Виталий Монкевич: Торги нефтяными фьючерсами в юанях – очередной этап укрепления национальной валюты КНР
На Шанхайской бирже стартовали торги нефтяными фьючерсами в юанях. Торги на азиатской площадке запустил швейцарский Glencore, однако источники в крупных энергетических компаниях заверяют, что правительство КНР дало указание китайским игрокам торговать предложенной маркой. Примечательно, что первым покупателем стала китайская Shandong Wonfull, занимающаяся переработкой углеводородов. КНР заинтересована вести торги на сырьевой бирже в национальной валюте, рассказал Накануне.RU президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Монкевич. По его словам, таким образом Китай укрепляет статус юаня как мировой резервной валюты:
– Это долгосрочный курс страны, который реализуется постепенно на самых разных направлениях. Например, этой цели служат многочисленные двусторонние соглашения Китая с другими странами о взаимной торговле в национальных валютах. Учитывая масштабы экспорта КНР, такими соглашениями Китай очень мощно стимулирует спрос на юани среди своих торговых партнеров. В том числе и в России.
Стратегия "Один пояс – Один путь", реализуемая КНР, также предполагает "продвижение" юаня на рынках, охваченных этой программой. Юань предлагается использовать в качестве единой валюты в рамках этого пояса.
Биржа по торговле нефтью юанями – очередной этап укрепления национальной валюты КНР на международных рынках. Учитывая, что на данный момент Китай является крупнейшим импортером нефти, перспективы у юаня на сырьевом рынке появляются очень неплохие. Вместе с тем, необходимо понимать, что сразу революции в торговле нефтью не произойдет. Китай пока лишь предложил поменять валюту в рамках нефтяных торгов. Пойдут ли на это игроки рынка – не столь очевидно.
Основными поставщиками нефти в Китай являются Россия, Ангола и Объединенные Арабские Эмираты. От реакции этих стран на инициативу КНР и будут зависеть дальнейшие перспективы торговли нефти в юанях. Ангола, как и целый ряд других менее крупных африканских поставщиков нефти в Китай, вполне могут выйти на новую торговую площадку. Позиции Пекина в Африке очень сильны, и КНР может попросить поставщиков поддержать свои инициативы. И вряд ли получит отказ.
Россия, по меньшей мере, может попробовать начать торговлю в юанях. У наших стран дружеские отношения, есть общие экономические и внешнеполитические интересы. К тому же полученная валюта будет востребована, поскольку Россия активно вовлечена в товарооборот с КНР.
У ОАЭ такой мотивации нет, поэтому страна, скорее всего, будет наблюдать за развитием ситуации. И если биржевая торговля в юанях будет активна, ОАЭ вполне смогут к ней присоединиться. Особенно если это начнет влиять на изменение структуры экспортеров нефти в Китай. Применения таких инструментов привлечения на свою биржу игроков от властей КНР исключать не стоит.
Так или иначе, но на начальном этапе торговля нефтью за юани будет формальной. Для сырьевого рынка юань на данный момент является слишком рискованной валютой – госконтроль валютного сектора делает китайскую валюту зависимой не только от рыночной ситуации, но и от политики Пекина. Поэтому оценивать нефть игроки, скорее всего, продолжат в долларах, а расчеты на бирже будут производиться в юанях по курсу.
Впрочем, для Пекина сейчас важен сам факт торговли нефтью в юанях. Масштабная политика по укреплению национальной валюты на международных рынках повышает ее статус. И чем больше будет площадок, где юань станет основной расчетной единицей, тем больше он будет крепнуть.
Таким образом, если оценивать долгосрочные перспективы нефтяной торговли в юанях, которую организует Пекин, то со временем биржа может оказаться очень востребованной. Как минимум в масштабе региональной торговли юань получит мощную платформу для укрепления своего статуса резервной валюты. К тому же постепенно КНР ослабляет контроль на валютном рынке и в будущем юань станет более свободной денежной единицей. В конечном результате это приведет к тому, что на бирже будут не только производить конечные расчеты в юанях, но и оценку барреля станут производить в китайской валюте.