Итоги президентских выборов перекроят политический ландшафт?
29 января Центральная избирательная комиссия России (ЦИК) завершит рассмотрение вопросов, связанных с допуском к выборам президента самовыдвиженцев. К концу месяца станет ясно и то, кто из представителей непарламентских политических партий получит заветное место в избирательном бюллетене на выборах 18 марта, а кому (и таких большинство) будет отказано. Накануне.RU поговорило о промежуточных итогах выдвижения кандидатов в президенты с политологами и экспертами и выделило ряд наиболее заметных тенденций.
Ситуация с регистрацией или отказом в регистрации со стороны ЦИК меняется ежедневно. На сегодняшний день 100-процентный допуск к предстоящим выборам имеют лишь два представителя парламентских партий – ЛДПР и КПРФ – которыми являются Владимир Жириновский и Павел Грудинин. Остальные участники президентских выборов (из числа наиболее вероятных участников-самовыдвиженцев) всю прошедшую неделю жизнерадостно рапортовали об успехах в сборе подписей и желании как можно скорее представить документы в ЦИК. Мы имеем в виду прежде всего Ксению Собчак с ее штабом, Григория Явлинского от "Яблока", заканчивает сбор подписей штаб Бориса Титова, докладывала об успехах в сборе подписей граждан даже телеведущая Катя Гордон, остается подождать неделю и узнать реальные результаты и эффективность работы сборщиков. Это первый и самый общий фон текущей кампании.
Другим штришком, характеризующим главное политическое событие страны в 2018 г., стали выводы экспертов кудринского "Комитета гражданских инициатив" (КГИ), представленные на прошедшем только что "Гайдаровском форуме". Сказать, что эксперты КГИ заметили и выделили что-то совсем из ряда вон выходящее в президентской гонке, было бы преувеличением, однако, безусловно, их тезисы заслуживают внимания. Первый – кампания проходит спокойно и без эксцессов при беспрецедентном доселе наплыве желающих участвовать в самом процессе. Подсчитано, что после всех шумных заявлений в ЦИК документы принесли 36 выдвиженцев, реально до рассмотрения комиссией дошло 19. Неграмотностью, откровенным пренебрежением к действующему выборному законодательству многие претенденты удивили и даже возмутили председателя ЦИК Эллу Памфилову, которая публично отчитала тех желающих стать президентами, кто не счел за труд просто ознакомиться с правилами и утвержденным порядком.
Как было сказано, в президенты выдвинулись представители лишь двух из четырех парламентских партий страны, а вот "непарламентарии" проявили невиданную активность. Четыре кандидата представляли политические партии, имеющие фракции в региональных собраниях, либо представителей в местной администрации, на выборы заявлялись с разным успехом также представители 16 партий, 12 их которых (партий) ранее были малоактивны на прочих выборах. Перечислять все фамилии, малознакомые не то что читателям, даже специалистам-политологам, занятие неблагодарное, да и не нужное. Тем более, как утверждают в КГИ, семь партий выдвинули кандидатов, ранее не связанных с этими структурами, то есть попросту выступили, цитируем, "поставщиками услуг по выдвижению кандидатов".
Есть ли здесь бизнес-составляющая и какая, оставляем решать читателю, свечку как говорится, никто не держал. Как многие хорошо помнят, в период между 2000 и примерно до 2007-2008 гг. партстроительство с последующей коммерциализацией партийных проектов стало на короткий период выгодным бизнесом в московских околовластных структурах, сейчас, разумеется, положение изменилось и эту лавочку во многом прикрыли, хотя, допускаем, не до конца.
Буквально все наблюдатели и эксперты сходятся во мнении, что важный фактор текущей президентской кампании – минимальное участие партийных структур, партидеологий и т.д. Не согласиться трудно – если уж главный фаворит кампании в очередной раз отказался от поддержки правящей "Единой России", предпочтя путь самовыдвиженца, что говорить о прочих. В самом деле, 18 марта избиратели будут голосовать все-таки не за ЛДПР, а за личность Владимира Жириновского, не за непонятно-размытое "Яблоко", а все-таки за Григория Явлинского, наверное, не все сторонники Собчак сразу вспомнят о том, от какой партии выдвинута и идет на выборы кандидат с лозунгом "Против всех". Пожалуй, единственным более-менее внятным партийным кандидатом сейчас представляется Павел Грудинин, но он, по иронии судьбы, даже не состоит членом КПРФ, а является носителем и представителем попросту левых взглядов в широком смысле этого слова.
Сложившаяся ситуация заставляет серьезно задуматься и о том, какой будет политическая палитра к 2021 г., когда состоятся очередные выборы в Госдуму.
"Думаю, что сразу после выборов президента в его администрации начнется серьезная работа по переформатированию политического поля с учетом обозначенных тенденций. Ясно, что в обществе существует серьезный запрос на "левый" проект, отличающийся от варианта КПРФ, это видно по выдвижению и восприятию того же Грудинина. Считаю, что администрации придется серьезно заниматься и проблемой ЛДПР, партии, которая во многом выполняла и выполняет задачи социал-популизма. Разумеется, придется принимать решение по партии-"недоразумению", в которую превратилась "Справедливая Россия", – прогнозирует в беседе с Накануне.RU Максим Жаров.
"После выборов многим политическим партиям предстоит пройти формально процедуру проверки и перерегистрации, связанную с 7-летним циклом существования, в Минюсте. Одно это уже вызов для многих структур, посмотрим, кто в итоге останется", – замечает в этой связи в разговоре с Накануне.RU секретарь федерального совета "Партии Дела" Алексей Лапушкин. По словам нашего собеседника, кому-то из представителей политических партий может быть и отказано в перерегистрации. Кроме того, есть серьезные сомнения в том, что сама сложившаяся в России думская "квадрига" сможет просуществовать без изменений до завершения парламентского срока, то есть до 2021 г. Скорее всего, и ЛДПР, и КПРФ с учетом выступления на выборах Грудинина, а не Зюганова, ожидает реформирование.
Само собой, не приходится забывать и о естественном обновлении персон российской политики. Речь идет о возрасте многих и многих акторов российской политической жизни, к которым привык избиратель.
"Владимиру Жириновскому, возможно, предложат перейти в Совет Федерации, но тогда не совсем понятно, как дальше будет функционировать ЛДПР. И кто способен справиться с задачей просто поддержания партии на плаву? Про "эсеров" я вообще не говорю, понятно, что в таком формате "Справедливая Россия" существовать не может. А в каком может – никто, похоже, сегодня не знает", – отмечает Жаров.
По словам политолога, в обществе есть запрос на мощную левую политическую силу, но существует и потребность в обновленном… либеральном политическом течении. Наиболее ярким представителем (и выразителем) которого сегодня является все тот же Алексей Кудрин. Наш собеседник не исключает, что созданный Кудриным КГИ может со временем, или даже очень быстро, трансформироваться в полноценный новый либеральный политический проект.
"Очень возможно, что в скором времени мы увидим полноценное присутствие в политике Алексея Кудрина, который до последнего времени всячески отрицал и отмахивался от такой возможности", – комментирует Максим Жаров и добавляет, что новшества обозначенными событиями могут и не ограничиться.
"Политическая система будет меняться и уже, можно сказать, вступила в фазу обновления, это, без сомнения. А конкретные формы и сроки этого процесса мы сможем наблюдать, наверное, после выборов 18 марта", – считает руководитель Уральского отделения "Фонда развития гражданского общества" Анатолий Гагарин. Изменения назрели, но, в каком формате они будут проведены в жизнь, сегодня сказать сложно. "Очень многое будет зависеть от результатов и итогов текущей президентской кампании", – говорит Гагарин.
"Одним из важнейших аспектов в плане итогов выборов президента может стать дальнейшая трансформация "Единой России". Какое решение будет принято в этом смысле, я пока сказать затрудняюсь. Понятно одно – это партия Путина, всем обязанная ему, и от него прежде всего будет зависеть ее дальнейшая судьба. Допускаю, что саму "ЕР" могут перенацелить на занятие обозначенных ранее политических ниш – на левом, на правом фланге, ниша социального популизма, ныне всецело принадлежащая ЛДПР. Возможен вариант, когда просто существующим сейчас в "ЕР" платформам будет предоставлена большая свобода действий, возможны и более радикальные решения, но определенные транформации ждут и "Единую Россию", – уверен Жаров.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать – мартовская президентская кампания с, казалось бы, предсказуемым итогом на самом деле приведет к серьезной перекройке всей внутриполитической "поляны". Что в свою очередь станет долгоиграющим фактором для страны уже в следующем, третьем десятилетии XXI века.