Оптом не дешевле. На АЗС выросли цены на бензин
Последствия роста оптовых цен на топливо, начавшегося после президентских выборов, почувствовали на себе автомобилисты. Цифры на табло АЗС во многих регионах изменились в большую сторону, но прибавка в 20-50 коп. – только начало. ФАС уличила крупнейшие нефтекомпании в сокращении объемов топлива, реализуемых в ходе биржевых торгов. В апреле такая практика привела к тому, что цены производителей росли опережающими инфляцию темпами. Искусственный дефицит топлива, вкупе с возможным сокращением конкуренции из-за банкротства небольших АЗС и грядущим повышением акцизов, добавит к стоимости 4-7 руб.
По официальным данным Росстата, цены на бензин в России не менялись с конца февраля 2018 г. На 26 февраля литр АИ-92 стоит 38,06 руб., АИ-95 – 41,04 руб., АИ-98 – 46,38 руб. Цена литра дизеля – 40,98 руб. На 19 марта цены стояли на месте, а по некоторым позициям даже снизились: 92-й и 98-й подешевели на 1 коп., литр дизельного топлива – на 2 коп.
В предпоследнюю неделю марта при сохранении средних цен по РФ в 16 центрах субъектов уже отмечался рост стоимости. Сильнее всего топливо подорожало в Махачкале – на 0,8%, Майкопе – на 0,4%, Новосибирске – на 0,3%. Снижение отмечалось в Чите – на 0,7%, Назрани – на 0,4%, Брянске – на 0,1%. Антимонопольные органы отдельных регионов уже в марте фиксировали рост цен на нефтепродукты в розничных сетях. Так, УФАС Омской области сообщило, что компания "Газпромнефть – Региональные продажи" повысила цены на своих заправках на 7,16%. Учитывая, что выросли цены на крупнооптовом рынке, нарушений в этом УФАС не фиксирует.
Стабильная средняя стоимость топлива по РФ в первые две недели марта объясняется искусственным сдерживанием цен игроками отрасли на одном уровне за счет фиксированных расценок по всей стране, объясняет генеральный директор "АвтоСпецЦентра KIA Каширка" Сергей Ворновский. Именно поэтому повышение акцизов и рост мировых цен на топливо незначительно отразились на росте цен на бензин. Однако уже с 19 марта зафиксировано удорожание топлива, причина – в общем росте мировых цен и увеличении в РФ акцизной пошлины на бензин и дизельное топливо.
Рост стоимости в рознице ранее анонсировал "Совет по товарным рынкам" (СПТР), в ассоциации заявили о неконтролируемом повышении на оптовом рынке. И действительно, автовладельцы с апреля стали оставлять на заправках больше денег.
С начала текущего месяца уже в 47 центрах субъектов отмечался рост цен на бензин. Сильнее всего они увеличились в Тамбове – на 1%, Симферополе – на 0,8%, Севастополе и Нальчике – на 0,6%. По данным Московской топливной ассоциации, на столичных АЗС бензин марок АИ-92 и АИ-95 подорожал на 10 коп. и 12 коп. соответственно, дизельное топливо выросло в цене сразу на 15 коп.
В Уральском федеральном округе бензин автомобильный за март подорожал в среднем на 7 коп., а "дизель" на 11 коп. За последнюю неделю ценники на заправках Свердловской области увеличились на 20-30 коп., по официальным данным, в столице Среднего Урала за предыдущий месяц существеннее всего "рос" АИ-95 – на 11 коп. В Ханты-Мансийске при среднем увеличении стоимости бензина на 10 коп. к началу апреля ходовой АИ-92 подорожал на 19 коп., а дизельное топливо – сразу на 25 коп. В Тюмени заметнее всего увеличилась цена на АИ-95 и 98 марок: на 18 и 15 коп. соответственно.
Оптовые цены на бензин росли весь март. За неделю с 19 по 23 марта тонна АИ-95 подорожала на 706 руб. – до 45 616 руб./т, АИ-92 – до 44 193 руб./т, что на 541 руб./т больше по сравнению с неделей ранее, подсчитал "Прайм". Дешевело лишь дизельное топливо.
Тенденция привлекала внимание антимонопольщиков, ФАС выдала предупреждения четырем нефтяным компаниям из-за снижения объемов продажи бензина на внутреннем рынке при увеличении поставок на экспорт. По мнению ФАС, такие действия создали дискриминационные условия, затрудняющие приобретение биржевого товара независимыми участниками рынка, и ограничили предложение свободных объемов товара на биржевых торгах, что могло привести к созданию дисбаланса спроса и предложения.
Сейчас самый разгар сельскохозяйственного сезона и потребность внутреннего и внешнего рынка в топливе высокая, но дефицита бензина и дизеля внутри страны нет, нефтяные компании могут поставлять на экспорт необходимые им объемы, говорит старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова. При этом разница в ценах для внутреннего рынка и экспорта может доходить до 5-7%.
Прибыльность экспорта бензина напрямую связана с ростом курса доллара. С начала года он вырос почти на 15%, сделав экспорт более выгодным, чем поставки на внутреннем рынке, объясняет генеральный директор исследовательской компании MAR CONSULT Дмитрий Шиманов.
"Если не контролировать объемы экспорта топлива, то внутри страны вполне может образоваться дефицит, который мгновенно приведёт к росту цен. Стоимость энергоносителей является базой для инфляционной стабильности в стране. Рост цен на топливо всегда приводит к росту цен на готовые продукты, так как логистика лежит в основе современной экономики. Рост инфляции негативно скажется на экономических прогнозах страны в целом, поэтому государство поступает правильно, когда ограничивает экспорт бензина", – рассказал он Накануне.RU.
На желании топливно-энергетических компаний экспортировать товар за границу отразилось повышение цены на мировом рынке нефти, добавляет Сергей Ворновский. Следствием действий нефтяных компаний стал искусственный дефицит топлива, он вызывает рост цен не только на бирже, но и на АЗС. "По данным Росстата, средние розничные цены на бензин и дизельное топливо по РФ в первые две недели марта не менялись, но водители говорят об обратной тенденции и отмечают рост цен в отдельных заправочных сетях", – рассказал он.
Несмотря на предупреждения ФАС, на оптовом рынке топливо продолжало дорожать. Причем, в апреле темпы уже превысили инфляцию: со 2 по 6 апреля тонна АИ- 92 выросла в цене на 1,545 тыс. руб. до 46,441 тыс. руб., АИ-95 – на 932 руб. за т – до 47,554 тыс. руб.
Весеннее топливное обострение – явление, повторяющееся из года в год. Оно вызвано сокращением производства продукта в связи с началом плановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах, говорит генеральный директор РК "Интегратор" Виктор Костюков. С другой стороны, есть объективный показатель в виде разницы между внутренней и экспортной ценами, замечает он.
По его словам, в декабре естественный процесс ценообразования был нарушен, вмешались регуляторы рынка, призвав производителей нарастить продажи и обрушить оптовые цены на бензин. Их логика была понятна – впереди выборы главы государства. Пожелания регуляторов рынка были исполнены. В итоге бензиновые индексы на бирже за декабрь обрушились на 12-13%, маржинальность АЗС взлетела к 25%. Сейчас индексы возвращаются к "коммерчески обоснованным уровням". Однако процесс привел к росту цен в рознице, а в тех регионах, где цены сдерживаются, небольшие частные заправки находятся в предбанкротном состоянии.
СПТР внес свои предложения для стабилизации рынка бензина. В их числе – увеличение нормы реализации нефтепродуктов на бирже до 50% от объемов внутреннего потребления, либерализация цен на бензин, понижение акцизов. Последнего не допустит Правительство, считает аналитик по нефти и газу Виктор Стреков. Минфин говорил о возможности снизить акцизы на 2-3 руб., но только после окончания налогового маневра в отрасли. Между тем сейчас обсуждается предложение нефтяников о переносе акциза на нефтепродукты с НПЗ на АЗС, говорит он.
"Пока никто не решает проблему ценообразования, в регионах уже банкротятся частные АЗС, а, значит, субъекты теряют налоги, возможности для развития бизнеса. "Отпускать" цены нет смысла в отсутствие рыночного механизма продажи топлива, поэтому после либерализации мы увидим скачок цен на бензин, не сравнимый с прибавкой 50 коп. раз в несколько месяцев. Если есть желание оставить на рынке только ВИНКи, можно ограничиться, во-первых, более жестким контролем за нормой реализации нефтепродуктов на бирже (судя по тому, что ФАС второй месяц выносит предупреждения при явных нарушениях и никого не наказывает, контроль отсутствует); во-вторых, справедливым распределением фискальной нагрузки, налог должен платить не только конечный потребитель", – рассказал Накануне.RU Стреков, добавив, что мелкооптовый рынок требует отдельного регулирования и собственных правил.
Заметим, что потребительские цены на бензин в России в разы выше цен производителей. Так, по данным Росстата, в феврале разница достигала 2,3 раз: цена литра топлива у производителей до повышения в среднем по стране составила 17,28 руб. Дело как раз в налогах, которыми облагается бензин прежде чем дойти до заправочной станции, объясняли в ФАС. И нагрузка эта в 2018 г. будет только расти. В Центробанке прогнозируют повышение стоимости топлива в 2018 г. из-за роста акцизов. Они, напомним, увеличатся в два этапа: с 1 января и 1 июля.
В среднем за год акцизы на автомобильный бензин вырастут на 17%, что, по подсчетам ЦБ, приведет к росту цен за 1 л бензина на 2 руб. 7 коп. Рост акциза на дизельное топливо составит 11,4%, что вызовет повышение цены за 1 л дизельного топлива на 76 коп.
Федерация автовладельцев России проводит свой мониторинг в Северо-Западном округе. ФАР проверяет не только цены, но и качество топлива на заправках. По словам главы организации Сергея Канаева, после роста цен обострилась проблема фальсификации топлива: "Чаще всего с фальсификатом сталкиваемся именно на маленьких АЗС, которые работают с убытком. Сейчас, в первую очередь, должна быть снижена налоговая нагрузка на бизнес".
Опрошенные Накануне.RU аналитики сходятся во мнении, что в 2018 г. "бензиновая инфляция" будет опережать общую. Самые оптимистичные прогнозы – рост цен на 3-4 руб. за оставшуюся часть 2018 г., но кто-то уверен, что цены вырастут на 7 руб. и больше.
"Рост оптовой цены на топливо обычно отражается на розничной цене прямо пропорционально. Среднее ожидание по росту цен на бензин в этом году составляет 7-8%, как и в прошлом. Это связано как с зимним увеличением акциза, так и с общими рыночными тенденциями. Дешевый бензин в России – это утопия", – констатирует Анна Бодрова.
Конечно, следом за искусственным дефицитом можно так же искусственно снять напряженность, устроив новую распродажу топлива. Однако такого же весомого аргумента, как выборы президента, у властей больше нет, да и глобальных проблем рынка эта мера не решит.