"Закон о поездках на Тайвань": как США нарушают принцип одного Китая
Президент США Дональд Трамп подписал "Закон о поездках на Тайвань", нарушающий принцип "одного Китая", лежащий в основе китайско-американских отношений. Данный закон раскритиковали не только в китайском МИД, но и в Минобороны, а председатель КНР Си Цзиньпин, закрывая заседания "двух сессий", заявил о том, что любые действия и уловки, нацеленные на разобщение Китая, непременно столкнутся с осуждением со стороны народа и будут наказаны историей. Это происходит на фоне введения Вашингтоном санкций против китайских товаров, ставящих ситуацию на грань торговой войны. О том, почему такой закон мог потребоваться именно сейчас – читайте в материале Накануне.RU.
Пресс-секретарь МИД КНР Лу Кан заявил, что положения этого акта серьёзно нарушают принцип "одного Китая" и три совместных американо-китайских коммюнике. По его словам, документ посылает неверный сигнал сторонникам "независимости Тайваня".
"Китай настоятельно призывает США исправить свои ошибки. Мы решительно возражаем против этого. Мы надеемся, что США остановят официальные связи с Тайванем, внимательно примут меры по вопросу посещения Тайваня во избежание ущерба китайско-американским отношениям и миру и стабильности в Тайваньском проливе", – подчеркнул дипломат.
В Минобороны КНР напомнили, что Тайвань является частью Китая, а тайваньский вопрос – его сугубо внутреннее дело. Поэтому закон наносит ущерб двусторонним отношениям, в том числе и отношениям между вооружёнными силами двух стран. Также китайское оборонное ведомство призвало Вашингтон прекратить военное сотрудничество с Тайванем и поставку туда оружия.
Адъюнкт-профессор Нанкинского института по изучению Тайваня Ян Цзэцзюнь напомнил, что три коммюнике, о которых рассказывали китайские дипломаты – это "Шанхайское коммюнике", "Коммюнике об установлении дипотношений между КНР и США" и "Коммюнике от 17 августа", составляющие ядро китайско-американских отношений. Согласно этим документам, в мире есть только один Китай, и КНР является его представителем. С момента их принятия отношения между США и Тайванем были ограничены неформальным уровнем, а контакты официальных лиц ограничены. Лидеры, их заместители, министры иностранных дел и министры обороны Китайской Республики на Тайване не могли посещать Вашингтон. Несмотря на то, что американские чиновники посещают Тайвань, среди них тоже нет ключевых дипломатов или военных, обычно туда отправляются представители бизнеса, или образования.
Теперь американским чиновникам разрешено посещать Тайвань, а тайваньских должностных лиц могут принимать в США официально. Таким образом принцип "одного Китая" соблюдается лишь на бумаге.
Портал Sina.com обращает внимание на то, что материковому Китаю не стоит надеяться, что этот закон не будет выполняться. Однако это не означает, что стратегический ландшафт в Тайваньском проливе изменился или что позиции сторонников независимости Тайваня внезапно усилились. В то же время, язык, который использует американская элита в разговорах с Китаем, становится всё более жёстким и Китай должен реагировать на изменения в американской стратегии.
Стоит отметить, что закон стал испытываться практически после принятия. 18 марта марта в Нью-Йорк прибыла мэр г. Гаосюн Чэнь Цзюй. Посещение США мэром тайваньского города не противоречит прежним американо-китайским договорённостям, но СМИ КНР обратили внимание на то, что ещё до визита было объявлено о грядущем назначении Чэнь Цзюй "главным секретарём президентской администрации". Находясь в должности градоначальника, она не посещала американских правительственных учреждений, но сообщается о её встречах с должностными лицами из Азиатского отдела Совета безопасности США и помощником министра обороны США по делам Тихоокеанского региона.
Интересно, что именно в Гаосюне в мае этого года состоится тайваньско-американская оборонно-промышленная конференция. Первое такое мероприятие прошло ещё в 2002 г., но до сих пор всегда проводилось в США.
Тайвань надеется добиться прорыва в развитии своей национальной оборонной промышленности, эффективного укрепления национальной безопасности и того, чтобы местная оборонная промышленность вошла в цепочку поставок оборонной промышленности США, чтобы стимулировать развитие экономики острова. Гаосюн выбран потому, что в прилегающем районе находится большинство производителей ВПК.
Местные СМИ подчёркивают вероятность того, что в связи с принятием "Закона о поездках на Тайвань" её посетят высокопоставленные американские чиновники, хотя уровень делегаций и то, будут ли они встречаться с "президентом" Тайваня Цай Инвэнь и "министром обороны" Фэн Шикуаном, пока не известно. Ближайшая конференция будет посвящена сотрудничеству между производителями ВПК на техническом уровне. Важнейшими в политике местной оборонной индустрии названы судостроение, аэрокосмическая и информационная безопасность.
К настоящему моменту техническое состояние вооружённых сил Тайбэя оставляет желать лучшего. Сообщается, что 14 марта тайваньские военные развернули ЗРК "Хок" на островах Ланьюй и Люйдао к востоку от самого острова Тайвань. Таким образом создан первый эшелон ПВО, направленной против самолётов НОАК, совершающих полёты вокруг острова. Однако, данные ЗРК были произведены ещё в 70-е гг. и, несмотря на модернизацию, их ресурс находится на пределе. Так, в прошлом году две ракеты на учениях взорвались сразу после старта. Фактически вся система ПРО Тайваня очень устарела и её недостаточно для того, чтобы надёжно прикрыть остров. Самолётам – более 20 лет, комплексам ПВО – 30 лет, сторожевикам – 40 лет, лёгким танкам – 50 лет, самоходным зенитным орудиям 60 лет, а гаубицам – 70 лет.
Напомним, в прошлом году Дональд Трамп накануне встречи с Си Цзиньпином в Гамбурге одобрил поставки американских вооружений Тайваню почти на 1,5 млрд долларов. Однако, среди списка вооружений не было новых истребителей, кораблей или средств ПВО. Устаревание военного потенциала Тайбэя продолжается. Местные эксперты предлагают сделать основой расходов на ВПК ракетостроение – тысяча крылатых ракет, способных достичь ключевых пунктов инфраструктурных объектов КНР, должна, по их мнению, удержать Пекин от силового сценария воссоединения.
В тематике предстоящей оборонно-промышленной конференции сотрудничество по ракетам не указывается, однако очевидно, что Вашингтон не внял предупреждениям МО КНР и продолжает развивать военные контакты с Тайбэем. Более того, он делает это на фоне продолжающейся конфронтации с Китаем по экономическим вопросам. Таким образом, Тайвань – тлеющий огарок китайской гражданской войны 40-х годов прошлого века – рискует превратиться в ещё одну точку международной напряжённости, сопоставимую с Корейским полуостровом или Южно-Китайским морем.