Тюмень отбилась от "белых десоветизаторов", но открыла ящик Пандоры
Скандалом, страстями и словесной перепалкой завершилось заседание комиссии по топонимике Тюмени, где решался вопрос о "десоветизации" отдельных названий уличной сети. Самым популярным словом, звучавшим в зале, стало "фашизм" и производные от него. При этом эпитеты щедро употреблялись обеими сторонами конфликта применительно друг к другу. Свидетелем скандального заседания стал корреспондент Накануне.RU.
Комиссия по присвоению, изменению, аннулированию наименований элементов планировочной структуры и элементов улично-дорожной сети Тюмени во время своего заседания вечером 27 февраля официально отклонила инициативу о переименовании улиц с советскими названиями. Всего в повестке дня значилось три вопроса, два из которых касались "возврата улицам Хохрякова и Коммунистической их исторических названий – Успенская и Большая Монастырская".
Заседание предварял пикет против переименования
Но, как показалось, несмотря на единодушие городского органа, в решении все же скрывалось лукавство и вопрос о "десоветизации" будет поднят вновь уже в другом контексте.
Забегая вперед, можно сразу отметить, что подавляющая часть комиссии вела себя достаточно пассивно и терпеливо ждала, когда присутствующие выпустят пар. Парадоксально, но активность проявили лишь те, кто обязан своей карьере именно советскому периоду: бывший чекист, партработник и пропагандист. Впрочем, с самого начала было известно, что решение давно принято на предварительном закрытом совещании.
Так, член комиссии, тюменский краевед и ветеран КГБ Александр Петрушин хоть ранее в интервью и не скрывал свое негативное отношение к советским названиям обсуждаемых улиц, но предпочел подчиниться невидимой политической воле и выступил в качестве "кота Леопольда", предложив "Соломоново решение".
По его словам, дублирующие таблички с историческими названиями на домах и информационные щиты "расширили бы познания о городе". Однако тут же сделал оговорку, что действующее законодательство не позволяет двойные названия на фасадах зданий.
В свою очередь видный бывший партийный номенклатурщик, доктор исторических наук Александр Вычугжанин юлить не стал и честно признался, что он выступает за переименование, но голосовать против не будет. "Да, это не та фигура, но учитывая, что это вызовет проблемы с документами и неудобство людей, которые там проживают, я поддерживанию отклонение", — подчеркнул он.
Тюменский журналист и известный разоблачитель "сталинского режима" Рафаэль Гольдберг, чья карьера началась еще с комсомольских газет, в своем выступлении вспомнил про советскую цензуру, когда из энциклопедии удалялись неугодные имена, а позже в перестройку вновь были возвращены.
"Это попытка исправить историю задним числом. Я ни в малейшей степени не одобряю поступок матроса Хохрякова и хочу сказать, что такие вещи должны оставаться в истории, чтобы не забыли: кто это был и как это было. Я категорически против возражаю против переименования", — заявил он.
А пресс-секретарь тюменской гордумы Сергей Путильцев и вовсе невольно в своей речи применил распространенный прием манипулятивного и дезориентирующего влияния, а в частности намеренное ложное отождествление двух противоположных понятий, в данном случае идеологий антиподов. Проще говоря, сравнил собаку и волка. Вроде, у всех по четыре лапы, хвост, уши есть, да и в целом похожи. Если не одно "но": первый друг человека, а второй – враг.
Он рассказал историю про французского биолога Алексиса Карреля, который получил Нобелевскую премию в 1912 году и в честь которого была названа улица в одном из городов Франции. Однако позже заслуженный деятель во время оккупации активно сотрудничал с нацистами и продвигал ряд евгенических идей о неравенстве людей, в частности постулировал умственную и физиологическую отсталость пролетариата и доказывал, что она передаётся по наследству.
"Жители городка решили не убирать название улицы, на которой как раз находился концлагерь, и решили в напоминание об ужасах сохранить её", — подытожил свой странный аргумент член комиссии.
Затем слово дали приглашенным лицам. Тонкий подвох достаточно быстро разоблачил лидер местных непарламентских коммунистов Александр Черепанов, который напомнил взрослым людям с советским образованием, что нацизм был осужден Нюренбергским процессом, а решающий вклад в разгроме "фашистской чумы" внесли именно коммунисты, чья идеология не запрещена и активно распространена сейчас во многих странах. "Это фашизм передовой отряд капитализма, а не коммунизм", — парировал Черепанов.
Если резюмировать, то в целом члены комиссии были не против переименования и не скрывали своего отношения, но, как показалось, подчинились чьей-то воле сверху. Просто кто-то решил, что время еще не пришло и не стоит раздражать людей.
Любопытно, но как заметили присутствующие, эти же члены комиссии с большим энтузиазмом и с легкостью в прошлом году отклонили одну за одной инициативу об увековечивании столетнего юбилея Октябрьской революции в названии безымянной площади и улицы.
В целом дискуссия сразу переросла в идеологическую плоскость и взаимные обвинения в "религиозном фанатизме", "попытках внести разброд в общество" и "невежестве". Замглавы администрации Тюмени Руслан Кухарук время от времени делал замечания выступающим и грозил прекратить прения: "Давайте говорить по теме и не уходить в какие-то истории".
Что касается главного "героя" заседания, главы регионального отделения общества "Двуглавый орел" и инициатора переименования — депутата гордумы от ЛДПР Игоря Ракши, то под конец дискуссии он не выдержал и устроил эмоциональную перепалку с противниками его идей. Досталось не только коммунистам, которые, якобы, назвали его фашистом, но обвинил еще и комиссию по топонимике в предвзятости, некомплектности и "разрушении духовности и нравственности, в угоду почитания "красного террора". В итоге он и вовсе пообещал на всех подать в суд.
Игорь Ракша и его "православный IPhone"
"Лидеры РКПБ-КПСС -РОТ ФРОНТ на своём официальном сайте за мою инициативу возвращения исторических названий улиц назвали меня "фашистом". Осознавая то, что мои деды воевали на всех фронтах, считаю это личным оскорблением и оскорблением памяти своих предков. Учитывая то, что первым инициатором возвращения исторических названий в Ленинграде был Сталин, изменивший название десятков площадей и улиц в 1944 году, считаю, что сегодняшние лидеры РКПБ-КПСС косвенно назвали Сталина фашистом. Получается, что и все партийные лидеры тех времён, возвратившие исторические имена городам и улицам СССР, тоже становятся на одну ступень с фашизмом?" — подытожил уже после заседания депутат у себя на странице в социальных сетях.
Коммунист Динар Абукин отчитывает Игоря Ракшу
Если делать вывод, то можно сказать, что споры о переименовании несут в себе большую опасность. И дело даже не в возможном расколе общества, как многим может показаться. Даже на примере тюменского заседания видно, как дискуссия вольно или невольно переходит к теме Великой Отечественной войны, но пока, к счастью спотыкается об нее. Следуя разрушительной логике "десоветизаторов", вслед за переименованиями встанет вопрос о покаянии и признании коммунистической идеологии – преступной. Дальше, уже не по их воле, последует вывод и выяснится, что в войну столкнулись два преступных режима, а значит, ее итоги и великие для нас завоевания, в том числе и территориальные, можно и нужно пересмотреть. Западные "партнеры" об этом обязательно позаботятся. А потом внезапно окажется, что, например, те же бандеровцы были не пособниками нацистов, а "борцами за свободу против большевиков". Как итог заставят платить… платить и каяться. Всему миру.
А не это ли сейчас происходит?