Регионы предлагают вернуться к одноуровневой модели местного самоуправления
С предложением на сочинском форуме выступил губернатор Пермского краяРегионы подняли вопрос о возврате к одноуровневой системе местного самоуправления, которая существовала в России до 2003 г. При этой системе местные органы власти формировались на базе крупных городов и районов и не имели территориального подразделения. Принятый в 2003 г. федеральный закон закрепил на всей территории РФ двухуровневую систему. Первый уровень – городские и сельские поселения, второй - городские округа и муниципальные районы.
Планировалось, что органы местного самоуправления, сформированные в городских и сельских поселениях, позволят максимально приблизить власть к населению. При этом закон не предусматривал минимального уровня численности населения, необходимого для создания муниципалитета. В итоге число созданных в России муниципалитетов превысило 25 тыс. Значительно возросло число местных чиновников и расходы на их содержание.
Теперь в регионах все чаще говорят о необходимости возврата к одноуровневой системе.
В апреле 2017 г. Владимир Путин подписал федеральный закон, разрешающий региональным властям запускать процедуру преобразования. Процесс объединения муниципалитетов уже идет в Магаданской, Нижегородской, Сахалинской, Калининградской, Челябинской областях. Однако не для всех территорий России применима "централизация власти", а экономии, к которой апеллируют сторонники реформы, может вовсе не быть.
Предложение вернуться к одноуровневой системе местного самоуправления прозвучало на днях на сочинском форуме от губернатора Пермского края Максима Решетникова. Глава Прикамья заявил, что расходы бюджета на управление в муниципалитетах превышают 50% и доходят до 80%.
"Хотелось бы попросить обратить внимание на муниципалитеты. Сейчас на уровне поселений расходы на управление в муниципалитетах превышают 50% и доходят до 80%. Мы там кормим чиновников, которые реально вопросы населения не решают. Давайте упростим процедуру преобразования муниципалитетов в городские округа или просто в округа и вернемся к одноуровневой системе местного самоуправления, какая она и была до 2003 г.", — приводит ТАСС слова Решетникова.
В Пермском крае уже идут объединительные процессы. В городской округ будут преобразованы Краснокамский, Гремячинский, Кизеловский и Чайковский районы. Отметим, что сторонники объединения в Чайковском районе назвали процесс укрупнения "богоугодным делом". Главный аргумент, который приводят в пользу объединения – сокращение затрат на управление, за счет уменьшения числа чиновников. Сопротивления власти почти не встречали. Как заявлял Решетников ранее, процесс объединения начат там, где население "созрело":
"Там, где конфликты потенциально возможны, будем объяснять людям, почему реорганизация выгодна им самим в первую очередь. Однако система предполагает инициативу снизу. Если людей все устраивает, насильно ломать ничего не будем".
По словам председателя совета депутатов Майского сельского поселения, которое входит в состав Краснокамского района Пермского края, Дмитрия Ощепкова, значительной экономии от введения одноуровневой системы управления в сельских территориях ждать не приходится – зарплаты депутатов поселения составляют не больше 2 тыс. руб. А действующий глава поселения после объединения в городской округ будет просто иначе называться.
"Там же от количества населения зависит, какие депутаты будут в округе. В нашем поселении народу мало и у меня есть такие ощущения, что финансы будут перетягивать на город, а три поселения просто бросят. Вместо главы поселения будет не глава, а начальник или управляющий поселения. На местном уровне все равно необходимо оставлять людей, которые будут решать вопросы", - заявил председатель совета депутатов.
Одноуровневая система подходит не каждой территории, соглашается депутат заксобрания Пермского края Александр Григоренко: "Предложение Максима Геннадьевича, на мой взгляд, слишком уж радикальное. Есть урбанизированные территории, где одноуровневая система эффективна и есть сельские территории с удаленными населенными пунктами, где без поселенческого уровня власти не обойтись. При этом, в Пермском крае безусловно есть куда двигаться в плане создания новых городских округов. Ну, и в плане оптимизации сети сельских поселений тоже".
По мнению экспертов, укрупнение не решает задачу сокращения финансовых затрат, оно лишь позволяет консолидировать расходы, даст возможность решать более глобальные проблемы, эффективнее распределять средства. Заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Вячеслав Тимченко в беседе с корреспондентом Накануне.RU напомнил, что двухуровневая система управления гарантирована Конституцией РФ, кроме того, в 1998 г. Россия подписала Европейскую хартию местного самоуправления, тем самым взяв на себя обязательство организовать двухуровневую систему местного самоуправления. Все это необходимо учитывать при внесении изменений.
"То, что происходит на территории некоторых субъектов РФ - укрупнение муниципальных образований - переход из структуры муниципальных районов к городским округам. Если мы говорим про городские округа с внутригородским делением на муниципальные образования - это тоже двухуровневая модель, которая имеет право на существование. Цель укрупнения - сократить финансовые траты. Однако с точки зрения управленческого персонала, экономии нет никакой, потому что если есть крупный городской округ, то в тех населенных пунктах, где раньше была администрация поселений, должны быть административные управленцы, которые будут подчиняться администрации городского округа. Из одного населенного пункта решать вопросы местного значения других населенных пунктов никто не будет. Там все равно будет какой-то администратор: старостатили руководитель территориального управления – какая-то структурная единица, чиновник, который будет решать местные вопросы. Другое дело, что на уровне городских округов проще контролировать расходы, объединенными силами можно эффективней решать какие-то проблемы. Но для этого необязательно укрупнять муниципалитеты и создавать городские округа. Для этого можно заключать межмуниципальные соглашения. Главный бич нашей страны – отсутствие грамотных управленцев. Одним только укрупнением проблему не решишь", - считает сенатор.
Вячеслав Тимченко полагает, что в изменениях системы местного самоуправления главное "не увлекаться". Одно время Россия шла по пути создания большого количества мелких муниципальных образований, сейчас ведется их сокращение. При этом Тимченко подчеркивает – единого "рецепта" местного самоуправления для всех регионов нет. Необходимо сохранить местное самоуправление как самостоятельный институт публичной власти, и с другой стороны, консолидация финансовых ресурсов в более крупных масштабах позволит эффективнее решать проблемы населения.
Как отмечает доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ имени Г.В. Плеханова Максим Соколов, возвращение к одноуровневой системе управления может усложнить работу служащих и увеличить коррупцию.
"При проведении реформы местного самоуправления главным аргументом в пользу перехода к двухуровневой системе было приближение муниципальной власти к населению, обеспечивающее повышение качества работы муниципалитетов и демократизацию на этом уровне управления. Вместе с тем, отсутствие четких критериев при типологизации муниципальных образований, методологическая слабость в вопросах взаимодействия муниципальных образований в рамках двухуровневой системы, сложность задачи по сохранению единства городского хозяйства, рост затрат на содержание управленческого аппарата и возможности роста коррупции, сложности правового регулирования городских агломераций были и остаются острыми проблемами местного самоуправления в нашей стране. Говорить о возврате к одноуровневой системе, на наш взгляд, следует в разрезе сопоставления объективной оценки нерешенных проблем и эффективности проведенной реформы с выгодами и перспективами формирования новой системы на фоне выгод и затрат, вызванных ее внедрением", - отмечает эксперт.
Максим Соколов говорит, что фактический шаг назад в процессах реформирования и модернизации системы местного самоуправления может усложнить работу служащих, снизить качество оказания госуслуг и показатели реализации социальной политики государства.
Отметим, что на федеральном уровне никакой реакции на предложение регионов о возврате к одноуровневой системе местного самоуправления пока не последовало.