"Последний звонок" прозвенел в Госдуме
Перспективы России как высокотехнологичной державы поставлены под угрозуВ Госдуме в рамках "круглого стола" с участием специалистов сферы образования презентовали народный фильм "Последний звонок", авторами которого выступили журналист Константин Семин и историк Евгений Спицын. Участникам дискуссии показали 20-минутный дайджест из трех вышедших серий. В основу обсуждения легли вопросы о "разрушительном" влиянии ЕГЭ на среднюю и высшую школу, о статусе современного педагога, о стратегических и тактических шагах для создания эффективной системы образования. Подробности – в материале Накануне.RU.
О разрушительности образовательных реформ, реализуемых в постсоветской России, говорили многие эксперты. Математик, профессор РГПУ им. Герцена Сергей Рукшин в своем видеообращении к собравшимся предложил провести беспристрастный анализ итогов реформ, остановить "принятие скороспелых стандартов" и всестороннее обсудить сложившуюся ситуацию.
"Не только в обществе, но и в депутатском корпусе полностью отсутствует цельная картина того, до чего дошло наше образование за последние 15-18 лет реформ. Мы видим разрозненные фрагменты, отдельные проблемы, скандалы, а ужаснуться нужно тому состоянию, в котором находится система образования в целом", – сказал он.
Эксперт заявил, что введение ЕГЭ разрушительно повлияло на две ступени образования – среднюю школу, которая лишилась самостоятельного статуса и стала фрагментарной подготовкой к единому госэкзамену, а также высшую.
"В перспективе – технологическая отсталость, отсутствие нужных стране кадров, отсутствие национально ориентированной системы образования", – подчеркнул математик.
"Уже не колокол, а тревожный набат гремит, он гремит по перспективам России как высокотехнологичной, развитой державы. Мы столько лет к этому шли, что было бы обидно … упустить этот исторический шанс", – добавил он.
Доктор физико-математических наук, профессор ПетрГУ Александр Иванов согласился с тем, что "средняя школа изуродована системой ЕГЭ".
"Среднего образования – гармоничного, всестороннего – как такового нет. Школа официально готовит школьников к сдаче ЕГЭ, вузы нужны, чтобы принимать абитуриентов, сдавших ЕГЭ. Главный показатель эффективности вуза сегодня – средний балл госэкзамена абитуриента", – сказал он, отметив, что "с таким образованием у нас страны не будет".
По его мнению, современная система образования является трагедией не отдельной личности, а всей страны, из-за чего "мы теряем потенциальные кадры".
Иванов озвучил инициативу вынести ЕГЭ за рамки среднего образования, "аттестацию передать школе и объявить о восстановлении госаттестации по всем основным предметам в течение двух-трех лет". Для того, чтобы этот механизм заработал, нужна воля законодателей, уверен он, попросив поддержки у депутатов-участников "круглого стола".
Присутствующий на обсуждении депутат Госдумы от КПРФ Олег Смолин напомнил, что инициативная группа много раз вносила подобные законопроекты, но "каждый раз правящая партия отвергала эти инициативы".
Парламентарий также отметил, что правительство РФ четвертый год вносит в Госдуму официальные доклады о состоянии и перспективах образовательной политики. "В этих отчетах есть все, кроме самого главного… В отличие от этих докладов, фильм ["Последний звонок"] поднимает целый ряд системных проблем", – упомянул Смолин.
Комментируя идею народного фильма, один из авторов проекта, журналист Константин Семин отметил, что ситуация в отрасли не изменится, если не поменять социально-экономический базис.
"Образование – лишь одно из проявлений того общественного уклада, выбор в пользу которого мы сделали в 1991 году… Никак нельзя остановить деградацию, не изменив социально-экономического основания, базиса, на котором строится наше существование сегодня… Это все есть отражение приватизации наших общественных отношений. Рынок пришел в школы и превратил нас в дегенератов, сделал возможным продажу и покупку всего, включая достижения человеческой мысли… Не изменив базиса, добиться позитивных изменений невозможно", – подчеркнул он, добавив, что в капиталистической системе идеалов ныне реализуемый сценарий "закономерен, предсказуем и измеряем".
При этом, по его словам, не следует отказываться от точечной борьбы с реформами, нужно продолжать вести борьбу против ЕГЭ, за коррекцию образовательных программ по истории, литературе и другим дисциплинам.
Не терять активности при решении тактических задач в отрасли, продолжать "арьергардные бои" призвал и профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Бузгалин. Он также обратил внимание на то, что причина проблем в образовании связана с действующей в стране экономической системой. "Если власть в стране принадлежит сращенным кругам олигархов или бюрократов, которые прячутся за той или иной симпатичной фигурой, то в этих условиях в образовании и всех других сферах будет происходить то, что мы сейчас описываем", – сказал эксперт.
На "круглом столе" в Госдуме подняли и тему внедрения формалистики в отрасль, "менеджеризации" учебных заведений. Помимо этого, авторам фильма предложили создать еще одну серию о ситуации с коррекционными школами в России.
Константин Семин пообещал, что реагирование на сигналы о "бедствиях" продолжится. "Мы не вешаем амбарный замок, мы продолжаем получать письма, отражать действительность. Пусть это не всегда можно назвать серией, но мы открыты к освещению любых проблем", – заверил он.
Фильм доступен на странице проекта и на Youtube. Народные сборы на проект составили около 4 млн руб.