Ждать ли прорыва от встречи Трампа и Ким Чен Ына?
В ходе Олимпиады в Пхёнчхане удалось начать диалог между Пхеньяном и Сеулом. Незадолго до старта Игр даже произошли визит северокорейской делегации и приостановка на время мероприятия американских учений и испытаний КНДР. На открытие ОИ прибыли формальный глава КНДР и сестра Ким Чен Ына. Позже в Пхеньян вылетел спецпосланник южнокорейского президента. По итогам этих переговоров Ким заявил о готовности к переговорам с Мун Чжэ Ином и Дональдом Трампом. Более того, допускается, что северокорейский лидер может провести эти переговоры на южнокорейской стороне границы. О том, чего можно ждать от дипломатического прорыва КНДР и как на нём могут сказаться отношения между Вашингтоном и Пекином – читайте в материале Накануне.RU.
Еще в январе 2015 г. приглашение Ким Чен Ына на парад Победы в Москву породило домыслы о возможном начале пророссийского курса КНДР. Однако маршал тогда приглашением не воспользовался, отправившись 9 мая на испытания ракеты подводного базирования.
Стоит отметить, что последние успехи северокорейского ракетостроения вызвали немалое беспокойство за океаном. В итоге, всё идёт к тому, что первый зарубежный визит Ким Чен Ын нанесёт не в Россию или Китай, а в "логово врага" – Республику Корея, в которой КНДР считается "запрещённой организацией". Более того, лидеры государств, откровенно враждебных Пхеньяну, буквально выстроились в очередь, чтобы прибыть на встречу с тем, кого ещё недавно называли "вождём-затворником". Вслед за Мун Чжэ Ином и Дональдом Трампом возможностью встречи с Кимом заинтересовался премьер-министр Японии Синдзо Абэ.
Как передаёт The Japan Times, главный секретарь Кабинета министров Ёсихидэ Суга не подтвердил и не опроверг эту информацию. Это ломает прежнюю тенденцию, когда японское руководство отказывалось от прямых контактов с Пхеньяном. Если раньше Токио придерживалось жёсткого курса в отношении КНДР, чтобы продемонстрировать последовательность в союзе с США, то теперь на фоне готовности американского и южнокорейского президентов встречаться с лидером КНДР ситуация меняется.
В 2004 г. японский премьер Дзюнитиро Коидзуми посещал Пхеньян и встречался с тогдашним руководителем КНДР Ким Чен Иром. Однако сейчас японские эксперты опасаются, что стремление Пхеньяна к контактам с Токио будет значительно меньшим. В начале двухтысячных КНДР рассматривала Японию как своеобразный мост к переговорам с США, но теперь не нуждается в этом. При этом Токио, насколько можно судить по публикациям в прессе, больше волнует частный аспект – рассмотрение вопроса о японских подданных, якобы похищенных корейскими агентами в 1970-1980-е гг.
В ходе же прямых переговоров Кима и Трампа планируется обсудить ключевой для Корейского кризиса вопрос – ядерное разоружение КНДР и гарантии безопасности для неё. О готовности Севера к отказу от ядерного оружия до сих пор известно только со слов южнокорейского посланника Чон Ы Ёна, которому Ким рассказал о том, что "денуклеаризация была общим желанием его предшественников". В таком варианте не идёт речи о немедленном отказе Пхеньяна от ракет и ядерного оружия – ведь именно при предшественниках Кима были заложены основы северокорейского стратегического оружия.
Однако новость уже успели преподнести едва ли не как готовность КНДР к немедленной капитуляции и подписанию мирного договора ценой ядерного разоружения. Готовность корейцев к переговорам Трамп поспешил приписать себе. Как бы то ни было, подготовка к проведению саммита уже идёт, стало известно, что с двухдневным визитом в Швецию отправился министр иностранных дел КНДР Ри Ён Хо. Не исключено, что американский и северокорейский лидеры встретятся именно в этой скандинавской стране.
Заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк отмечает, что пока сама встреча Ким Чен Ына и Дональда Трампа всего лишь вероятна. Она обусловлена позитивными тенденциями, которые наметились между Южной и Северной Кореей. В то же время, как отмечает эксперт, успешная попытка заставить Ким Чен Ына сесть за стол переговоров будет использована Дональдом Трампом, в первую очередь, для внутренней аудитории, как очень эффективный пиар-инструмент для повышения рейтингов Трампа, при этом вряд ли будет носить прорывной характер.
Касаясь возможных результатов переговоров, Никита Данюк обращает внимание на то, что Америке невыгодно, чтобы этот конфликт был полностью урегулирован, невыгодно, чтобы международное сообщество, включая США, гарантировало полную безопасность для Северной Кореи, неприкосновенность её границ и национального суверенитета. В этом контексте американцы, естественно, не будут отказываться ни от проведения военных учений на границе с Северной Кореей, ни от военно-морских учений, которые постоянно проводятся в акватории ближайших морей.
Несмотря на бравые заявления хозяина Белого Дома о том, что именно он склонил корейцев к переговорам, ситуация когда американский лидер договаривается о чём-либо с "диктатором-изгоем", представителем "страны оси зла", является уникальной. Отличие Ким Чен Ына от Каддафи, Хусейна или Милошевича – в наличии у него ядерного оружия и ракет, способных доставить его до территории США.
"То, что Северная Корея продемонстрировала свои достаточно серьезные намерения и смогла развить свою ракетную программу вплоть до нанесения удара по континентальной территории США, вызвало озабоченность у представителей американского истеблишмента, в первую очередь, у силового блока, минобороны. Естественно, Америка должна сейчас либо превентивными ударами эту возможность уничтожить, либо сделать так, чтобы нагнетание этой напряжённости снизилось и впоследствии сошло на нет. В данном случае Дональд Трамп, сам того не подозревая, своей агрессивной риторикой поставил США под гипотетически большую угрозу, чем если бы пытался, как Барак Обама, условно закрывать глаза на северокорейскую ядерную проблему. Поэтому, естественно, ни о какой ликвидации ядерного оружия и закреплении безъядерного статуса Северной Кореи речи быть не может, потому что КНДР просто на это не пойдёт", – подчеркнул Никита Данюк.
Стоит также отметить, что в ходе подготовки к саммиту в США сменился госсекретарь, место отправленного в отставку Рекса Тиллерсона занял экс-директор ЦРУ Майкл Помпео, человек, традиционно считающийся "ястребом". Кроме того, на фоне готовности к диалогу с Северной Кореей, Вашингтон повёл себя неожиданно жёстко в отношении Китая. Трамп заявил о готовности ввести пошлины против китайской продукции. Пресс-секретарь МИД КНР Лу Кан рассказал о готовности работать с новым кадровым составом Госдепа, но о возможных санкциях высказался неодобрительно, подчеркнув, что если США предпримут действия, наносящие ущерб Китаю, то Пекин будет твёрдо защищать свои законные права и интересы.
"В рамках переговоров по экспортным пошлинам, по различным торговым барьерам, Дональд Трамп хочет иметь с Китаем более выигрышную позицию. Это своего рода целенаправленное повышение ставок, чтобы использовать нагнетание кризисной ситуации. И в этом смысле Китай крайне заинтересован в том, чтобы на его границах и в стране, которая так или иначе сильно прислушивается к Пекину, была стабильность и гарантированная безопасность. Естественно, нагнетание ситуации Китаю никак не нужно. Я не исключаю, что изменение тактики и тональности в отношении Северной Кореи зависит от состояния американо-китайских отношений по торгово-экономическим вопросам", – считает Никита Данюк.
В этой связи, отмечает политолог, очень большое влияние будет играть тональность отношений между Китаем и США. Если эта тональность будет нейтральной и слухи о торговой войне не будут подтверждаться, то переговорный процесс будет вероятен. Если американцы посчитают, что проблему Северной Кореи можно использовать в качестве инструмента давления на Китай и в качестве точки входа, благодаря которой можно наращивать свой военно-политический потенциал в АТР, они, безусловно, будут демонстрировать готовность садиться за стол переговоров, но никакие рекомендации и уж тем более гарантии в отношении и Ким Чен Ына, и северокорейской политической системы они давать не будут.