"О, сколько нам открытий чудных…"
Сможет ли поток нападок на левого кандидата сплотить электорат КПРФ?Против кандидата в президенты Павла Грудинина начат очередной виток информационной борьбы. На странице Анастасии Удальцовой появилось обращение о добровольном сложении полномочий доверенного лица, которое Сергей Удальцов назвал результатом "взлома". Но это цветочки по сравнению с тем, что арбитраж в разгар кампании удовлетворил иск акционеров ЗАО "Совхоз им. Ленина" о возврате в собственность предприятия двух земельных участков стоимостью более 1 млрд руб., сотрудники ЦИК рассказали о якобы 11 не закрытых заграничных счетах кандидата от КПРФ, а в прессе стали появляться сюжеты о том, что у него будто бы есть гражданская жена.
Сам Павел Грудинин обвинения в наличии у него каких-то зарубежных счетов категорически отверг, назвав замечания сотрудников ЦИК попыткой сотворить сенсацию на ровном месте.
"Не удивлюсь, если завтра они расскажут о том, что на моей даче обнаружили Янтарную комнату и библиотеку Ивана Грозного! Особенно мне понравился комментарий члена ЦИК Булаева о том, что они мне верят. Тогда зачем сначала распространять непроверенную информацию, а потом разбираться? Могли бы выяснить все в штабе кандидата или в ФНС России", – говорится в заявлении на странице Павла Грудинина в соцсети.
Руководитель юридической службы ЦК КПРФ Вадим Соловьёв рассказал Накануне.RU, что партия подаст жалобы на действия сотрудников избирательной комиссии в сам ЦИК и Генпрокуратуру уже сегодня. Однако неизвестно, будет ли жалоба в ЦИК рассмотрена оперативно, по словам Вадима Соловьёва, до сих пор не рассмотрены жалобы, которые КПРФ подавала ещё 14 января.
При этом наблюдается парадоксальная ситуация – в избиркоме неоднократно заявляют о нарушениях, которые должны приводить к снятию кандидата с выборов, но далее этих заявлений почему-то ничего не следует.
"Если у них есть данные о том, что Павел Николаевич не закрыл какой-то счёт, значит, в соответствии с законом, они обязаны снять его с выборов, но на данный момент никаких официальных претензий и никаких официальных документов, подтверждающих этот факт, нам не представлено, всё на уровне разговоров. Как три недели рассказывают сказки по поводу каких-то двух счетов, так, думаю, и эти 11 – такая же история", – подчеркнул руководитель юридической службы.
По мнению члена СПЧ, журналиста и доверенного лица Павла Грудинина Максима Шевченко, новый виток информационного давления вызван перспективами Грудинина на выборах. В беседе с Накануне.RU он отметил, что нападки на кандидата сейчас идут по трём каналам:
"Первое – по всем каналам на всю страну рассказывают про иностранные счета Грудинина, а потом вечером шёпотом тихонечко другой член ЦИК говорит, что нет претензий, никаких проблем нет, он всё закрыл и мы ему верим. Но это уже не транслируется.
Второе. С Настей [Удальцовой]. Это просто взломали её "Фейсбук". Просто взломали и опубликовали там эту запись.
И третье, важный момент. Отморозились совершенно они, они полезли в личную жизнь Павла Николаевича. На сайте "Антимайдан" стоит информация о его "гражданской жене" с её фотографиями, они полезли к её родителям. Мне кажется, что это гнусность, которой уже нет оправдания. Если уж говорить про то, кто с какими молодыми крутил романы, то тут у нас есть кандидаты, к которым можно присмотреться – к их личной биографии. Но тут, как говорится, у всех языки сразу цепенеют, и никто не лезет к личной жизни человека. Зачем они открывают ящик Пандоры, зачем они провоцируют такую ненависть? Я-то полагаю, что они только закаляют сталь, потому что все слабые отпадут, а сильные укрепятся в своей политической позиции".
Новый поток негативных информационных поводов, связанных с кандидатом в президенты от КПРФ, появился после того, как Грудинин покинул дебаты и заявил, что больше не будет в них участвовать. По данным источников Накануне.RU в партии, это было личное спонтанное решение Грудинина, и никто к нему не был готов, кураторов выборов во власти это обескуражило.
Директор Центра политологических исследований Финансового института при правительстве РФ Павел Салин напоминает, что у Грудинина в декабре и до начала-середины января наблюдался резкий рост рейтинга, и тогда с помощью самого первого информационного вброса про "счета" удалось этот процесс заморозить.
"Сейчас перед властью не стоит такая задача – наносить серьёзный удар по рейтингу Грудинина, сейчас этот вброс делается с целью заставить Грудинина вести себя более управляемо на дебатах, чтобы он не требовал изменения формата, чтобы не уходил, чтобы отыгрывал определённую ему роль и не выходил за красные флажки", – отметил политолог.
Вместе с тем Павел Салин считает, что до снятия Грудинина с выборов дело не дойдет, ведь это пагубно скажется на явке. Тогда как нынешняя "тактика" информационных атак способна разобщить его электорат.
"Если бы его сняли, в чём я абсолютно не уверен, вероятность того, что его снимут меньше одного процента, это способствовало бы и серьёзному падению явки, и сплочению левого электората. А вот это [нынешний ход кампании] – не думаю, что поспособствует [сплочению], скорее, это может оттолкнуть от него часть электората, который за Зюганова не стал бы голосовать, и часть коммунистов. Кампания против Грудинина, с одной стороны, заморозила его рейтинг, а с другой – способствовала росту симпатий, но всё-таки ущерб электоральный был больше, чем приобретения. Поэтому если власть его жёстко прессовать не будет, а она вряд ли будет сейчас его жёстко прессовать, то никаких бонусов эта кампания Грудинину не даст", – резюмировал эксперт.
В свою очередь, Максим Шевченко считает, что в стране возникает новое движение, объединяющее КПРФ и широкую народно-патриотическую коалицию, и "власть репрессиями, нападками и потоками лжи только и делает, что оно будет более крепким, современным и технологичным".
Но каким в действительности окажется этот опыт, "сын ошибок трудных", и для КПРФ в целом, и для Грудинина лично, сейчас предугадать едва ли возможно. Пока же они столкнулись с тем, о чем предупреждали некоторые критики кампании именно с левого фланга – в "выборной карусели" фигуры тщательно прикручиваются к полу теми, кому эта "карусель" принадлежит.