Левые расколоты? Что происходит с кампанией Грудинина
Избирательной кампанией кандидата №2 занимается сразу несколько "штабов"
Избирательную кампанию Павла Грудинина ведут как минимум два штаба. Об этом Накануне.RU рассказали опрошенные политтехнологи, знакомые с ситуацией в КПРФ. Один штаб работает на цели партии, другой, как считают эксперты, занят задачами самого директора "Совхоза им. Ленина". На этом фоне наметился раскол в лево-патриотической оппозиции. На днях с критикой КПРФ выступили эксперты ИГИСО, возглавляемого Борисом Кагарлицким, а столичная "левая тусовка" устроила ожесточенные дебаты по поводу Грудинина в дискуссионном клубе "Коломенский куст". Как кандидатура Грудинина расколывает левых и, возможно, КПРФ, читайте в материале Накануне.RU.
Собеседники Накануне.RU, знакомые с ситуацией в Компартии, утверждают, что на избирательную кампанию Грудинина работает как минимум два штаба. Главный возглавляет Геннадий Зюганов, но и у Грудинина есть своя "группа людей". При этом сказать, что два этих штаба, формальный и неформальный, конфликтуют, нельзя, однако, видимо, этим объясняется отсутствие единой концепции и скоординированности по некоторым вопросам. Так, если сам Грудинин призывает не переходить на личности при агитации, то на картинках в его группах в соцсетях Путина называют "сказочником" и изображают в виде злого демона.
Директор "Совхоза им. Ленина" практически не появляется в нелиберальных изданиях и у авторов левых (хотя бы патриотических) видеоблогов, но при этом он не сходит со страниц либеральной прессы и не вылезает из Youtube-каналов "рукопожатных" блогеров. В то же время сам кандидат и его помощники сетуют на отсутствие интереса прессы к программе "20 шагов" и однообразные вопросы, которые касаются или личной жизни и финансового состояния, или отношения к Сталину. Вопросы эти поступают от одних и тех же СМИ, к которым настойчиво "подталкивают" Грудинина его помощники или кураторы поездок в регионы.
В конце концов, у наблюдателей появляется ощущение, что избирательную кампанию Грудинина саботируют. Впрочем, саботаж это или обычный бардак – большой вопрос.
Доступные в открытых источниках цифры показывают, что за два месяца Грудинин еще не смог сформировать свой ядерный электорат.
"Избиратель Грудинина оказался очень странным и непохожим на левого избирателя. Левый же избиратель демотивирован и спрятался. Он не пытается организоваться вокруг Грудинина", – резюмировал неожиданные результаты социологического исследования ИГИСО Борис Кагарлицкий на недавней пресс-конференции. Тут надо заметить, что Кагарлицкий, один из основателей "Левого фронта", не поддержал решение КПРФ выдвинуть Грудинина в президенты.
Эксперты Накануне.RU по-разному объясняют причины отсутствия единоначалия в кампании директора совхоза. По одной из версий, КПРФ и Грудинин просто преследуют разные цели. Один из собеседников Накануне.RU, политтехнолог, знакомый с ситуацией в партии, уверен, что кампания развивается достаточно успешно. Он отмечает при этом, что на нее действительно почти независимо друг от друга работают несколько штабов. Источник объясняет это тем, что у них попросту разные задачи. Часть бюрократии внутри КПРФ хочет получить побольше голосов, соответственно, денег, сохранить имидж и мобилизовать социальные среды, которые не стали бы голосовать за Зюганова. Ну, а задача Грудинина – провести яркую кампанию, укрепиться как управленцу и политику. Директор совхоза при этом свою задачу решает успешно.
"Получилось у Прохорова – получится у Грудинина"
По словам одного из собеседников Накануне.RU, условный штаб Грудинина работает на рейтинг в Москве и Московской области. Хороший результат директора совхоза в столичном регионе создаст для власти угрозу его выдвижения на выборах губернатора Подмосковья или мэра Москвы. Для нейтрализации этой угрозы власть может предложить Грудинину тот или иной федеральный пост. Концентрация внимания команды Грудинина на результате в столице и Подмосковье объясняет, почему упор делается на продвижение в соцсетях и либеральных СМИ. В пользу этой версии говорит то, что еще в 2012 году в среде столичных политтехнологов было широко известно о планах Грудинина по выдвижению на местных выборах.
"Для Грудинина выгоднее будет работать по Москве. Ему надо раскрутиться и собрать голоса не по всей России, а главным образом в Москве и Подмосковье. Это две первых точки для него. При этом шансы собрать в Москве голоса есть. Москва пойдет за любым ярким деятелем, который продемонстрирует желание подвинуть действующую власть, особенно Собянина", – говорит собеседник Накануне.RU.
Отсюда же следует и тактика "неформального" штаба Грудинина в выборе СМИ для размещения. При этом Грудинин не может оторваться от ядерного электората КПРФ. Этим объясняется его готовность бесконечно спорить с либеральными журналистами о роли Сталина в истории и СССР.
Впрочем, цели Грудинина, уверен политтехнолог, несколько скромнее, чем те, о которых принято говорить в кулуарах. Это не влиятельная выборная должность и не заметный федеральный пост, а кресло уровня замминистра в федеральном ведомстве. Победа даже на местных выборах в столичном регионе (Москве или Подмосковье) для Грудинина "будет самоубийством". "Если он умный человек – сразу сдаст мандат", – считает политтехнолог. Чтобы удержаться хотя бы в Подмосковье, нужно иметь мощные связи в среде силовиков, в федеральных ведомствах, в Госдуме, АП.
Отметим, что сам кандидат в президенты накануне в очередной раз опроверг наличие у себя амбиций каким-то образом войти в федеральное Правительство.
"Никогда. Сама система управления в современной России порочна. Надо все в корне менять", – заявил Павел Грудинин.
Почему кампания обрывочна, а про "широкую коалицию" то и дело забывают?
Характерно, что отсекаются от Грудинина не только националисты – сторонники ПДС НПСР, которые явно недовольны тем, что КПРФ приватизировала кандидата, но и левые, которые не входят в КПРФ. Ход кампании Грудинина обсудили накануне и в московской левой тусовке. Политическое объединение "Коломенский куст" пригласило журналиста Константина Семина, секретаря ЦК ОКП Дарью Митину, координатора "Левого фронта" Сергея Удальцова, активиста Леонида Развожаева и историка Бориса Юлина поговорить о том, какую тактику следует выбрать левым на выборах – бойкот или поддержка Грудинина. Сергей Удальцов, после выхода на свободу агитировавший "левую улицу" объединиться вокруг КПРФ, ожидаемо высказался в пользу голосования за Грудинина.
"Я сидел в тюрьме четыре с половиной года и все ждал, когда же кто-то поведет нас правильным путем. Когда РКРП поведет нас правильным путем, когда же РРП? Но я, извините, вышел и оказался в ситуации "у разбитого корыта". Давайте демагогией не заниматься, а мыслить по-ленински и большевистски", – заявил Удальцов.
"Не надо желать смерти КПРФ, помрет КПРФ – всех нас завалит. Хотя я понимаю, что смысл жизни многих тут – это желание смерти КПРФ", – добавил координатор "Левого фронта".
Однако не все "леваки" даже накануне выборов спешат присоединиться к этой коалиции. Так, за бойкот выборов выступил популярный левый публицист и историк Борис Юлин, заявив, что "выборы – это не борьба, а ритуал сакрализации власти". Он призвал "бороться за свои права каждый день, а не на выборах".
Секретарь ЦК ОКП Дарья Митина раскритиковала уже само решение КПРФ выдвинуть Грудинина, но при этом отметила, что в сложившейся ситуации каждый сам должен решать, за кого голосовать, хотя "это все равно ничего не изменит". Накануне свое отдельное заявление по поводу выборов опубликовала и Объединенная коммунистическая партия (ОКП). Грудинину там также отказано в поддержке. Ранее к активному бойкоту призвал пленум ЦК ВКПБ, организации, которая известна своей борьбой за установку памятника Сталину в Новосибирске.
Журналист Константин Семин посетовал, что КПРФ не использует ситуацию президентских выборов для марксисткой агитации и пробуждения классового сознания, а предпочитает агитировать за личность отдельного кандидата.
"Практический марксист никогда не будет выступать против компромисса, но всегда надо понимать компромисс – с кем и во имя чего. Когда мы уповаем на компромисс с буржуазией ради достижения результата заведомо недостижимого, мы превращаемся из материалистов в идеалистов, начинаем верить, а не рассуждать", – говорил Константин Семин.
Если суммировать отношение к этому процессу левых, которые находятся вне КПРФ и "Левого фронта" Удальцова, то оно звучит так: "поддерживать выдвижение Грудинина или нет, каждый должен решать сам". Левых пытаются уверить, что Грудинин – тот самый "таран широкой коалиции" (как окрестили его на съезде ПДС НПСР), который пробьет олигархический режим.
Собралась ли КПРФ реально подставить ему и той самой коалиции плечо или преследует некие другие цели, можно будет наблюдать в ближайший месяц. Как видим, в среде "красных" активистов у многих нет ощущения, что Грудинин – это по-настоящему. Да, это альтернатива существующему строю, и для многих привлекательная. Однако сам ход его избирательной кампании многих убеждает, что хоть она дает возможность обсуждать важные вещи, но "тараном" пока не выглядит.
Пожалуй, единственный, кто не теряет в этой истории ничего, это Павел Грудинин как крепкий хозяйственник и управленец, а, возможно, и перспективный федеральный политик. Левый избиратель может проголосовать за единственную программу с левой же повесткой и тешить себя тем, что в перспективе это что-то да решит. А вот позиции Компартии, если кампания Грудинина сейчас и впрямь переключится на решение отстраненных задач, могут ослабнуть еще больше. Тогда это и правда будет "второй 1996-й".