметились тем, что часть улицы Толмачева переименовали без согласия жителей в Царскую, и Ройзман продолжает настаивать:
"Предлагаю переименовывать по одной такой улице в год".
Но что плохого сделал Ройзману и епархии Володарский? Уже размышляют над тем, как назвать его улицу теперь: то ли по-старому – Богоявленская, то ли по-новому – "Уральского рок-клуба", но не думают о том, что Володарский не только не был террористом, он был жертвой террора.
"Довольно быстрый в речи и страстный оратор (получивший соответствующее партийное прозвище "Пулемет"), он был одной из фигур, наиболее ненавидимой антисоветскими силами в Петрограде. С некоторой натяжкой, главной причиной убийства Володарского часто называлась его активная агитационная работа и стремление партии эсеров изменить ситуацию, либо отомстить лично Володарскому, – рассказывает Накануне.RU историк, публицист Илья Ратьковский. – Да, он не террорист – а убит террористами. И не Сергеевым – рабочим, а представителями белого подполья".
Историк Игорь Пыхалов в беседе с Накануне.RU отмечает, что происходящее сегодня в Екатеринбурге – это продолжение "политики ползучей десоветизации". По его мнению, это попытка стереть всю память о советском периоде истории нашей страны, "чтобы было одно белое пятно". Поэтому при каждом удобном случае пытаются переименовать, разрушить или просто спрятать, убрать подальше наследие прошлого.
"И после этого, опять же, выглядит очень странно, когда представители нашей власти возмущаются тем, что происходит на Украине. Потому что в стране нет положительной идеологии, только идеология отрицания – антисоветизм. И идут на ложь, да. Для них нет разницы, террорист или кто-то еще, цель – борьба с наследием СССР, и тут идут в ход любые предлоги, любые подлоги, – говорит Игорь Пыхалов. – Что касается всех этих заискиваний перед Западом, особенно в спортивной области – руководство страны ведет себя, как я считаю, самым позорнейшим образом".
Историк Александр Колпакиди задается вопросом – почему происходит разделение на "плохих террористов" и "хороших террористов"? Советских деятелей, которые пострадали от терроризма, забывают поголовно, ведь даже Войков, против которого также была развернута кампания по переименованию, был послом, пострадавшим от нападения.
"Лгут или искажают, непонятно, ведь, когда идут дискуссии, они даже не слушают – им просто неинтересно, кем был Войков на самом деле. Вот есть у них некий текст, и они его строго придерживаются. Старший приказал – они выполняют, – комментирует Александр Колпакиди. – Тем более что Володарский – это первая жертва [белого] терроризма. И, кстати говоря, одновременно готовились покушения на Урицкого и Ленина. В те буквально два-три месяца было около 50 покушений, только в центральной части России, терроризм был очень развит. Безобидный Володарский лишится улицы непонятно почему. Толмачев, кстати, безобидный молодой парень – 20 с небольшим лет, – всю жизнь отдал народу, погиб героически на фронте, в ЧК не состоял, никого не замучил, но вот помешал. Володарский – журналист, он никогда не занимался конкретной государственной работой. Он – митинговый оратор, неформал, что называется, никогда ни в каких темных делах не был замешан. Журналист, жертва террора. Возникает вопрос – вот он-то что вам сделал?"
Удивляет экспертов деятельность переименователей особенно после того, как улицу в США, на которой находится наше посольство, назвали именем Немцова, и все это вместо того, чтобы переименовать улицу, на которой находится американское посольство, в Мартина Лютера Кинга или Хо Ши Мина. Зато Володарского меняют в угоду "иностранным туристам".
Историк спецслужб Александр Колпакиди предлагает обратить внимание на интересы инициаторов процесса. Например, считается, что митрополит Кирилл, выполнив свое предназначение на Урале – получив одобрение на строительство храма святой Екатерины и вернув улицам дореволюционные названия, может "с повышением" уехать в Москву, о чем давно мечтает. Интересно, как различные силы, преследуя свои интересы, объединились в Екатеринбурге для декоммунизации по-киевски.
"Похожая ситуация перед Гражданской войной получилась – там против большевиков сошлись все: монархисты и вплоть до эсеров. Люди, которые отправляли на каторгу, и люди, которых отправляли на каторгу, все объединились против народа, – проводит аналогию Александр Колпакиди. – Не против большевиков, а против собственного народа. Ирония в том, что сейчас точно такая же ситуация, когда все объединились против народа".
Ну, а наш корреспондент прошелся по улице, которую хотят переименовать, и готов поделиться своими наблюдениями.
Володарского находится в самом центре Екатеринбурга – между правительством области и администрацией города. Проулок стал изюминкой в архитектурном плане именно в советское время, здесь находится прекрасный памятник конструктивизма 1930 годов – в укор мэрии, дом в ужасном состоянии, ему давно нужен капитальный ремонт, а не переименование.
В глубине расположен еще один памятник архитектуры, достойный особого внимания, эталон стиля 30-50 годов, маленький проулок в советское время имел свое архитектурное звучание и демонстрировал выдержанность, стиль, знаменитые ограждения с озеленением – мечта ранних конструктивистов построить город-парк. Сегодня, к сожалению, полисадники используются не по назначению – вокруг мусор, бутылки.
И все это прямо напротив администрации города, где и заседает Ройзман и прочие переименователи. Так в чьей душе грязь?
Также в наследие от 90-х тут осталась живописная парковка. Этим улицу Володпрского "обогатил" период десоветизации.
Тот самый "Рок-клуб", которым Ройзман вдохновлен для переименования, тоже находится в удручающем состоянии. Чтобы скрыть полуразрушенное здание, прибегли к традиции Потемкинских деревень – затянули баннером, копирующим фасад. За помещение долгое время боролась РПЦ, а добившись возврата, повесила вокруг красную ленту, теперь тут чёрным написано старое название – Богоявленская, и на этом служители Церкви пока успокоились, зачем ремонтировать?
Если подытожить, то пока не видно, что переименование как-то поможет решить проблемы благоустройства этой улицы в самом центре уральской столицы. Только если власти города перед ЧМ-2018 не уповают на чудо.