Вместе с помидорами: интерес к выборам у избирателей повышают извращенными методами
За месяц с небольшим до даты голосования на выборах президента России активность кандидатов (и их избирательных штабов) в Челябинске, кажется, стремится к нулю. Если бы не рекламные баннеры с лицами участвующих в гонке кандидатов, то можно было бы подумать, что никаких выборов главного лица в стране в отдельно взятой Челябинской области вовсе и не происходит. Создается впечатление, что столица Южного Урала для всех кандидатов остается где-то на периферии внимания, а ставка в кампании сделана на другие территории.
На этом фоне странные заявления отдельных лиц из местной "Единой России" то о необходимости измерять рейтинг Владимира Путина с помощью… рассады помидоров, то намерения завлечь избирателей на участки 18 марта с помощью серии местных референдумов кажутся просто политтехнологическими изысками. Вообще, заметим сразу, что в Челябинской области кампанию президента и кандидата Владимира Путина в силу неизвестных причин ведут и поддерживают сразу несколько центров, люди из которых либо не контактируют друг с другом, либо делают это недостаточно интенсивно.
Дошло до того, что руководитель южноуральской "Единой России" Владимир Мякуш был вынужден на днях собрать журналистов и рассказать им о том, что ни партия, ни тем более избирательный штаб (штабы?) Владимира Путина в Челябинске не имеют отношения к сомнительным акциям. Дело в том, что какое-то время назад депутат Законодательного собрания Челябинской области, председатель регионального отделения "Союза садоводов России" и "единоросс" Константин Толкачев через СМИ объявил о начале акции по выращиванию рассады помидоров. При этом гражданам, купившим ту самую рассаду, серьезно предлагалось замерять рост рассады линейками и соотносить этот самый рост с ростом рейтинга кандидата в президенты России Владимира Путина!
Стоит ли говорить, что подобная неоднозначная затея, мягко говоря, кроме смеха и недоумения, ничего вызвать не могла, более того, лидер "единороссов" Владимир Мякуш поспешил публично откреститься от этой инициативы, заявив, что "никто Толмачева на такое не уполномочивал".
Очень скоро выяснилось, что неоднозначные инициативы отдельных энтузиастов - это еще полбеды! Политолог Александр Подопригора опубликовал письмо председателя городской думы Челябинска Станислава Мошарова, в котором дается указание районным депутатам провести в срочном порядке серию встреч с избирателями, чтобы поговорить с электоратом о вопросах благоустройства. Депутатам рекомендуют собирать анкеты с избирателей с наводящими вопросами, в анкетах предполагается, что будут оставлены личные контакты пришедших на встречу и т.д. Затраты на подобные мероприятия не предусмотрены и депутатам районных советов Челябинска предлагается финансировать все это удовольствие из собственного кармана.
Надо ли говорить, что подобные "ценные указания" сверху вызывали и вызывают глухой ропот в среде народных избранников? Кажется, давно бы уже стоило понять, что любое принуждение людей участвовать в выборах (а особенно попытки сделать это через школы, то есть через детей избирателей) дает, как правило, обратный эффект и приводит лишь к дополнительному раздражению электората.
"Проведение массированных встреч местных депутатов с избирателями накануне президентских выборов по малозначимым местным вопросам грозит активировать протестные настроения. Люди, в кои веки увидев представителя власти, которому что-то от них нужно, неизбежно начнут задавать накопившиеся "тяжелые" вопросы, которые гораздо важнее обустройства сквера, куда они не ходят – о падении доходов, об экологии, общественном транспорте, тарифах ЖКХ, здравоохранении и так далее. Ни на один из этих вопросов у местного депутата, разумеется, ответов не найдется. С каким настроением люди будут выходить с таких встреч?" – комментирует ситуацию Александр Подопригора.
И добавляет, что избиратель не настолько глуп и темен, как, видимо, представляют отдельные энтузиасты, поддерживающие, как им кажется, Владимира Путина: благоустройством скверов, спортивных площадок, улиц и дворов власть по определению должна заниматься постоянно, деньги на это выделяются, так что эти примитивные потуги "повысить явку" или дать "лучший результат" собственно к теме избирательной кампании отношения не имеют. (От себя добавим – ровно как и рост помидоров, который вряд ли впрямую коррелирует с политическими страстями и амбициями.)
Что касается организации работы штаба Владимира Путина на Южном Урале, то сказать что-либо определенное пока попросту невозможно, буквально со всеми, с кем нам удалось формально или неформально пообщаться, пребывают в недоумении. На сегодня достоверно известно лишь то, что за выборы президента в Челябинской области отвечает генеральный директор "Агентства политических и экономических коммуникаций" (АПЭК) Дмитрий Орлов, непосредственно технологическую часть кампании обслуживают, вроде бы, свердловчане под командой политтехнолога Алексея Швайгерта. Люди из челябинского представительства "АПЭК" и сам Алексей Швайгерт, впрочем, наотрез отказываются говорить о чем-либо конкретно и даже о своем участии в кампании, ограничиваясь заявлениями, что, мол, "помогают, но не более того".
Есть еще группа доверенных лиц Владимира Путина, которые, как и во всей стране, отобраны по принципу личной позитивной известности и которые, вроде как, должны нести в массы месседжи своего кандидата. Таковыми в Челябинской области стали, напомним, сопредседатель регионального штаба "Общероссийского народного фронта" Олег Лукин (был доверенным лицом кандидата Путина и на выборах 2012 года, – прим.), председатель южноуральского общества "Знание" Елена Скорнякова, руководитель местного отделения "Поискового движения России" Антон Шарпилов и директор ядерного центра из Снежинска Георгий Рыкованов. Сказать что-либо об их работе с широкими массами невозможно, ибо такого явления не наблюдается, возможно, все они сосредоточены на работе с конкретными коллективами и организациями.
Разумеется, определенные мероприятия предпринимаются и со стороны региональной "Единой России" и ее исполкома, которым руководит Алексей Малофеев, в целом же работу по данному направлению курирует лидер южноуральских "единороссов", спикер Законодательного собрания Владимир Мякуш. Опять же, о конкретных полномочиях, задачах и функциях местных "единороссов" ничего доподлинно неизвестно, да они и сами, по-видимому, внятно сформулировать это не могут. По принципу – отвечают и все.
"Да, работа по кандидату Владимиру Путину ведется сразу из нескольких центров, это факт и не всегда можно сказать, кто и за что конкретно в данной кампании отвечает. С другой стороны, понятно, что продвижение Владимира Путина в основном идет по центральным каналам из Москвы и отвечают за это люди из центра, а не с мест. Здесь, в Челябинске, как и в других территориях, это все-таки вспомогательные функции", – комментирует политолог Александр Мельников, признавая, что в настоящее время невозможно выделить единый центр управления ходом кампании на Южном Урале.
Александр Подопригора в оценках еще более категоричен. "Ни местных чиновников из правительства, ни тем более "единороссов" к кампании никто не подпускал и не подпустит. Да на самом деле и не так важно и интересно, кто там и за что отвечает. Все эти проблемы с низкой явкой существуют в головах, наверное, десятка чиновников, которые озабочены сохранением собственных карьер. Как показывает практика, явка на выборах президента всегда была нормальной, потому что, несмотря ни на что, люди считают выборы президента единственным шансом повлиять хоть на что-то. Так что, думаю, по итогам 18 марта в плане явки Челябинская область покажет результат не лучше, но и не хуже прочих подобных регионов. Хотя многие уже начали искать способ свалить ответственность за результат на кого-то другого, отсюда и все эти разговоры о повышении явки и прочем, что, повторюсь, существует в головах лишь узкого круга лиц", – уверен политолог.
Он добавляет, с пребыванием во власти Михаила Юревича Челябинская область за последние 4,5-5 лет прочно переместилась в "глубокую периферию на карте российских территорий, интерес к которой ограничен". И очевидно, что нынешнему руководству региона такую ситуацию нужно исправлять.
Это мнение подтверждает, к слову говоря, наш опрос штабистов, в том числе, конкурирующих Путину. Визитов в Челябинск кандидатов, каких-либо заметных акций и другого, мы честно говоря, так и не сумели найти.
"Возможно, Павел Грудинин приедет в Челябинск в феврале. А вообще-то мы в еженедельном режиме распространяем до 20 тыс. агитационных материалов в Челябинске и области. По выходным проходят пикеты", – рассказал руководитель выборного штаба кандидата КПРФ в Челябинске Игорь Егоров.
Сторонники Владимира Жириновского сподобились недавно на то, чтобы передать своему лидеру банку с челябинским воздухом, впрочем, о какой-либо реакции Владимира Вольфовича на это событие нам ничего неизвестно. В городе кое-где можно встретить молодых людей, раздающих газеты ЛДПР, да полюбоваться на рекламные баннеры с лаконичной надписью "Жириновский. ЛДПР", которые появились в числе первых. В общем-то, к этому сводится вся активность.
Активисты из штаба Ксении Собчак куда-то пропали с обещаниями привезти журналистку в Челябинск в январе, как известно, телеведущая предпочла вояж в США и молитвенный завтрак с Дональдом Трампом. При том, что план по подписям в поддержку Собчак в Челябинске был выполнен, но с тех пор как отрезало – даже шатер куда-то исчез.
То же самое можно сказать о Григории Явлинском и деятельности его "яблочного" штаба – подписи в поддержку его выдвижения были в областном центре оперативно собраны, но работы штаба при всем желании увидеть невозможно. Добавим от себя – когда-то региональное отделение партии "Яблоко" в Челябинске считалось одним из сильнейших в стране, однако, идущие выборы президента нынешние "яблочники" на Южном Урале, похоже, попросту "сольют", как сделали это с думской кампанией 2016 года.
Кандидаты в президенты Борис Титов ("Партия Роста"), Сергей Бабурин ("Российский общенародный союз") и Максим Сурайкин ("Коммунисты России"), видимо, в силу того, что последними получили регистрацию, в Челябинске вообще слабо представлены. Если не сказать – совсем не представлены. Баннеры Титова только-только появились на улицах, штаб и люди, которые двигают кандидата на выборах, неизвестны, вполне возможно, что размещением рекламы все и ограничится. Хотя, скорее всего, часть мероприятий все-таки будет идти через региональную "Опору России".
"Скорее всего, отсутствие какой-либо агитации и вообще деятельности части кандидатов в Челябинске можно объяснить даже не столько отсутствием интереса к городу, а просто нехваткой финансов. В конце концов, сметы в кампании у большинства ограничены, так что приходится вести кампанию любо на копейки, либо вообще отказываться от проведения акций. Наверное, и другим диктуется выбор кандидатов – ясно, что Екатеринбург многим представляется сегодня более важным местом присутствия, нежели Челябинск, в силу разных причин и обстоятельств, это правда", – говорит Александр Мельников.
Резюмируя – 17 февраля стартует официальный период агитационной кампании в президентской гонке, который продлится ровно месяц. Возможно, что свои лучшие акции и агитматериалы кандидаты и их штабы берегут именно на обозначенный период, и, соответственно, избиратели еще смогут увидеть и оценить творчество претендентов на высший пост в стране.
"Главное, не нужно превращать выборы президента и возможный разговор о путях развития страны в дискуссию о том, какие лавочки и в каком порядке красить во дворах. Это дискредитирует саму идею выборов президента, надеюсь, что особо ретивым участникам укажут на нелепость такого поведения", – говорит Александр Подопригора, с чем, конечно же, невозможно не согласиться. Тем более что, как мы отмечали ранее, речь идет собственно не о выборах, а скорее о референдуме по доверию, хотя отдельные кандидаты от левых сил и пытаются изменить этот расклад.