Национализация, снижение налогов и ставок по кредитам. В чем оказались солидарны почти все участники дебатов
За два последних дня на федеральных телеканалах подряд прошло сразу несколько шоу, посвященных дебатам кандидатов в президенты. Каждая передача ограничивала обсуждение какой-либо темой: внешняя политика, армия, экономика. Но везде кандидаты говорили только об экономике и, конечно, о роли Сталина и репрессиях. Единодушие большинства выступавших по вопросам национализации стратегических отраслей и снижения процентной ставки по кредитам удивило куда больше демарша Павла Грудинина и ссор Ксении Собчак и Владимира Жириновского.
Разобраться в отличиях программ кандидатов оказалось очень не просто. Даже либерал-демократ, лидер ЛДПР Владимир Жириновский неожиданно заявил, что "частный сектор себя не оправдал".
"Частный сектор себя не оправдал. Ни в чем! Зубную пасту не могут выпускать, пуговицы – все иностранное. Ниче не делает частный сектор! Продажный и криминальный! Деньги собирают с народа и уезжают за рубеж. Национализировать всю тяжелую промышленность и даже легкую. Частный сектор – маленькая мастерская, чебуречная, пирожковая, ремонт обуви", – говорил Жириновский на "Первом канале".
"Госсектор хуже, чем частный? Я согласен. Но частный у нас воровской и продажный! – продолжал Жириновский. – Государство менее эффективно, но оно честно".
"Ради спасения страны лучше будем жить в государстве, где будет госсектор", – резюмировал он.
Если отбросить идеологически окрашенные заявления кандидатов и посмотреть на конкретику, то они похожи до степени смешения, зачастую даже совпадали по риторическим приемам и терминам. Грудинин и Собчак, обличая бедность, использовали слово "тотальная".
Бабурин, Грудинин, Жириновский, Сурайкин, Борис Титов, а иногда и Григорий Явлинский называли в качестве предложений одни и те же меры. Призывали бороться с бедностью, отменить НДФЛ и НДС, снизить налоги для малого и среднего бизнеса, требовали сделать приемлемыми ставки по кредитам, национализировать Центробанк и стратегические отрасли.
Сергей Бабурин ("Российский общенациональный союз"): Отказ от неолиберальной политики, ответственность для с тех, кто вывозит деньги за рубеж. "Это наши ресурсы и мы должны ими распоряжаться в интересах народа". Поддержка промышленности и сельского хозяйства. Национализация стратегических отраслей, но не бездумная. "Собственность должна принадлежать народу, а не государству".
Павел Грудинин (КПРФ): Переход к социально-ориентированной экономике, национализация богатств – стратегические отрасли экономики должны принадлежать государству. Регулирование тарифов. ЦБ должен стать государственным. Ставки по кредитам для производителей – доступные. Главная проблема – тотальная бедность. Уменьшить налоги: отмена НДС. "Отмена поборов и сборов в карманы олигархам".
Владимир Жириновский (ЛДПР): Экономика должна быть транспортная, энергетическая и продовольственная. Частный сектор себя не оправдал ни в чем. Национализировать всю тяжелую и легкую промышленность. Убрать налог НДС. Ограничить вывод средств за рубеж. Упор на государственное регулирование цен и вывоз валюты за рубеж.
Максим Сурайкин ("Коммунисты России"): Частный собственник неэффективен. Национализация Центробанка и "кредиты под ноль". Защита малого и среднего бизнеса. Национализация стратегического сектора. Концентрация капитала в интересах общества и народа. Вернуть украденное. Допуск частной инициативы.
Борис Титов ("Партия роста"): Сырьевая экономика не работает. Борьба с бедностью. "Ставка ЦБ вниз". Банковский сектор под контроль. Заморозка тарифов. Поддержка промышленности, сельского хозяйства и малого бизнеса. "Дать кредиты и дать землю".
Григорий Явлинский ("Яблоко"): Тотальная бедность. Отменить подоходный налог (НДФЛ) для бедных. Базовый доход для депрессивных регионов. По миллиону рублей подъемных вступающим в совершеннолетний возраст за счет продажи нефти и изъятия средств у госкомпаний. Масштабное строительство инфраструктуры за счет бюджета.
Ксения Собчак ("Гражданская инициатива"): Тотальная бедность – главная проблема экономики. Вторая проблема экономики – госрегулирование. Государство и так управляет экономикой.
Удивительно, что пятерым из семи кандидатов спорить было фактически о чем. Чтобы хоть как-то оживить дискуссию, кандидаты стали вбрасывать жесткие оценки советского периода и роли Сталина, но и в защите СССР большинство претендентов на пост главы государства проявили единодушие.
"Рядом со мной стоят четыре сталиниста", – пожаловалась на дебатах у Владимира Соловьева Ксения Собчак.
"Мне очень приятно, что все кандидаты, которые здесь находятся, прочитали мою программу и растащили ее на свои тезисы", – резюмировал Грудинин на дебатах на "Первом канале" и покинул студию, пообещав больше в дебатах не участвовать.
"Как вам не стыдно!" – возмутилась Ксения Собчак. Характерно, что больше никто не возмутился.