"Самолет "завалился" в облаках, перешел в пикирование и ударился в землю целиком"
Самолет Ан-148, вылетевший из "Домодедово" в Орск, пробыл в воздухе четыре минуты и упал в Подмосковье. В Раменском районе поиски фрагментов воздушного судна из-за сильной заснеженности продлятся еще неделю. На борту потерпевшего крушение лайнера находился 71 человек, выживших нет.
Причины катастрофы пассажирского самолета сейчас выясняются, среди них эксперты называли возгорание в двигателе, неисправность датчика скорости. Упоминают и о возможной ошибке пилотирования, обледенении самолета "Саратовских авиалиний". Вызывают вопросы такие известные факты: отсутствие попыток связаться с землей от терпящих крушение пилотов, попыток совершить аварийную посадку.
Что могло повлиять на стремительность случившейся катастрофы? Насколько известно, самолет с бортовым номером 61704 выпущен в 2010 году, машина была в хорошем состоянии. Лайнер прошел перед вылетом техническую проверку, но, тем не менее, "Саратовские авиалинии" временно приостановили эксплуатацию Ан-148.
Следователи проверяют и техническую составляющую, и погодные условия, и человеческий фактор.
Капитан экипажа – пилот с большим опытом, до гражданской авиации он служил в военной авиации и участвовал в боевых действиях.
Поэтому военный летчик 1 класса, директор ООО НПЦ "Эр АвиаЛогин" Александр Пленцов исключает возможность ошибки пилотов. В беседе с Накануне.RU он рассматривает выдвинутые экспертами предположения о причинах крушения самолета, в том числе возможность обледенение и сбой счетчика высоты.
Вопрос: Сегодня всех шокировала катастрофа Ан-148 в Подмосковье, скажите, как Вы считаете, в чем причина, почему произошло крушение? О чем говорит "поведение" самолета перед падением – набрал высоту и скорость, "нырнул" вниз, снова набрал и рухнул?
Александр Пленцов: Самолет выполнял полет на высоте 2 тыс. м в облаках. В какой-то момент он "завалился". Точная причина этого "завала" пока неизвестна. Надо будет смотреть сопутствующие записи параметрических ящиков. Но то, что он "завалился" на высоте 2 тыс. м в облаках – это факт. Самолет перешел в пикирование и ударился в землю практически целиком. Угол пикирования примерно 70 градусов, может быть, меньше. Но именно с большим углом пикирования и с небольшим правым креном. После удара, естественно, левое крыло оторвалось и вместе с двигателем совершило полет, и мы видим это на фотосъемке.
Вопрос: Когда произошел взрыв, который слышали жители близлежащих населенных пунктов?
Александр Пленцов: Взрыв произошел уже после удара об землю. Это происходит всегда – так взрывается керосин. То, что вы видите на видеосъемке – сначала идет полет, это полет двигателя с разваливающимся крылом, а дальше взрыв – это взрыв керосина, который всегда происходит после удара самолета о землю. Керосин после удара распыляется, происходит его возгорание, появляется именно такой огненный шар. В этом нет ничего сверхъестественного, это не эффект от какого-то взрывчатого вещества, это не бомба, не теракт. Не было никаких взрывов, кроме как взрыва керосина.
Вопрос: Почему экипаж не подал тревожного сигнала? О чем это может говорить?
Александр Пленцов: Когда самолет "заваливается" – летчик не успевает сделать этого. Он не понимает положения самолета и не успевает ничего сообщить, он не знает, что сообщить. Вот почему летчики молчали. От чего именно "завалился" самолет – то ли от обледенения, то ли от неправильных показаний датчиков скорости, то ли еще от чего-то – это сейчас выяснить и сказать определенно невозможно. Надо смотреть параметрические записи.
Вопрос: Но ничего не противоречит версии с обледенением из того, что мы уже знаем, как "вел" себя самолет перед крушением?
Александр Пленцов: Если брать отдельно вопрос об обледенении, тут дело обстоит так: когда происходит обледенение – на самолете лед нарастает – то он начинает снижаться, но не так резко. Двигатели работают, они работают, естественно, на максимальных возможностях. Самолет становится тяжелый. Но резкого снижения, как здесь было, не должно быть.
Вопрос: А что можно сказать про сам лайнер? Это была новая модификация, не устаревшая модель?
Александр Пленцов: Это был нормальный самолет, с летной годностью – тут даже не надо строить никаких домыслов. Экипаж профессиональный, у капитана экипажа было 5 тыс. часов налета – это большой опыт работы. Здесь претензий не должно быть никаких.
Вопрос: Но известно, что вообще у Ан-148, у этой модели, бывали происшествия с двигателями. Что говорит в пользу версии о разрушении двигателя во время полета?
Александр Пленцов: Что, если произошло разрушение двигателя во время полета? Это не объясняет крушение. Во-первых, летчик докладывает в таком случае обязательно, что произошло. Во-вторых, ну, даже если и разрушился один из двигателей, самолет не может переходить так резко на снижение. Пока именно к этому варианту нет никаких предпосылок – к версии разрушения двигателя в полете.
Вопрос: Могли ли погодные условия повлиять? Было холоднее, чем рассчитывал капитан экипажа?
Александр Пленцов: Скорее, погодные условия повлияли в том, что нижний край был 600 м, дымка была, сильная дымка, снег шел. А на высоте 2 тыс. м они шли в облаках.
Вопрос: Почему связь пропала с экипажем?
Александр Пленцов: Я не думаю, что связь пропала, просто летчики выполняли свою работу, связь была, но они просто ничего не докладывали.
Вопрос: Ространснадзор установил, что масло в редукторах борта 61704 заменялось и промывка масляных фильтров была вдвое реже по сравнению со штатными сроками. Могло ли это стать причиной трагедии?
Александр Пленцов: Если было что-то с двигателем, то в этом случае обязательно летчик первое что делает – докладывает об этом. Второе – ему начинают помогать с земли. Я уверен, что не было ничего с двигателями. Мое мнение – что двигатель, самолетные системы и сам самолет – все было в исправном состоянии. Все работало нормально. Летчики – профессионалы, имеющие опыт летной работы.
Вопрос: Значит, все дело во внешних факторах? Обледенение все-таки?
Александр Пленцов: Обледенение влияет на земле, на взлете и в первых минутах полета. 1,5-2 минуты. Но самолет-то улетел достаточно далеко, почти 5 минут полета, он набрал высоту 2 тыс. м. Не может быть такого резкого перехода на снижение. Можно сказать, что самолет перешел в глубокую спираль. Он ударился о землю в глубокой спирали.
Вопрос: Эксперты говорят, что нельзя исключать и поломки указателя скорости самолета?
Александр Пленцов: Я летчик, поэтому я с летной точки зрения это объясню: хорошо, сломался указатель скорости, летчик в полете набирает высоту, определенный режим работы двигателя, он может набирать высоту при определенной скорости, он устанавливает режим работы двигателя, и продолжает полет. Тут страшного ничего нет. Если, допустим, начала расти скорость не так, как должна быть – он что, убирать двигатель будет? Нет, конечно. Он оставит двигатели в том же режиме, будет в том же режиме плавно набирать высоту. Поэтому я не считаю, что отказ указателя скорости мог сыграть роковую роль.
Что именно произошло, станет понятно через 2-3 дня, сейчас еще не все фрагменты найдены, сложить картину произошедшего полностью сегодня просто невозможно.